Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система социальной защиты населения
Социальная защита населения — это комплекс экономических, социальных и правовых мер, а также совокупность институтов, обеспечивающих всем гражданам равные возможности для поддержания определенного уровня жизни, а также поддержку отдельных социальных групп населения. Социальная защищенность — это результат действия механизмов социальной защиты, когда лицо, оказавшееся в силу причин объективного или субъективного характера в неблагоприятном положении, располагает, по его собственному мнению, возможностью воспользоваться определенным минимумом гарантированных государством благ. Цели и задачи системы социальной защиты населения проявляются в ее функциях - относительно самостоятельных, но тесно связанных между собой видах деятельности по социальной защите человека или группы лиц, оказавшихся в обстоятельствах, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании: - экономической функции; - хозяйственно-бытовой функции; - психолого-педагогической функции; - социально-медицинской функции; - юридической функции; - функции организации труда и отдыха и др. В качестве основных этапов системы предупреждения социальных рисков можно выделить следующие: идентификацию факторов риска; классификацию и группировку факторов по уровню влияния, выявление наиболее значимых; оценку значимости конкретного фактора, определение взаимосвязей между ними; разработку системы индикаторов факторов риска (системы показателей); мониторинг изменений; обоснование методов управления риском; разработку программы управления риском; анализ результатов реализации программы и совершенствование процесса управления риском Этические (гуманизм и социальная справедливость) и организационные (системность, комплексность, адресность, доступность) принципы социальной защиты населения. Социальная защита в любом государстве – это комплексная система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают общественно необходимого уровня жизни семьи. Эффективная социальная защита предполагает проведение политики, адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности, предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста. Социальное обслуживание - это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (государственная система материального обеспечения и обслуживания граждан РФ в старости, при полной или частичной потере трудоспособности, потере кормильца, в случае болезни, а также семей, в которых есть дети. Социальная защита – это политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения. Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной работы и социальные службы. Управление социальной защитой населения: федеральный, региональный и муниципальный уровень: федеральный уровень (базовый) гарантирует своевременное получение государственных пенсий, пособий и других социальных выплат, предоставление льгот определенным категориям населения, финансируемых из федерального бюджета и соответствующих фондов. региональный уровень - предусматривает конкретную адресную поддержку нуждающихся, малообеспеченных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию в виде единовременной денежной, натуральной, социально-бытовой помощи как из внебюджетных источников префектуры, региона, различных коммерческих и благотворительных организаций. локальный уровень – осуществляет социальную поддержку в рамках целевых комплексных программ социальной защиты населения и по отдельным постановлениям. • Нормативно-правовая база социальной защиты населения: Федеральные законы:: «О ветеранах»; «О социальной защите инвалидов в РФ»; «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Об основах социального обслуживания населения в РФ; О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности; О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам ордена Трудовой Славы; О социальной защите граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк»; Об иммунопрофи-лактике инфекционных болезней; О государственной социальной помощи; Об основах обязательного социального страхования; Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием; О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей; О трудовых пенсиях в РФ; О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди частных проблем совершенствования социальной защиты основными являются следующие: стабилизация финансового положения государственных внебюджетных социальных фондов; погашение задолженности работникам по заработной плате; расширение источников финансирования социальных услуг; совершенствование адресной системы социальной поддержки населения; введение единого порядка корректировки шкалы и ставок подоходного налогообложения Перспективы развития: Перераспределение социальных расходов в пользу бедных домохозяйств. Перераспределение полномочий по реализации федерального социального законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты. Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере - расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги. 97. Социальная политика государства: сущность и содержание. Социальная политика система мер, направленных на осуществление социальных программ, поддержания доходов, уровня жизни населения, обеспечения занятости, поддержки отраслей социальной сферы, предотвращения социальных конфликтов. Основные направления социальной политики: гарантирование минимальной заработной платы и регулирования доходов в целом; обеспечение занятости населения и оказание помощи по безработице; индексация фиксированных доходов и защиту денежных сбережений населения (вклады в банках, государственные облигации, страховые полисы); оказание помощи беднейшим слоям населения; создание условий для самореализации человека (свободный выбор профессии, сферы и места работы, получения желаемого уровня общего и специального образования, материальная поддержка и переквалификация временно неработающих); обеспечение охраны здоровья населения независимо от уровня доходов Социальные стандарты — устанавливаемая мера потребления соответствующих социальных благ и услуг не ниже минимально допустимых размеров. 99. Социальная работа как профессиональный вид деятельности. Выделяются несколько уровней подготовки кадров. Допрофессионалъная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. В дальнейшем они могут поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания социальные работники могут работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от трех до шести лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются от одного года до трех лет). Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (четыре года), специалистов (пять лет) и магистров (шесть лет). Последние после получения диплома специалисты по социальной работе имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу. Немалое значение имеет подготовка высококвалифицированных специалистов через аспирантуру и докторантуру. При этом важно, чтобы было принято решение ВЛК о возможности защиты кандидатских и докторских диссертаций по направлению " Теория социальной работы и социальная политика". Как известно, сегодня такая защита осуществляется по направлениям философии, социологии, истории, психологии и др. Социальная работа помогает обеспечивать и поддерживать физическое, психологическое, эмоциональное и социальное благополучие людей. В процессе профессиональной деятельности социальные работники активно пропагандируют концепцию само- и взаимопомощи, что должно способствовать тому, чтобы люди учились оказывать помощь и поддержку своим друзьям и родственникам. Внутриорганизационное обучение (без отрыва от производства) включает в себя следующие формы: наставничество, инструктаж, ассистирование, ротация кадров. С отрывом от производства: лекция, кейс-стади, ролевая игра, деловая игра, групповая дискуссия. |
Игротехнологии в практике социальной работы, цели, задачи, содержание. Игра представляет собой общение между людьми, которое может происходить в трех вариантах: 1.несловесная (невербальная) коммуникация (спортивные игры); 2. словесная (вербальная) коммуникация (языковые игры вроде кроссвордов и ребусов); 3. Игра, сочетающая словесную и несловесную коммуникацию, например, драматическое представление. Но сущность игры не исчерпывается коммуникацией, игра не только передача смыслов, но и создание новых смыслов. Поэтому игра – творческо-коммуникативное действие. Компоненты игровой технологии: мотивационный (отношение ученика к содержанию и процессу деятельности) ориентационно-целевой (ученик воспринимает цели учебно-познавательной деятельности) содержательно-операционный (ученики владеют учебным материалом) ценностно-волевой ( высокую степень целенаправленности познавательной активности) оценочный (сопоставление результатов игровой деятельности с целью игры).
|