Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество А. Остроумовой-Лебедевой.






Анна Петровна Остроумова-Лебедева родилась в Петербурге.

В семье увлекались музыкой, часто ходили в театр, но на то, что Анна постоянно рисовала, смотрели, как на странность. Большое значение в духовном становлении будущей художницы сыграл известный поэт Полонский, который был соседом по даче и сам очень любил рисовать. У него впервые Анна увидела И. Репина, В. Стасова, А. Рубинштейна.

Обучалась искусству графики в классе В.В. Матэ в Училище технического рисования барона Штиглица. Однако копировать чужие гравюры ей показалось скучным, и она перешла в общий живописный класс, где преподавали Н. Новоскольцев, Н. Кошелев, Г. Манизер.

Позже Остроумова поступила в Петербургскую академию художеств, где еще преподавал знаменитый педагог П. Чистяков.

Некоторое время она серьезно увлекалась пуантилизмом и даже сама начала писать мельчайшими ударами кисти. Однако, попав в мастерскую И. Репина она начала обретать собственную манеру. Художница ездила в Париж, где занималась в живописной мастерской Уистлера, который добивался того, чтобы его ученики умели видеть натуру в полутонах, лепить форму цветом и светом. В Париже Остроумова сблизилась с кружком Бенуа. Вместе с Лансере она съездила в Италию и через некоторое время начала заниматься не только рисунком и живописью, но и гравюрой.

Когда Остроумова вернулась в Россию, она уже знала, что истинное ее призвание - гравюра. В мастерской Матэ Остроумова начала заниматься вместе с Сомовым, Бакстом, Лансере, Серовым. На конкурс в Академии Остроумова представила 14 гравюр, среди которых были " Персей и Андромеда" и четыре цветные гравюры - " Луна", " Дорожка", " Финляндия с голубым небом", " Финские озера".

В начале XX века Остроумова сблизилась с обществом " Мир искусства". Ее работы начали появляться на выставках и печататься в журнале " Мир искусства".

Одна из лучших ее гравюр - " Летний сад зимой". Так же появляются такие гравюры Остроумовой, как " Колонны Казанского собора", " Цепной мост" и др. Каждая гравюра художницы - это лаконичное, острое впечатление от натуры. Некоторое время она была увлечена японской гравюрой и глубоко ее изучала.Остроумова-Лебедева не имела особого сатирического дара, но на революционные события 1905 года откликнулась своим участием в сатирических журналах. Особенно тесным было ее сотрудничество с журналом " Жупел.Петербург был ее любимым городом. Она вырезает множество гравюр, в том числе и цветных («Петербургская сюита»). Петербург представал величественным и мужественным. Шесть листов этой серии связаны с ансамблем Биржи - " Колонны Биржи и крепость", " Перспектива Невы", " Ростральная колонна" и др. Графический язык Остроумовой-Лебедевой становился все более лаконичным и строгим.

На VII выставке " Союза русских художников" появились акварельные листы Остроумовой-Лебедевой " Горный институт", " Ночной пейзаж", " Биржа" и др., а также серия крымских пейзажей. Она часто ездила в Италию. Создала целый цикл итальянских акварелей, лучшие из которых были посвящены Венеции. Композиции венецианских акварелей, как и петербургских гравюр, Остроумовой строги и продуманны. Широкий передний план - это только начало внутреннего ритмического движения в глубину листа. Чаще всего массы зданий как бы уходят в перспективу.Остроумова-Лебедева много путешествовала, и в ее творчестве нашли отражение пейзажи Голландии, Бельгии, Испании, Франции. Она проиллюстрировала " Следопыта" Ф. Купера и " Ангела" М. Лермонтова, выполнила гравюрные виды для художественно-исторического очерка-путеводителя по Петербургу, который подготовил В. Курбатов.

После Октябрьской революции Остроумова-Лебедева стала членом экспертной комиссии при отделе Наркомпроса, преподавала в Институте фотографии и фототехники. Она формально оставалась членом обновленного " Мира искусства", а после самоликвидации общества начала выставляться вместе с группой " Жар-цвет", участники которой видели главную задачу в том, чтобы продолжать " мирискуснические традиции".

В 20-е годы Остроумова сделала очень интересные портреты известных писателей, ученых, художников, артистов - С. Лебедева, М. Волошина, С. Прокофьева, А. Рылова и др.

Остроумова-Лебедева глубоко чувствовала и понимала природу. В 30-е годы она начала писать свои " Записки", основу которых составили дневники. Когда началась Великая Отечественная война, она не покинула блокадный Ленинград.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал