Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Творчество М. Грекова.
Детство и юность Грекова прошли на Дону. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а затем поступает в Одесское художественное училище. После его окончания Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую АХ, где учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога - " Оборона Севастополя" и " Бородинская битва". За работу «Волы в плугу» Греков удостаивается звания художника. С начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте. В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, - " Бредут", " Корниловцы", " Отверженные. Отступление корниловцев". Вместе с композицией " Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск", эти полотна положили начало советской батальной живописи. Мотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. В раннем творчестве Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина. Картина " В отряд к Буденному", имела определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова. В произведениях, написанных в последующие годы, начинает преобладать сильная динамика, страстный порыв; композиции приобретают остроту и одновременно большую глубину. В конце 1920-х годов им создаются «Тачанка», " Красные части занимают хутор", " Кавалерийская атака", " Бой под Егорлыкской" и др. Весь строй этих полотен проникнут романтическим революционным духом, выраженным в стремительном, вихревом движении. " Тачанка" стала своеобразным символом гражданской войны. Живописец активно занят в художественной и общественной жизни страны. Он постоянно участвует в выставках АХРР. В Новочеркасске проходит его персональная выставка. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ АХРР. После реорганизации АХРР, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников. В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами. Греков создает ряд эскизов к диорамам " Егорлыкский бой" (совместно с Г. К. Савицким), " Штурм Перекопа", " Памятник Первой Конной". В 1930е годы он приступает к работе над первой советской панорамой " Перекоп". Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически. Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины " Чертов мост", " Знаменщик и трубач", " Трубачи Первой Конной армии", " На Кубань" знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова. В своих полотнах он часто использует панорамный композиционный принцип: высокий горизонт и крупномасштабность фигур первого плана придают композициям характерную монументальность. Живопись Грекова этого времени отличается повышенной светоносностью и яркими чистыми красками. Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение - панораму " Перекоп". Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве. 21. Искусство 1960-х гг. Общая характеристика. Сложение «сурового» стиля. Основным источником «сурового стиля» было изобразительное искусство СССР 20х годов, то есть досталинского периода, творчество А. Дейнеки, Г. Нисского, а также П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др. Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, как живописный (Ренато Гуттузо), так и неореализм в кинематографе (например, известная картина Г. Коржева «Влюбленные» — это реминисценция кадра из итальянского фильма). Основными представителями «сурового стиля» были: Андронов Н.И. («Плотогоны»), Коржев Г.М. («Влюбленные»), Никонов П.Ф. («Наши будни»), Попков В.Е. («Строители Братска»), Салахов Т.Т. («Ремонтники»), братья Смолины («Полярники»), В. Иванов (цикл «Русские женщины»). Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю. Изображения обобщены и лаконичны. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры фигур. Некоторые мастера в противоположность навязываемой соцреализмом тематической картины обратились к «низким» в академической иерархии жанрам — портрету, пейзажу, натюрморту. Художники нового поколения, сурового стиля, отразили смысл перемен, происшедших в живописи. Наиболее заметными из художников этого круга были братья Смолины — Александр и Пётр. Их совместные работы демонстрируют суровый романтизм характера, причем данная индивидуальная черта сливается с общей тенденцией искусства того времени к монументализации жизненных впечатлений. Их полотно «Полярники» (1961) в этом отношении весьма характерно. Истинный героизм полярников, романтический характер их профессии участвуют в произведении в качестве его глубокого смыслового подтекста. Свою картину «Стачка» (1964) они посвятили историко-революционной тематике. Новым здесь является оттенок легендарности, сообщающей давно ушедшему в прошлое событию современную остроту. Павел Никонов — еще один видный мастер направления. В своем творчестве он придерживался проблематики сурового стиля, одновременно сочетая «мужественное, суровое восприятие действительности с лирическим характером повествования. Одно из первых популярных полотен художника — «Наши будни». Это рабочие будни, изображение усталых рабочих, но при этом изображается истинная значительность и монументальность смысла обычных будней грандиозного строительства. Современное звучание историческому жанру придал одним из первых Г. Коржев — автор триптиха «Коммунисты», цикла «Опаленные войной». Николай Андронов в своих ранних произведениях следует традициям «Бубнового валета», в особенности раннего П. Кончаловского. Виктор Попков пришел в советскую живопись в конце 1950-х годов. Он выделялся даже среди художников своего специфического круга гражанственной, творческой активностью. Его творчество отличается вечным беспокойством, отсутствием благополучия. Самым значительным этапом в его творчестве стали середина и конец 1960-х годов. В 1960 написана его известная картина «Строители Братска». Теме единения людей в труде посвящена картина «Бригада отдыхает», идее любви — «Двое», «Лето. Июль», «Мой день». Значительной серией в творчестве Попкова стал цикл, посвященный вдовам-солдаткам: триптих «Ой, как всех мужей побрали на войну» («Воспоминания», «Одна», «Северная песня»), написанный экспрессивно. Виктор Иванов посвятил своё творчество советской деревне военных и послевоенных лет. В 1960-е он создает цикл «Русские женщины», соединив лирическое отношение к миру с четкой, ясной композицией. и вневременного, бытового и символического.
|