Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование универсальных учебных действий (УУД) у уч-ся на уроках ФК.
Основным нормативным документом, на котором строятся и проектируются результаты обучения, является Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Новый стандарт предъявляет следующие требования к результатам обучения: Согласно проекту Фундаментальное ядро содержания общего образования личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей, предметные – через формирование основных элементов научного знания, а метапредметные – через универсальные учебные действия (далее УУД). УУД в широком смысле – «умения учиться», т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Овладение учащимися УУД – залог успешного освоения любого предмета. Если основная черта УУД – метапредметность, то их сформированность – это результат работы педагогов по всем предметам. Нужно ли формировать УУД на уроках физической культуры? Специалисты в области физической культуры отмечают, что традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них, специалисты предполагают, что для «престижа» нашего предмета этого недостаточно. Необходимо повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Так как из-за его недостаточности произошло его «выпадение» предмета из системы общего образования, задачи урока решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности физической культуры в школе. Рассмотрим требования к результатам, отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре (Таблица 2): Задачи по модернизации системы физического воспитания учащихся, которые можно объединить в две группы: Очевидно, что способности и результаты обучения, которые в большей мере отражены в описанных задачах именно метапредметные. Многие трудности, с которыми сталкивается учитель физической культуры, связаны именно с недостаточным развитием у обучающихся УУД: нежелание слушать задание, понимать цель его выполнения, неумение работать в команде, группе; учащиеся не обращают внимание на ключевые моменты в изучаемом двигательном действии и не могут сравнивать с уже изученными движениями и др. В результате, выполнение движения происходит неточно, детали техники игнорируются, либо находятся причины для невыполнения, что приводит к снижению качества образования по предмету. Таким образом, необходимость формирования УУД на уроках физической культуры обусловлена педагогической наукой, образовательной практикой и Стандартами второго поколения. Существует достаточно большое количество видов УУД, и в рамках предмета «Физическая культура» одним учителем невозможно сформировать их все. Поэтому определение структуры и содержание УУД, является творчеством самих педагогов. Согласно опросу учителей, перечень УУД на уроках ФК может быть следующим (таблица 3). Сложность в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, необходимо выявить такие методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД без ущерба для остальных задач урока физической культуры. Рекомендации по разработке методики: Изобретать новые средства физического воспитания ненужно. Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму учащихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий. Повышение познавательной и творческой активности учащихся. Проблемное обучение, проектное обучение, активные методы ИКТ Содержание УУД определяется с учетом *задач физического воспитания, * типа урока, *личности педагогов и особенности их работы. Из перечня УУД учитель выбирает 5-7 наиболее подходящих для его методики преподавания физической культуры, после чего адаптирует их к специфике образовательного процесса по ФК. * Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию (этап начального разучивания, этап углубленного изучения, этап совершенствования). * Различный программный материал по физической культуре имеет разный потенциал в формировании УУД.Наибольшим потенциалом в формировании УУД являются разделы гимнастика и спортивные игры Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями: -состояние здоровья детей; - успеваемость по основным предметам; -уровень развития речи; -степень владения русским языком; -умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы; -стремление принимать и решать учебную задачу; -навыки общения со сверстниками; - умение контролировать свои действия на уроке. Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний, формирование умений, образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной.
|