Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и методы формирования ЗОЖ.






Любой образ жизни основан на определенных принципах. Это принятые к реализации правила поведения для каждого человека, основой которых являются биологические и социальные принципы.

Биологический принцип предполагает, что образ жизни должен соответствовать возрастным показателям и быть энергетически обеспеченным, укрепляющим организм, умеренным в плане нагрузок и ограничений, а также ритмичным.

Социальный образ жизни предполагает соблюдение высокой нравственности, эстетическое воспитание, проявление воли, способности к самоограничению.

Совокупность этих двух аспектов создает единство биологического и социального развития организма и его взаимодействие со средой обитания.

Исходя из этого, можно выделить основные жизненно важные поведенческие формы.

1. Формирование положительных психологических эмоций во всех сферах жизнедеятельности (работа, быт, семейные отношения, реализация в общественной и культурной жизни) и формирование оптимистических взглядов.

2. Организация трудовой деятельности с максимальной эффективностью, что дает возможность реализации и отражает сущность каждого человека.

3. Двигательная активность.

4. Ритмичный образ жизни предполагает соответствие биологическим ритмам как в плане суточных биоритмов, так в плане возрастных потребностей.

5. Сексуальная активность.

6. Здоровое старение — это естественный процесс, который при правильной организации протекает с минимальными негативными последствиями.

7. Отказ от вредных привычек, что способствует поддержанию высоких показателей здоровья.

Исследования ВОЗ в этом направлении привели к выявлению следующих статистических цифр. Здоровье человека на 50-55% зависит от образа жизни, на 20-23% — от наследственных факторов, на 20-25% — от факторов экологии и только на 8-10% — от медицины и здравоохранения.

Исходя из этого, ВОЗ рекомендует для формирования здорового образа жизни придерживаться следующих принципов в поведении:

1. Формирование привычки правильного питания, которое включает отказ от пищи, содержащей большое количество животных жиров, отказ от чрезмерного потребления соли и сахара, воздержание от алкоголя. Это приводит, как следствие, к поддержанию нормального веса.

2. Формирование активной жизни, которая включает физические упражнения, пешие прогулки, пробежки на свежем воздухе, умеренное занятие спортом в соответствии с возрастными особенностями.

3. Снижение уровня стрессов, поддержание психологически уравновешенного состояния, умение регулировать эмоции, направлять психологический настрой на оптимизм. Во многом, на формирование этого поведения влияет социум, а также возможность гармоничного существования в нем.

4. Отказ от вредных привычек (алкоголь, наркотики, табакокурение).

На уроках физкультуры применяются традиционные дидактические методы [10]:

· словесные;

· наглядные;

· практические;

1. В словесных методах часто используются:

· объяснения, когда идет сообщение нового материала или дополнения к технике элементов;

· пояснения и комментарии при выполнении учениками отдельных элементов техники, для исправления ошибок и неточностей. Главное требование: конкретность и точность пояснений. При правильном выполнении упражнений комментарий играет роль поощрения интереса к занятию, повышения мотивации на учебу.

· рассказ, беседа проводится при изучении инструкции по технике безопасности. Диалог помогает активизации учеников на освоение данного материала [4, с. 93].

· для повышения активности деятельности учащихся на занятиях применяются:

· команды: для перестроений и построений, движений по залу.

2. указания (методические и организационные)

3. подсчет: для проведения упражнений разминки на месте и в ходьбе.

Чтобы повысить эмоциональность занятий при проведении разминки используется музыкальное сопровождение.

2. Наглядные методы даются с использование непосредственного и опосредованного показа. Кроме выполнения упражнений преподавателем на уроках физкультуры применяется показ наглядных пособий: карточек, кинограмм, DVD, и видео материалов [8, с. 192].

Показ на уроках физкультуры играет особую роль, так как дети младшего школьного возраста запоминают не то, что слышат, а то, что видят, поэтому необходимо соблюдать требования к непосредственному показу. Он должен быть правильным, точным и даваться с нужными пространственно-временными характеристиками. Показ учителя часто сопровождается словесными комментариями.

3. Очень большая и важная группа методов — это практическое выполнение упражнений. Сколько бы учащийся не знал и не видел упражнений, если он не будет его выполнять сам, то никогда его не освоит. Все движения нужно прочувствовать через своё тело и только при неоднократном повторении упражнения происходит их заучивание [9].

К практическим методам относятся: соревнование, игра, упражнение. Все эти методы применяются на уроках физической культуры у детей младшего школьного возраста.

Таким образом, в работе, направленной на формирование ЗОЖ у младших школьников, все методы работы с детьми важны для освоения знаний о здоровом образе жизни. Эффективность формирования ЗОЖ в значимой степени будет зависеть от разнообразия методов, которые учитель использует в своей работе, а также учета возрастных особенностей младших школьников при выборе этих методов и личного примера педагога и родителей.

Здоровый образ жизни соединяет всё, что способствует успешному выполнению игровой, учебной, общественных и бытовых функций, трудовой деятельности, способствующих сохранению, укреплению здоровья и повышению работоспособности детей младшего школьного возраста.

Спортивно-показателные выступления и праздники. Назначение и методика проведения. Основные правила и принципы написания сценария мероприятия физкультурно-спортивной направленности.

Проведение любого спортивного мероприятия требует предварительной и тщательной подготовки. Подготовка к спортивному празднику начинается с постановки цели и задач. Надо определиться, какую цель мы преследуем и чего хотим добиться.

На предварительном этапе мы выбираем тему праздника, форму проведения, определяется время проведения.

К подготовке праздника, помимо учителя физической культуры привлекаются: организатор внеклассной работы, классные руководители, учащиеся старших классов и учащиеся 5-6 классов. Подготовка к празднику включает:

- написание сценария;

- определение системы подведения итогов праздника;

- определение структуры проведения праздника;

- определение членов жюри;

- назначение и подготовка помощников ведущего;

- подбор музыкального сопровождения;

- оформление зала;

- формирование команд (10 девочек);

- выдача домашнего задания для команд (придумать название и девиз команды);

- подбор спортивного инвентаря;

- выбор показательного выступления.

Структура спортивного праздника:

- открытие (парад участников) и представление команд;

- массовые состязания (эстафеты, конкурсы) и показательное выступление;

- подведение итогов, торжественное закрытие.

Спортивный праздник начинается с парада участников, представление команд, помощников и жюри.

В первой же части праздника участникам должна быть объяснена система подсчёта очков и выявления победителя, а также правила состязаний и каким способом будет штрафоваться команда за каждую ошибку. За 1-е место даётся 10 очков, за 2-е – 8 очков, за 3-е – 6 очков, за 4-ое – 4 очков. При объяснении каждого задания оговаривается, как определяется результат: по количеству прыжков или по времени выполнения.

Желательно подготовить стенд, где будут записываться все результаты.

В начале праздника команды показывают домашнее задание (название и девиз).

Основная часть праздника включает в себя чередование состязаний между командами. В середине праздника - показательное выступление учащейся 6б класса со скакалкой.

Эстафеты проводятся под музыкальное сопровождение, что способствует повышению эмоционального фона.

Чтобы участники соревновались сознательно и активно, необходимо создать у них правильное представление о выполняемом задании. Все задания должны объясняться чётко и доступно, чтобы в сознании учащихся возникли нужные образы. Объяснение следует сочетать с показом задания.

Все эстафеты, конкурсы должны соответствовать возрасту и уровню физической подготовленности учащихся. Задания должны быть такой трудности, чтобы учащиеся, приложив достаточно усилий, могли преодолеть препятствия на пути к достижению цели. Задания, при выполнении которых учащиеся не сталкиваются с преодолением трудностей, не прилагают усилия, не заинтересовывают детей, и не имеют педагогической ценности, т.к. не развивают волевые качества и способности учащихся.

У ведущего праздника есть помощники, которые помогают расставлять и убирать инвентарь, показывать задания и эстафеты, обеспечивают музыкальное сопровождение. Объясняя и показывая каждое задание, ведущий сразу оговаривает правила выполнения и указывает за какие нарушения, будет штрафоваться команда.

