Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Врачебно-педагогический контроль в процессе занятий ФКиС.






Эффективность тренировочного процесса во многом обусловлена степенью соответствия используемых средств и методов педагогического воздействия физиологическим закономерностям, требованиям гигиены, состоянию здоровья, возрасту, уровню физического развития и подготовленности, а также индивидуальным особенностям лиц, занимающихся физкультурой и спортом. Один и тот же режим тренировки, одни и те же нагрузки могут в зависимости от этого оказать не только различное, но порою и прямо противоположное воздействие. При соответствии нагрузки состоянию тренирующегося отмечается укрепление здоровья, расширение функциональных возможностей, повышение тренированности и работоспособности и, наоборот, если такое соответствие не обеспечено, наблюдается отсутствие эффекта, переутомление, а иногда и развитие различных пред- и патологических состояний. Медицинское обеспечение тренировочного процесса предусматривает совместную работу врача и тренера в управлении этим процессом. Оно осуществляется в следующих основных формах: совместное определение сроков и выбор форм и методов наблюдений, сопоставление результатов врачебного и педагогического контроля, обсуждение их результатов; составление перспективных, годовых и текущих планов работы для конкретного контингента, текущую корректировку этих планов на основании данных врачебного и педагогического контроля; проведение совместных исследований для определения переносимости нагрузок, изучение характера течения восстановительных процессов, определение уровня общей и специальной работоспособности и тренированности, а также для обоснования отдельных вопросов планирования тренировки. После каждого врачебного обследования его результаты должны подробно обсуждаться с тренером (преподавателем) и оперативно использоваться в управлении тренировочным процессом. Структурные и функциональные изменения организма в процессе развития тренированности отражают долговременную адаптацию - как следствие кумуляции многократных, срочных и отставленных адаптационных эффектов под действием физических нагрузок. Эти изменения отражают глубокую перестройку организма на всех уровнях его деятельности: центральном, системном, органном, тканевом, клеточном. Они проявляются как в состоянии мышечного покоя, так и при выполнении физических нагрузок. Адаптированный организм в состоянии мышечного покоя характеризуется повышением потенциальных возможностей, это находит отражение в совершенствовании нервной и гормонально-гуморальной регуляции, снижении активности симпатико-адреналовой системы, экономизации функционирования основных систем жизнеобеспечения, накоплении структурных элементов клетки, усилении внутриклеточной регенерации, снижении уровня основного обмена, совершенствовании тканевого обмена. Таким образом, увеличивается функциональный резерв для выполнения большой работы при физических нагрузках. При оценке показателей, полученных во время врачебных обследований, надо иметь в виду, что изменения структуры и функции отдельных органов и систем, а также их взаимосвязь в процессе развития тренированности или при ее нарушении, происходят не одновременно, а гетерохронно. В каждом отдельном случае они обусловлены направленностью тренировочного процесса, возрастом, индивидуальными особенностями спортсмена, его здоровьем, исходным функциональным фоном и некоторыми другими факторами. Неодинаковой при этом может быть и степень изменения различных параметров, ибо на разных этапах приспособления и компенсации могут возникать разные сочетания функций в сложной системе регулирования. Поэтому при обследовании оценка функционального состояния спортсмена по показателям, характеризующим состояния лишь отдельных систем, а тем более отдельных параметров, не может быть достаточно достоверной. В зависимости от направленности тренировочного процесса преимущественное значение приобретают показатели, отражающие состояние функциональных систем, которые в наибольшей степени лимитируют работоспособность при специфическом для данного вида спорта характере мышечной деятельности. Поэтому при обязательном, общем для всех специализаций, минимуме методов исследования, дополнительные методы следует подбирать с учетом этого обстоятельства т.к. требования, предъявляемые организму разными видами спорта, определяют специфику в морфологической и функциональной перестройке не только двигательной сферы, но и вегетативных систем.
Для видов спорта с преимущественным проявлением выносливости требуется более углубленное изучение состояния кардиореспираторной системы, аэробной производительности, внутренней среды организма; для сложно-координационных и скоростно-силовых видов спорта изучение центральной нервной системы, двигательной сферы, анализаторов. Для видов спорта, где работоспособность в равной степени зависит от той и другой сферы жизнедеятельности (спортивные игры, единоборства, многоборья и пр.), одинаково важны и те, и другие методы исследования. Медицинское обеспечение спортивной деятельности предусматривает использование различных видов и форм медицинского контроля лиц, занимающимися физкультурой и спортом, одни из которых выполняются в лабораторных условиях, а другие в полевых условиях, т.е. в процессе учебно-тренировочных занятий. Лабораторные формы врачебного контроля: - первичные медицинские обследования; - ежегодные углубленные медицинские обследования; - дополнительные медицинские обследования. Основной целью первичного и ежегодных углубленных медицинских обследований является оценка состояния здоровья, уровня физического развития, полового созревания (когда речь идет о детях и подростках), а также функциональных возможностей ведущих систем организма. Дополнительные медицинские обследования назначаются после перенесенных заболеваний и травм, длительных перерывов в тренировках, по просьбе тренера или спортсмена. Их основная цель - оценка состояния здоровья на момент обследования (с учетом возможных осложнений после перенесенных заболеваний, если обследование проводится по этому поводу) и функциональных возможностей ведущих для избранного вида спорта систем организма. Обследования в условиях спортивной тренировки Конкретный подбор методов исследования и их объем при таких обследованиях определяются в зависимости от задач, условий и возможностей. Кроме того имеет значение какой тренировочный эффект необходимо изучить. Выделяют срочный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме непосредственно во время тренировки или в ближайший период восстановления (20-30 минут после занятия). Отставленный тренировочный эффект отражает изменения сохраняющиеся в поздних фазах восстановления (спустя несколько часов после занятия, на другой день или через несколько дней после тренировки). Кумулятивный тренировочный эффект - изменения, происходящие в организме на протяжении длительно периода тренировок в результате суммирования срочных и отставленных эффектов. В зависимости от изучаемого тренировочного эффекта используют следующие формы обследований или контроля: - этапный контроль (позволяет изучить кумулятивный тренировочный эффект); - текущий контроль (позволяет оценить отставленный тренировочный эффект); - оперативный контроль (позволяет оценить срочный тренировочный эффект); - врачебно-педагогическое наблюдение (особая форма оперативного контроля).
3.Структура урока ФК. Особенности построения и методика развития координационных способностей.

Одним из наиболее важных вопросов, связанных с уроком физической культуры, является вопрос о построении урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий учебный материал, определяется последовательность его изучения и методические приёмы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

Учитель должен решать педагогические задачи, требующих значительных усилий со стороны занимающихся, не в начале урока, а в середине, после некоторой подготовки. Решение основных задач урока требует и соответствующей организационной подготовки занимающихся, создания у них необходимого настроения и желания приступить к выполнению этих задач. Выполнение основных педагогических задач чаще всего совпадает с самым большим напряжением и активностью занимающихся.

После общего относительно большого напряжения организма и, как правило, повышенного эмоционального состояния учащихся недопустим резкий переход к состоянию покоя. Поэтому в построении урока отражается постепенный переход к состоянию покоя и организованное завершение занятия.

Таким образом, в построении каждого урока различаются три части:

- первая часть – организующая, подготавливающая учащихся к выполнению наиболее трудных задач урока, условно называется вводной;
- вторая часть – направленная на выполнение основных задач урока, условно называется основной;
- третья, во время которой организованно завершается урок, условно называется заключительной.

Деление урока на части является относительным. Каждый отдельно взятый урок вне зависимости от его задач с начала и до конца должен быть слитным, единым, и все задачи и содержание урока выполняются в тесной взаимосвязи.

Типовая структура урока, которая принята в РФ, служит основой для построения конкретного урока в соответствии с его задачами.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал