![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные принципы и стандарты этики социальной работы.
Этический кодекс социального работника - это система контроля, формирующая основные принципы профессиональной морали и указывающий черты личности профессионального социального работника, а также освещение социальных функций, которые возложены на профессию обществом. Цель - определение неоспоримых принципов работы в интересах клиента. Кодекс профессиональной этики основывается на общих этических нормах, специфических обязанностях и четких правилах. Члены профессиональной группы имеют обязательства перед своими клиентами, работодателями, друг перед другом, коллегами из других профессиональных групп и перед обществом. Этический кодекс определяет, за что отвечает и как должен поступать социальный работник. Этический кодекс функционирует как формализованное выражение об ответственности: профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию, представителей профессии перед потребителями услуг, специалистов перед своей профессией. Этический кодекс имеет следующие задачи: охраняет репутацию профессии, представляя четкие критерии, которые возможно применять, чтобы регулировать поведение специалистов; способствует компетентной и добросовестной работе специалистов; защищает людей от эксплуатации со стороны невнимательных или некомпетентных практиков. Этические кодексы выполняют следующие функции: обеспечить адекватную профессии этическую регламентацию; создать единую морально-нравственную основу профессиональной деятельности; служить базовым критерием для определения профессиональной пригодности специалиста; унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований; обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей; обеспечить непротиворечивость этических норм, положенных в основу деятельности; обеспечить этичность поведения и действий социальных работников, их коллективов и социальных служб; гарантировать осуществление прав клиентов; гарантировать возможность осуществления взаимозаменяемости работников; обеспечить преемственность действий как отдельных специалистов, так и социальных служб; дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов; содействовать повышению уровня моральности — социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества; обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов; повысить моральный авторитет социальной работы в обществе; гарантировать этическую чистоту профессии как таковой. Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника. Настоящий Кодекс и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента. В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция к кодификации социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Национальные ассоциации учитывают, что в социальных службах работают не только социальные работники, но и представители других профессий. Вследствие этого представляется такой подход к разработке профессионально-этического кодекса, который позволял бы всем специалистам, работающим в социальной службе, находиться в одном этическом пространстве, т.е. нормы и принципы, правила и требования, заложенные в кодекс, должны носить по возможности более общий характер. С другой стороны, социальные службы зачастую специализируются, оказывая клиентам тот или иной довольно узкий перечень услуг, работая с узкой группой клиентов. Однако и в первом, и во втором случаях профессионально-этический кодекс не будет содержать в себе мелочных рецептов. Процесс воспитания и становления специалиста предусматривает обучение его навыкам работы в этическом пространстве, этическому анализу, оценке, которые помогут социальному работнику принять этически верное решение в затруднительной ситуации. 93. Профессионально-этические требования к личности руководителя социальной службы. Гуманистическая направленность личности специалиста предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Человек, независимо от своих личностных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Не всегда человек может полностью управлять своими обстоятельствами, не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, специалист принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основным в ее жизни, и в своей обыденной жизнедеятельности и профессиональной деятельности руководствуется пониманием объективной значимости этой деятельности. Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания: Философская - научно обоснованные фундаментальные знания в области общей философии, этики и аксиологии; Социокультурная - образовавалась под влиянием макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном); Профессиональная - результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы; социально-групповая - принадлежность личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов; индивидуальная - развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути. Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание также требуют конкретной этической регламентации. Профессия – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику. В современном мире «замкнутое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профессиональных этических систем. Основными целями профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие: реализация ценности человека - клиента, социального работника, других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества; содействие формированию социально- и профессионально-значимых черт личности и повышению субъектности специалиста и его клиента; обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе; достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе; формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста; формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов, специалиста; усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа; формирование и совершенствование профессионально-ценной и значимой мотивационной сферы специалиста; обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста; формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы; развитие творческих способностей личности, ее этико-ценностного мышления и морально-ценностного “чутья”; актуализация на основе профессиональной этики и аксиологии основных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности. Формирование этико-аксиологического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально-значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального сознания представляет известную трудность вследствие того, во-первых, что это уже вполне сложившаяся личность и, во-вторых, вследствие того, что помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, он испытывает существенное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Помимо этого, специалист, в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов. Гармонизация общественных, деловых и межличностных отношений это стремление минимизировать условия для конфликтов и ссор, так как они снижают возможности и развитие творческого потенциала человека. Разрешение ценностного противоречия в пользу научно обоснованных профессионально-этических ценностей имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку определяет смысл и содержание профессиональной социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности на уровне теории и эффективность социальной работы на практике. Формирование тотально идеальной личности возможно лишь в соответствующих идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, в случае если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкурентоспособной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации. К примеру, альтруизм в своих крайних проявлениях может означать постоянное самоотречение и полное пренебрежение личностью собственными интересами в пользу интересов других личностей, что, в конце концов, может привести к манипулированию ею и ее обезличиванию на фоне полного самоотречения. Тем не менее, это не значит, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических императивов. Особенности их интерпретации существенно зависят от личностных качеств специалиста͵ черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики.
|