Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Направления в литературе 20 – х гг. 20 века
Реализм пытаетсяадаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим, да и просто бытовым реальностям. И обновленный реализм, как его условно называют, справился с этой задачей, стал адекватным мышлением человека XX века. Рядом с обновленным реализмом возникает отличная от него эстетика, генетически восходящая к реализму. В 20-е годы она еще не доминирует, но активно развивается, словно, в тени обновленного реализма, чье становление дает явные художественные результаты. Однако именно новое направление принесло в литературу антигуманистический пафос насилия над личностью, обществом, желание разрушить весь мир вокруг себя во имя революционного идеала. Традиционные для реализма исследовательские функции уступают место функциям сугубо иллюстративным. Миссия литературы видится в создании виртуально- идеальной модели социального и природного мира. Вера в завтрашний идеал настолько сильна, что человек готов пожертвовать прошлым и настоящим лишь потому, что они не отвечают идеалу будущего. Принципы художественной типизации уже не исследуют типические характеры в их взаимодействии с реалистической средой, но утверждение нормативных (долженствующих быть с позиций социального идеала) характеров в нормативных обстоятельствах. Эту эстетическую систему, принципиально отличную от нового реализма, принято называть нормативизмом. И обновленный реализм, и нормативизм осмыслялись как единая советская литература. В 1934 году это неразличение обретает новый термин - социалистический реализм, который теперь мыслится как идейно-эстетическое единство. Более того, эти тенденции соседствуют в творчестве одного и того же автора или даже в одном и том же произведении. Примером последнего может служить роман А. Фадеева " Разгром" (1927). Персонажи Фадеева проделывают путь нравственного возрождения. Морозка, видевший в жизни только плохое и грязное, пошел в партизанский отряд, как он сам говорит, не ради прекрасных глаз командира, а для того, чтобы построить лучшую, праведную жизнь. К концу романа он избавляется от присущего ему анархизма, впервые испытывает неожиданное чувство любви к Варе. Коллектив стал ему родным, и Морозка, не задумываясь, отдает свою жизнь за товарищей, предупреждая отряд об опасности. Разведчик Метелица, считавший, что ему глубоко безразличны люди, вступается за пастушонка и перед смертью открывает для себя, что любит окружающих его людей. Если книга А. Фадеева несет в себе как черты подлинного реализма, так и нормативизма, то повесть Ю. Либединского " Неделя" (1922) написана исключительно в традициях нормативизма и утопизма. На службу прекрасному, но совершенно неясному мифическому будущему отдают все силы герои повести. Эта идея дает им силы переступить через естественные человеческие чувства, такие, например, как жалость к поверженному врагу, отвращение перед жестокостью, страх убийства: " Но когда голову мутит от усталости или работа плохо идет, или расстреливать нужно кого, тогда я в уме подумаю мое теплое слово - коммунизм, и ровно кто мне красным платком махнет". За этой страшной исповедью стоит утопическое мироощущение в наиболее чудовищной его форме, ставшей идеологическим обоснованием соцреализма. Реальность в новой эстетике воспринимается как враждебное, консервативное начало, нуждающееся в абсолютной переделке. Высшей ценностью для писателя нового направления оказывается неясное, к тому же слабо детализированное, будущее - идеальное и лишенное противоречий. Главное заключается в том, что этот проект оправдывает насилие над настоящим. Романтизация будущего, его резкое противопоставление настоящему, создание в конечном счете мифа о " золотом веке" - важнейшая черта эстетики социалистического реализма. Прежде всего, утверждаются новые по сравнению с традиционным реализмом функции искусства: не исследование действительных конфликтов и противоречий времени, а сотворение модели идеального будущего, модели " великолепного дворца". На передний план выходит пропаганда того, какой прекрасный дом будет когда-нибудь построен на месте реальных, ныне существующих жилищ. Эти идеи, сразу же заложенные в программу нового направления, пробуждаясь и все более активно развиваясь, оказались своего рода " раковыми клетками" нового искусства. Именно они привели к перерождению нового реализма в нормативную нереалистическую эстетику на протяжении 20-50-х годов. Таким образом, искусство оказывается орудием создания художественного мифа, способного организовать общество, отвлечь его от реальных проблем жизни. Его цель точно определена: это насилие над действительностью с целью ее переустройства, " воспитания нового человека", ибо " искусство имеет не только способность ориентировать, но и формировать".
