Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество П. Кузнецова.
Отец Павла Кузнецова, был ремесленным иконописцем, содержал в своем доме живописную мастерскую. Повзрослев, Кузнецов стал посещать в Саратове студию при Обществе любителей изящных искусств, где преподавателями были художники Г.П. Баракки и В.В. Коновалов. Затем, перед поступлением в МУЖВЗ, он брал уроки в Боголюбовском рисовальном училище. В Саратове вместе с друзьями Кузнецов познакомился и сблизился с Борисовым-Мусатовым. Как и Мусатов, Кузнецов отдает предпочтение темпере, но использует ее декоративные возможности весьма своеобразно, как бы с оглядкой на приемы импрессионизма. Разбеленные оттенки цвета словно стремятся к слиянию в одно целое: едва окрашенный свет - и картина представляется окутанной цветным туманом (" Утро", " Голубой фонтан"; «Рождение» и др.).Кузнецов рано приобрел известность. Художнику еще не было и тридцати, когда его работы вошли в знаменитую экспозицию русского искусства, устроенную С. П. Дягилевым в Париже. Одним из важнейших событий русской художественной жизни начала века стала выставка " Голубая роза". Будучи одним из инициаторов этой акции, Кузнецов выступил и как художественный лидер всего движения, которое с той поры именуют " голуборозовским". В конце 1900-х гг. художник пережил творческий кризис. Странность его работ подчас становилась болезненной; казалось, он исчерпал себя и не способен оправдать возлагаемых на него надежд. Тем более впечатляющим было возрождение Кузнецова, обратившегося к Востоку. И знаменитые кузнецовские фонтаны того времени начало свое берут в Саратове. Характерно, что и наступивший вслед за символизмом новый, " степной", период творчества Кузнецова тоже связан с его родным городом. Это счастливое время обретения себя, своей темы, небывалой еще свободы. Именно из Саратова отправлялся Кузнецов в свои летние кочевья. Решающую роль сыграли странствия художника по заволжским степям, поездки в Бухару, Самарканд, Ташкент. В самом начале 1910-х гг. Кузнецов выступил с картинами " Киргизской сюиты", знаменующей высший расцвет его таланта (" Стрижка овец", " Дождь в степи", " Мираж", " Вечер в степи" и др.). Его колорит, не утрачивая изысканной нюансировки, налился силой контрастов, ритмический узор композиций приобрел выразительнейшую простоту. Свойственная Кузнецову его созерцательность придает картинам степного цикла поэтическое звучание. Примыкающая по времени к этим работам " Бухарская серия" (" Птичий базар", " В храме буддистов" и др.) демонстрирует усиление декоративных качеств, вызывая театральные ассоциации.В те же годы Кузнецов пишет ряд натюрмортов, среди них - превосходный " Натюрморт с японской гравюрой". Растущая известность Кузнецова способствовала расширению его творческой деятельности. Художник был приглашен участвовать в росписи Казанского вокзала в Москве, исполнил эскизы, но они остались неосуществленными. В годы революции Кузнецов работал с огромным энтузиазмом. Он принимал участие в оформлении революционных празднеств, в издании журнала " Путь освобождения", вел педагогическую работу, занимался множеством художественно-организационных проблем. В этот период он создает новые вариации восточных мотивов, отмеченные воздействием древнерусской живописи; к числу его лучших произведений относятся великолепные портреты Е. М. Бебутовой; тогда же им изданы литографские серии " Туркестан" и " Горная Бухара". Привязанность к избранному кругу сюжетов не исключала живой реакции художника на текущую действительность.
|