![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Профессионально значимые ценности социальной работы.
В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных: ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др. Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней: общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества; социетальные — признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе; профессиональные — имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности; Иерархия ценностей: человек и общество; свобода; защищенность; справедливость; труд; коллективизм; равенство. Профессиональный долг специалиста — требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией. Руководствуясь профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы: личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях; компетентности специалиста; рационального подхода к решению поставленных задач; соответствия полномочий и ответственности; правовой регламентации деятельности; подотчетности; инициативы, и творческого подхода; организованности и дисциплины; контроля и проверки исполнения; критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента; доверия и свободы действий; поощрения и наказания и другие Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые деонтологическая регуляция выполняет. Она гарантирует: высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы; четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение; профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы; глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента; сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента; заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы; высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению; наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга; стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности. Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб постоянно искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег клиента, привлечение к решению проблем представителей общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, органов местного самоуправления и т. п. и добиваться тем самым улучшения результатов совместной деятельности. Долг и должные отношения существенный фактор повышения эффективности и разрешения наиболее острых социальных проблем. Актуализация деонтологического потенциала социальных служб может способствовать повышению социальной активности населения в целом, гуманизации общественных отношений. В то же время использование деонтологического потенциала не означает, что это единственное средство повышения эффективности социальной работы. Решение проблем ресурсного, кадрового обеспечения, совершенствования нормативно-правовой базы, развития функциональных связей и т. п. играют не меньшую роль в реализации социальной работой своего совокупного гуманистического потенциала. Благополучие общества — это забота всего общества. Решение социальных проблем общества должно осуществляться при помощи социальной работы, но не за ее счет и тем более не за счет социального работника. Становление и развитие социальной работы как социального института, должно осуществляться на основе как реализации деонтологического потенциала социальных служб и специалистов, так и создания государством и обществом условий, необходимых для осуществления ими высокоэффективной деятельности. Профессионально- этический кодекс - это свод свод профессионально – этических норм. предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением. Объект - индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, предмет – моральные знания и навыки специалистов. Цель - содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально – этической системы. Задача – обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы. Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции: адаптация профессионально – этической системы к нуждам профессиональной практики; обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально – этической регламентации; содействие формированию единой этико – аксиологической основы профессиональной деятельности; унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально- этических требований и единой системы ценностей; систематизация базовых этико- аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности; содействие разрешению этико – аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике; обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально – этической системы; обеспечение гарантий осуществления прав клиентов; обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб); обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально – этической системы; содействие совершенствованию и развитию личности, повешению уровня моральности специалистов – социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества; содействие повышению морального авторитета профессиональной социальной работы в обществе; обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.
|