Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально значимые ценности социальной работы.






В систему ценностей профессиональной социальной работы входят ценности различных: ценности абсолютные и относительные; истинные и мнимые (ложные); позитивные и негативные; признанные и непризнанные; непреходящие и ситуативные; субъективные и объективные; обыденные и профессиональные; индивидуальные, групповые, этнонациональные и общечеловеческие; действительные и потенциальные; терминальные и инструментальные; материальные, духовные и т.п. В социальной работе они выступают как и цели, и мотивы, и средства, и условия, и процесс, и конечный результат деятельности. Соц.работники наряду являются носителями и реализаторами общечеловеческих ценностей

Можно выделить специфические ценности в профессиональной социальной работе, реализация которых оказывает существенное влияние на ее эффективность. Среди специфических ценностей социальной работы следует в первую очередь выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол и др.

Ценности – специфические социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества

Ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем в их системе представлены ценности различных уровней:

общечеловеческие - признаваемые большинством современного человечества;

социетальные — признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные — имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;
индивидуальные — ценности специалистов, их клиентов, других личностей.

Иерархия ценностей: человек и общество; свобода; защищенность; справедливость; труд; коллективизм; равенство.

Профессиональный долг специалиста — требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью. Содержание профессионального долга социального работника представляет собой совокупность правовых, моральных требований, предъявляемых к нему его профессией.

Руководствуясь профессиональным и моральным долгом, социальный работник учитывает и юридические, и профессиональные требования, установленные для него обществом, принимает во внимание возможную реакцию со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга.

Деонтология социальной работы включает в себя определенные принципы:

личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношениях;

компетентности специалиста;

рационального подхода к решению поставленных задач;

соответствия полномочий и ответственности;

правовой регламентации деятельности;

подотчетности;

инициативы, и творческого подхода;

организованности и дисциплины;

контроля и проверки исполнения;

критического подхода к оценке деятельности, возможностей своих и клиента;

доверия и свободы действий;

поощрения и наказания и другие

Осознание социальным работником своего профессионального долга детерминирует его поведение в повседневной профессиональной практике и, в силу своей специфики, способствует повышению эффективности и качества деятельности. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений и действий вытекает из функций, которые деонтологическая регуляция выполняет. Она гарантирует:

высокий профессионально-квалификационный уровень как гарант качества работы;

четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;

профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;

глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;

сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;

заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;

высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;

наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;

стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.

Чувство долга перед клиентами и обществом заставляет работников социальных служб постоянно искать и находить источники неформальных ресурсов: спонсорские средства, участие знакомых и коллег клиента, привлечение к решению проблем представителей общественных и религиозных организаций, трудовых коллективов, органов местного самоуправления и т. п. и добиваться тем самым улучшения результатов совместной деятельности.

Долг и должные отношения существенный фактор повышения эффективности и разрешения наиболее острых социальных проблем. Актуализация деонтологического потенциала социальных служб может способствовать повышению социальной активности населения в целом, гуманизации общественных отношений.

В то же время использование деонтологического потенциала не означает, что это единственное средство повышения эффективности социальной работы. Решение проблем ресурсного, кадрового обеспечения, совершенствования нормативно-правовой базы, развития функциональных связей и т. п. играют не меньшую роль в реализации социальной работой своего совокупного гуманистического потенциала.

Благополучие общества — это забота всего общества. Решение социальных проблем общества должно осуществляться при помощи социальной работы, но не за ее счет и тем более не за счет социального работника. Становление и развитие социальной работы как социального института, должно осуществляться на основе как реализации деонтологического потенциала социальных служб и специалистов, так и создания государством и обществом условий, необходимых для осуществления ими высокоэффективной деятельности.

Профессионально- этический кодекс - это свод свод профессионально – этических норм. предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

Объект - индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы,

предмет – моральные знания и навыки специалистов.

Цель - содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально – этической системы.

Задача – обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы.

Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:

адаптация профессионально – этической системы к нуждам профессиональной практики;

обеспечение адекватной социальным функциям профессии профессионально – этической регламентации;

содействие формированию единой этико – аксиологической основы профессиональной деятельности;

унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально- этических требований и единой системы ценностей;

систематизация базовых этико- аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;

содействие разрешению этико – аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;

обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально – этической системы;

обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;

обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);

обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально – этической системы;

содействие совершенствованию и развитию личности, повешению уровня моральности специалистов – социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;

содействие повышению морального авторитета профессиональной социальной работы в обществе;

обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал