Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество И. Шадра.






Родился Иван Шадр в семье плотником. Благодаря отцу, мальчиком, он постигал красоту окружающего мира.

Его отдали в услужение екатеринбургскому купцу. Но любовь к рисованию и особенно к лепке пробила подростку дорогу в художественно-промышленную школу. Здесь будущий скульптор не только познакомился с основами искусства, но и впервые получил гражданскую закалку.

Окончив школу, он вместе отправились в путешествие по России. Шадр побывал на Кавказе, добрался до Петербурга, где хотел поступить в Академию художеств. Однако прежде чем учиться любимому делу, ему пришлось выдержать немало жизненных испытаний, в частности, быть уличным певцом. Однажды его голос услышал режиссер Александрийского театра М. Е. Дарский.

Он помогает ему поступить на Высшие драматические курсы столичного театрального училища. В училище Иван продолжал рисовать, упорно занимался скульптурой. Его рисунки попали к знаменитому русскому художнику И. Е. Репину, который дал им высокую оценку.

Это во многом определило дальнейший путь молодого человека. В своем творчестве Шадр смело прибегал к символике и аллегориям, ему свойственны широта, смелость замыслов и реалистическая правдивость в сочетании с революционной романтикой образа.

Шадр работает над памятником К. Марксу, барельефными портретами революционеров К. Либкнехта, Р. Люксембург и других. В 20-е годы он создает также первые в советской скульптуре собирательно-типические обобщенные образы людей советской эпохи: «Рабочий», «Красноармеец», «Сеятель», «Крестьянин», позднее —«Сезонник», «Труженик».Лучшая работа Шадра этих лет — «Булыжник — оружие пролетариата». В этом произведении скульптор создал обобщенный образ поднявшегося на борьбу рабочего класса. Гнев против угнетателей, вера в свою силу и грядущую победу запечатлены в мускулистой фигуре рабочего, вывертывающего из мостовой булыжник, чтобы метнуть его во врагов. Резкость движения, мощная игра мышц передают физическую силу рабочего. Отлитая в бронзе, эта работа Шадра стала как бы памятником революционной борьбе пролетариата.

Много сил отдал Шадр работе над образом В. И. Ленина. В результате многолетней работы над образом вождя, скульптор создал выдающийся монументальный памятник Ленину на ЗАГЭС (Земо-Авчальской ГЭС). Статуя органично связана и с архитектурой, и с окружающим пейзажем. Выдающейся монументальной работой Шадра был и проект памятника М. Горькому. После смерти Шадра этот проект осуществили скульпторы В. И. Мухина, Н. Г. Зеленская, 3. Г. Иванова.

Шадр — скульптор разносторонних интересов и способностей. Он создал немало глубоко психологических, эмоциональных портретов (портреты Л.Б.Красина; матери; Н. А. Касаткина). Он работал и в области мемориальной скульптуры («Скорбь»; проект надгробия В. Маяковскому и др.). Но главное, что внес Шадр в советскую скульптуру — это высокая вера в силу и красоту трудящегося человека, вдохновенная революционная романтика образов.

Иван Дмитриевич Шадр оставил после себя замечательное творческое наследство. Страстный монументалист, он был и проникновенным портретистом. Его работы отличаются глубиной психологического проникновения во внутренний мир человека.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал