Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет №3.Виды научных и методических работ в сфере фкис.
”Виды научных работ в области физической культуры, спорта и физической реабилитации” В научной работе выделяют фундаментальные и прикладные исследования. Фундаментальные научные исследования проводят главным образом научно-исследовательские институты физической культуры и научно-исследовательские лаборатории университетов, академий физической культуры.Как правило, в разработке таких тем участвуют коллективы, руководимые известными в своей области учеными. Методическую работу проводят применительно к определенному виду профессиональной деятельности, например дошкольное, школьное и вузовское физическое воспитание, юношеский и студенческий спорт, оздоровительные формы физической культуры, профессиональное физкультурное образование. Формы представления результатов научно-методической деятельности достаточно разнообразны, по характеру, содержанию, объему, оформлению и т. д. отражают многообразие самой научно-методической деятельности. Основные формы, в которых авторы (студенты и профессорско-преподавательский состав) могут довести до сведения других содержание своей научной или методической работы устные сообщения, письменные работы и опубликование в печати (реферат и его материал, доклад, к/р, диссертация. Диссертация в виде научного доклада (кандидатская и докторская) готовится на основе опубликованных автором крупных научных работ, имеющих важное научно-практическое значение (монографии, учебники, учебно-методические пособия, научные статьи в центральных журналах и т. п.). Научный доклад готовится на основе собственных публикаций, отвечающих соответствующим требованиям, главным образом по качеству, количество здесь не столь значимо.Следует отметить, что по сравнению с диссертацией в виде рукописи диссертаций в виде научного доклада представляется к защите значительно меньше, это скорее исключение, чем правило.) Научная статья. Среди видов научных работ статья занимает важное место, в ней обычно излагают наиболее значимые результаты научного исследования. Такие статьи публикуются в научных журналах, сборниках научных трудов. Объем статьи - от 5 до 15с структура статьи: название; фамилия автора (авторов); ключевые слова; введение; методика исследования; результаты и их обсуждение; заключение; литература.Такая структура принята, например, в журнале «Теория и практика физической культуры». Обычно организация, издающая сборник или журнал, устанавливает требования по объему, характеру печатания (например, компьютерный вариант), иллюстрациям и т.д. Автор должен подготовить статью строго в соответствии с установленными требованиями. В системе академий физической культуры разработаны циклы программ по подготовке бакалавров и магистров по физической культуре. Программа разрабатывается в соответствии с учебным планом, который в вузе, например, отражает требования государственного образовательного стандарта по конкретной специальности. В настоящее время разрабатываются учебные программы по учебным планам государственных образовательных стандартов нового (2000 г.) поколения.Приводим требования к оформлению программ для авторских коллективов: 1 - пояснительная записка (цели и задачи дисциплины, требования к уровню освоения ее содержания); 2 - объем дисциплины в часах и виды учебной работы: общая трудоемкость (по госстандарту), аудиторные занятия, лекции, практические занятия (семинары), лабораторные занятия, самостоятельная работа (в часах), другие виды работы (если есть в том числе курсовые проекты, рефераты), вид итогового контроля (зачет, экзамен); 3 - содержание дисциплин и виды учебных занятий (могут быть в виде тематического плана) с распределением часов; 4 - содержание разделов дисциплин; 5 - учебно-методическое обеспечение дисциплины (литература, средства обеспечения дисциплины: лаборатории, классы, спортивные сооружения и другие, перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы, примерная тематика рефератов, курсовых работ, примерный перечень вопросов к зачету (экзамену, по всему курсу). Разработка учебной программы требует от автора глубоких теоретических знаний и достаточно большого практического опыта работы. 2.Построение тренировки в годичных циклах.Основы периодизации тренировочного процесса. Построение тренировочного процесса в годичном цикле во многом обусловлено календарем российский и международных соревнований по футболу. Годичный цикл имеет следующие основные разделы: 1. Цель подготовки. 2. Задачи подготовки. 3. Периоды подготовки. 4. Виды подготовки. 5. Содержание процесса тренировки. 6. Распределение времени на разные виды подготовки по периодам. 7. Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок. 8. Комплексный контроль. Годичный цикл имеет следующие основные разделы: 1.Цель подготовки. 2. Задачи подготовки. 3. Периоды подготовки. 4. Виды подготовки. 5. Содержание процесса тренировки. 6. Распределение времени на разные виды подготовки по периодам. 7. Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок. 8. Комплексный контроль. 9. Научно-методическое и материально-техническое обеспечение. В футболе годовой цикл состоит из подготовительного, соревновательного и переходного периодов подготовки футболистов. Продолжительность и содержание периодов определяются структурой подготовки футболистов, системой соревнований в футболе. Годичный - макроцикл - состоит из мезоциклов, которые, в свою очередь, состоят из микроциклов. Тренировочный мезоцикл в футболе представляет собой структурное образование продолжительностью от 2 до 6 микроциклов. Анализ тренировочного процесса в футболе позволил выделить также втягивающие, базовые, специально-подготовительные, предсоревновательные, соревновательные и восстановительные мезоциклы. Втягивающий мезоцикл применяется в начале подготовки. Тренировочная работа в нем позволяет подвести футболиста к выполнению специфической тренировочной работы. Базовый мезоцикл служит фундаментом подготовки футболистов к предстоящему сезону. Он составляет основу подготовительного периода. В нем проводится основная тренировочная работа по развитию функциональных возможностей организма, которая характеризуется большим объемом нагрузок, широким разнообразием средств. ециально-подготовительный мезоцикл является переходным между базовым и соревновательным, он проводится в конце подготовительного периода. В этом мезоцикле широко применяются упражнения, максимально избирательные и соревновательные, интенсивность тренировочных нагрузок близка к максимальной. Предсоревновательный мезоцикл предназначен для совершенствования технико-тактических действий, моделирования режима соревновательной деятельности. Структура соревновательного мезоцикла во многом определяется особенностями календаря соревнований. В футболе во время сезона может быть проведено 5-6 соревновательных мезоциклов в чередовании с мезоциклами других типов. Восстановительный мезоцикл в футболе аналогичен переходному периоду и предназначается для проведения различных восстановительных мероприятий. Периодизация тренировочного процесса является основой планирования тренировок. Она должна быть построена так, чтобы при любой схеме была сохранена единая для всех видов спорта закономерность волнообразного изменения физической нагрузки с тенденцией к ее постепенному повышению. Основная периодизация предназначена для средней полосы страны, где снег лежит обычно 4—4, 5 месяца в году. Годичный цикл состоит из подготовительного и соревновательного периодов. Подготовительный период состоит из трех этапов.
1. На первом этапе (весенне-летнем) закладываются предпосылки для становления (восстановления) спортивной формы; со второй половины этапа повышается общий уровень функциональных возможностей организма средствами ОФП. Необходимо учесть, что продолжительность этапа и количество применяемых средств по мере повышения квалификации спортсменов сокращается. Если вначале у начинающих спортсменов различные физические качества надо развивать, то в дальнейшем уровень развития этих качеств следует лишь поддерживать. 2. На втором этапе (летне-осеннем) закрепляется спортивная форма средствами специальной физической подготовки, повышают узкофункциональные возможности организма. На этом этапе следует применять также средства, способствующие совершенствованию спортивной техники в бесснежное время года. 3. На третьем этапе (осенне-зимнем) завершается становление спортивной формы средствами специально-физической подготовки, происходит совершенствование специальных качеств, достигается гармоничность технической, специально-физической, тактической и психологической подготовленности.
Соревновательный период предназначается для соревнований, к которым спортсмен должен быть полностью подготовлен. Современные календарные планы спортивных соревнований настолько заполнены, что почти не остается времени для планомерных тренировочных занятий (спортсмены старших разрядов участвуют в 20—25 соревнованиях за сезон). Распределение физической нагрузки по периодам и этапам следующее: на первом этапе вначале происходит снижение физической нагрузки, затем начинается ее повышение, одновременно значительно нарастает объем нагрузки; на втором этапе увеличивается незначительно, зато существенно возрастает интенсивность; на третьем — вначале общий объем нагрузки остается прежним, но увеличивается ее интенсивность; в начале снежной зимы нагрузка несколько снижается, затем уменьшается объем и сильно возрастает интенсивность. Периодизация для зоны с продолжительной и суровой зимой применяется на севере, северо-востоке и частично на востоке нашей страны, где зима продолжается более 7 месяцев и в середине зимы наступают периоды, когда около 2 месяцев стоят сильные морозы, и проводить занятия на открытом воздухе невозможно. Наилучшие условия для занятий — в начале осени и особенно весной. Следовательно, для этих зон необходимо иметь, сдвоенный цикл периодизации: летом и зимой — подготовительный период, а весной и осенью — соревновательный. В зимнее время занятия следует проводить в закрытых помещениях: плавательных бассейнах, манежах, гимнастических, тяжелоатлетических, игровых залах — с использованием по возможности различных тренажеров. Необходимо в годичном цикле предусмотреть два подъема физиологической кривой физической нагрузки: весной — подъем, летом — спад; осенью — подъем, зимой — спад; спад зимой должен быть меньше, чем летом, а подъем весной больше, чем осенью. Периодизация для зоны с короткой и мягкой зимой применяется в районах, где около 9 месяцев нет снега. В бесснежье трудно только средствами тренировки поднять кривую физической нагрузки до уровня спортивной формы. Длительное отсутствие соревнований не способствует формированию спортивных качеств. В этих зонах необходимо руководствоваться сдвоенным циклом периодизации: весной — подготовительный, летом—соревновательный, осенью-подготовительный, зимой — соревновательный. В летний соревновательный период следует проводить соревнования на лыжероллерах, роликовых коньках, по кроссу с имитацией в подъем. Остальные периоды в методическом отношении не имеют отличий от задач, указанных в основной периодизации. В этом варианте периодизации надо предусмотреть два подъема физиологической кривой нагрузки: зимой и летом повышение (зимой — больше), весной и осенью снижение (весной — больше). Надо иметь в виду, что периодизация не является жесткой методической категорией, а должна приспосабливаться к местным условиям. Указанные варианты периодизации не распространяются на спортсменов высокой квалификации, поскольку они занимаются по особым планам. 3.Структура урока ФК.Особенности построения и методика развития скоростно-силовых способностей. СТРУКТУРА УРОКА 1. Часть - вводная – 10-12 мин. 2. Часть – основная – 30 мин. 3. Часть – заключительная 1-5 мин. Подготовительная часть
Обеспечивает предпосылки для продуктивной деятельности занимающихся в основной части урока. В подготовительной части проводится организация класса, функциональная и психологическая подготовка к предстоящей работе.
Средства: ОРУ - ходьба, бег разной интенсивности, их сочетания. Специальные беговые и прыжковые упражнения. Подводящие и подготовительные игры. Игры средней интенсивности. Упражнения на развитие подвижности в суставах, быстроты, выносливости и скоростно - силовых качеств.
Методы: словесные - описание, указания, распоряжения, подсчет, команды. Наглядные - показ. Практические - метод строго регламентированного упражнения, переменно - интервального и переменно - непрерывного упражнений. Реже используется соревновательный метод.
Нагрузка: планируется от 6 до 12 минут. В младших классах продолжительность подготовительной части больше, чем в средних и старших (6 - 8 мин).
Интенсивность: оценивается по частоте сердечных сокращений (ЧСС). При включении беговых упражнений ЧСС может достигать 160 ударов в минуту.
|