Литература 20 –хх гг. Основные литературные группировки и объединения. Стилевое разнообразие литературы 20 –хх гг. Орнаментальная проза. Сказ. РАПП – Российская (позднее – Всесоюзная) ассоциация пролетарских писателей. Возникла в 1920 первоначально как литературное объединение «Кузница», затем – «Октябрь»; окончательно сформировалась к 1925 году. Представители: Дмитрий Фурманов, Владимир Киршон, Семён Родов, Герман Лелевич, Леопольд Авербах, позже – Александр Фадеев. РАППовцы выступали за создание так называемой «пролетарской» литературы и противопоставляли ей литературу «непролетарскую», к коей относили всё классическое наследие. Писатель, по их мнению, должен служить политике Коммунистической партии и являться орудием организации пролетарских масс. Издавали журнал «На посту» «Перевал» – литературное объединение, возникшее в Москве в 1923 и просуществовавшее до 1932 года. Лидер – Александр Воронский. Представители: Артём Весёлый, Михаил Светлов, Михаил Пришвин, Андрей Плато и другие. Главными ценностями в литературе считали искренность и эстетическую культуру. Задачей творчества перевальцы ставили «раскрытие внутреннего мира» и «его новое эстетическое оформление». Художественное творчество перевальцы толковали как сверхразумный, интуитивный, стихийно-эмоциональный, в основном подсознательный процесс. Издавали журнал «Красная новь». «ЛЕФ» – «Левый фронт искусств», объединение писателей и художников, существовавшее в Москве и в Одессе с 1922 по 1929 гг. Участники: Владимир Маяковский, Николай Асеев, Осип Брик, Семён Кирсанов, Борис Пастернак, Василий Каменский. Отстаивали идею искусства как «жизнестроения» и теорию «социального заказа», пытались обосновать необходимость поэтического служения материальным интересам рабочего класса и социалистической революции. Издавали газету «Искусство коммуны» и журналы «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ». «ЛЦК» – «Литературный центр конструктивистов». Литературное объединение, идейно близкое к ЛЕФу, созданное Ильёй Сельвинским и просуществовавшее с 1923 по 1930 гг. Участники: Вера Инбер, Владимир Луговской, Борис Агапов. Провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование нового размера — тактовика, эксперименты с декламацией. «Серапионовы братья» – литературное объединение, существовавшее в Ленинграде с 1921 по 1926гг. Название позаимствовано из цикла новелл Гофмана, где описано литературное содружество имени пустынника Серапиона. Участники: Лев Лунц, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин), Константин Федин, Всеволод Иванов. ОБЭРИУ – «Объединение реального искусства», группа писателей, существовавшая в Ленинграде с 1926 по 1932 гг. Первоначальные названия – «Левый фланг», «Академия левых классиков». Участники: Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Евгений Шварц. ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда. Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении. Новокрестьянская поэзия Состав: Клюев, Есенин, Клычков, Ширяевцев, Орешин. Даты: Первая волна крестьянской поэзии – 1903-1905 гг. (Дрожжин, Леонов, Шкулев) Они объединились внутри суриковского литературно-музыкального кружка, издавали сборники, сотрудничали с пролетарскими поэтами. Вторая волна – 1910-е гг. Печать: сборники стихов (напр. «Радуница» Есенина, «Сосен перезвон», «Братские песни» Клюева). Это течение поэтов, вышедших из народной среды. Они опирались на фольклорную традицию и литературную традицию XIX века (Некрасов, Кольцов, Никитин, Суриков). Основные мотивы – жизнь деревни, природы, родство жизни деревни с жизнью природы. Основные проблемы – оппозиция город/деревня и трагические противоречия внутри самой деревни. Скифы- Блок, Брюсов, Белый, Клюев, Есенин, Пастернак, Замятин. Возникло в России в 1917 году. Печать: два литературных сборника «Скифы» (1917, 1918 г.), газета «Знамя труда», журнал «Наш путь». Мыслили революцию совсем иначе она должна была превратить Россию в райское поле людей-цветов, должна была быть революцией любви, привести к рождению Нового Человека – Скифа – Солнечного Русского. Этот человек открыт всем ветрам, природе, животным, кочевникам, духам. Имажинизм -Шершеневич, Мариенгоф, Есенин, Кусиков, Рюрик Ивнев, Николай Эрдман.Возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Распался в 1925. Печать: сборники «Имажинисты», «Конница бурь», альманах «Язь», журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном». Цель творчества – создание образа. Образ создается при помощи метафор, метафорических цепей, сопоставляющих различные элементы образа – прямой и переносный. «Кузница»- Обрадович, Герасимов, Кириллов, Александровский, Санников – писатели, вышедшие из Пролеткульта. Позже – классики, Новиков-Прибой, Гладков.С мая 1920 г. – выход первого журнала «Кузница» до 23 апреля 1932 г. – постановления «О перестройке литературно-художественных организаций».Печать: журналы «Кузница», «Журнал для всех», «Рабочий журнал», «Пролетарский авангард».Группа с самого начала противопоставила себя дореволюционным литературным направлениям - символизму, футуризму, имажинизму. «Октябрь» -Лелевич, Вардин, Родов. Писатели: Безыменский, Либединский, Жаров, Артем Веселый. Позже примкнул Дмитрий Фурманов. Основана 7 декабря 1922 года в Москве. Печать: критический журнал «На посту» и литературно-художественный «Октябрь».Отвергал формальные эксперименты. Так же выступал за пролетарское содержание Пример – «Неделя» Либединского. Для прозы 1920–х годов характерно не только изображение реалий жизни, но и активизация условных, экспрессивных форм организации текста. Две основные – сказ и орнаментальная проза. Сказ – это форма организации текста, ориентированная на чужое сознание, на чужой тип мышления. Характер героя – прежде всего в манере говорить. Сказ всегда выражает т. з. того или иного социума (пролетариат, крестьянство, чиновничество). Пример – мещанство в рассказах Зощенко, красноармейцы в «Конармии» Бабеля. Зощенко – новатор в области сказа. В ранних рассказах, таких как «Лялька Пятьдесят», «Рыбья самка», а также в вышедших отдельным изданием «Рассказах Назара Ильича, господина Синебрюхова» это традиционный сказ с «установкой на устную речь рассказчика» (Эйхенбаум), отделённого от автора. Впоследствии Зощенко отказался от всех литературных масок (Синебрюхова, Курочкина), рассказчик слился с автором. Причем это писатель, литератор, заговоривший от первого лица («Хороший знакомый»).Этот автор-рассказчик допускает множество речевых ошибок («плитуар», «окромя», «етот», «брунеточка»). Причем это не лесковская мозаика старинных, редких и вычурных слов, а живая речь, которая зазвучала тогда на базарах, в трамваях, в очередях, в банях. Орнаментальная проза – форма организации прозаического текста по законам поэтического: сюжет уходит на второй план, на первый выходят метафоры, образы, ассоциации, лейтмотивы, ритм. Слово становится самоценным, обретает множество смысловых оттенков. Примеры - «Белая гвардия» Булгакова, «Голый год» Пильняка, «Зависть» Олеши. Булгаков противопоставляет хаосу истории гармонию жизни Турбиных. Поэтому велика роль деталей: печь с изразцами, кремовые шторы, голубые гортензии, мебель красного бархата, чашки с нежными цветами. Пильняк показывает уездный город Ордынин, взбаламученный революцией. Сталкивает две правды – вековую патриархальную провинцию и народную стихию. И в этом орнаментализм дает ему полную свободу. Он включает в текст и отрывки из философских сочинений героя романа Зилотова, и отрывок из газетной статьи, и частушку. Олеша сопоставляет крайности концепций личности, предложенных литературой 1920-х годов. В образе Андрея Бабичева – утилитаризм, характерный для Пролеткульта, РАППа, ЛЕФа. Этот герой лишь носитель функции. А в образах Николая Кавалерова и Ивана Бабичева – экзальтированность, культ чувства.
|