На празднике работает жюри, которое подводит итоги каждого задания, конкурса. На празднике важно своевременно оценивать выступления отдельных участников и команд. Подводить итоги необходимо и по ходу праздника и в конце. После каждой эстафеты, конкурса ведущий может сам подвести итог и оценить в целом выступление команд. Предоставлять слово жюри разумнее после 2-3 конкурсов, чтобы не превращать праздник в сплошные выступления взрослых.

Подводя итоги праздника обязательно надо наградить все команды. Проигравшим надо вручить поощрительные грамотами, чтобы ребята не чувствовали себя ущемлёнными и все ушли в приподнятом настроении. Награждение должно проходить торжественно и весело.

Во время проведения праздника ярко проявляются личности учащихся. Поэтому организатор должен следить за участниками и вовремя предотвращать недостаточную организованность, чрезмерную возбудимость, споры, нечёткое соблюдение правил.

Главное надо помнить, если праздник пройдёт вяло без проявления эмоций, с большими организационными паузами, если мы не сумеем стимулировать активность ребят или ошибёмся в определении победителей, их невозможно будет организовать на следующий праздник или соревнование.

Праздники физической культуры — это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного ха­рактера, способствующие пропаганде физической культуры. Проводятся в разное время года с учениками объединенных классов. Их более частные задачи — демонстрация достижений школьного коллектива, подведение итогов за определенный период работы. Праздники обычно посвящаются выдающимся событиям в жиз­ни страны, в международной спортивной жизни и коллектива школы, знаменательным датам (открытие школьной спартакиады, день победы, масленица и т. п.).

В программу праздника включают массовые гимнастические, ритмические выступления классов. Используют вольные упражнения (не­сложные по содержанию, но выразительные) с мячами, обруча­ми и другими предметами. Они выполняются под музыку.

В состязания включают различные эстафеты, перетягива­ние каната, быстрый турнир по спортивным играм. Могут быть организованы показательные выступления школьников на гимнастических снарядах, по акробатике, художественной гимнастике.

Завершается праздник массовыми подвижными играми, в которых, помимо учеников, могут принять участие учителя, ро­дители учеников, затем следуют физкультурные развлечения и аттракционы.

В качестве разновидности спортивного праздника можно проводить спортивные вечера, посвященные знаменательным датам. На спортивно-физкультурном празднике проводят на­граждение лучших спортсменов школы, команд-победителей спортивных соревнований, физкультурного актива школы. В качестве почетных гостей праздника приглашают чемпионов, рекордсменов страны (республики, края), Олимпийских игр, ветера­нов спорта.

Типичными составными частями праздника яв­ляются:

1. Торжественное открытие (парад и общее построение учеников по клас­сам (командам)), подъем спортивного флага.

2. Привет­ствие директора школы, почетных гостей.

3. На­граждение победителей командных соревнований, особо отли­чившихся членов команд и физкультурного актива.

4. Массовые гимна­стические выступления, чередуемые с выступле­ниями лучших спортсменов школы, приглашенных мастеров спорта.

5. Эстафеты, спортивные соревнова­ния типа «кто быстрее», «кто выше», «кто дальше», «кто силь­нее», «кто выносливее».

6. Массовые игры, спортивные и физкультурные развлечения, конкурсы для зрителей.

7. Торжественное закрытие (вручение призов и на­град отличившимся на празднике, заключительный марш-парад участников).

Праздники приобретают оздоровительное значение при усло­вии включения мероприятий, в которых могут принимать ак­тивное участие все зрители (простейшие подвижные игры, кон­курс на лучшее выполнение упражнений типа физкультурной пау­зы и т. п.). В программу праздника нецелесообразно включать массовые соревнования школьников, требующие большого коли­чества времени.

Школьные праздники не должны продолжаться более 1, 5-2 ч.

Успех праздника во многом зависит от продуманной его организации, которая поручается оргкомитету. Он разрабатыва­ет положение и сценарий праздника и своевременно знакомит с ними всех участников, привлекает к подготовке мест проведе­ния праздника отдельные классы и секции, создает и готовит судейскую коллегию, организует подготовку учащихся к показа­тельным выступлениям, проводит репетиции и пр. Выступления должны быть динамичными, красочными и эмоциональными, разнообразными по содержанию. Обязательно музыкальное оформление всей программы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал