Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Адаптивная.






Индивидуальная ответственность каждого за общий итог, результат:

-- Отрицание формальных отношений;

-- Сокращение качества иерархических отношений и т.д.

ВИДЫ: -- Программно-целевые; -- Проектные; -- Матричные; -- Бригадные.


5. Планаванне бібліятэчнай дзейнасці як функцыя менеджменту.

Планирование работы составная часть управления б-кой, направленная на определение перспективных и текущих целей и задач б-ки. План-ние заключается в определении: целей и задач работы б-ки; осн. направлений ее деятельности; - тематики, содержания, формы и методов работы; - объема работы, кот. выражается в системе плановых показателей; - трудовых, материально-техн. и финанс. затрат на выполнение плановых заданий.

Цель – обеспечение необходимых условий работы б-ки, б/гр подразделений путем организации наиболее полного испоьзования реурсов для увеличения объемов и качества работы.

План работы б-ки- система взаимосвязанных, объединенных общей целью плановых заданий, кот. определяют порядок, сроки и последовательность выполнения работ, а также проведения мероприятий в б-ке. Он включает систему показателей – контрольные цифры, определяющие объем работы б-ки в планируемый период. Абсолютные – кол-во потребителей, объем БФ, книговыдач, массовых мероприятий. Относительные – (средние) читаемость, книгообеспеченность.

Виды планов:

-па сроках выполнения – перспективные (стратегические) и текущие (годовые, кварт-ные, месечные, оперативные);

- па абъему планируемой работы – план б-ки, структ. подразделения, индивид. план сотрудника б-ки. План может быть универсальным, кот. які охватывает работу б-ки в общем и тематическим, кот. отражает одно из направлений ее деятельности; сводный план нескольких б-к.

Модель системы планов включет: персп-ный (стратег.), годовой, кварт. структ. подразд., индивид. (месячный).

Годовой план работы б-ки. Определяет задачи работы б-ки на текущий календарный год. В г.п. определяется все показатели, которые должна достичь б-ка, объём работы, с учётом годового фонда трудового времени и норм на библиотечной работе. Состоит из:

1-ая часть: текстовая (расписание задач, которые стоят перед б-кой);

2-ая часть: статистическая (в ней количественные показатели).

Порядок составления годового плана:

1. Формулировка основных направлений работы контрольных показателей;

2. Составление и обсуждение планов в структурных подразделениях б-ки;

3. Составление и обсуждение в трудных коллективах;

4. Утверждение плана директором б-ки.

Структура:

1. Задача года.

2. Главные количественные показатели по основным направлениям деятельности.

3. Формирование БФ и отражение его в справочном аппарате.

4. Определение мероприятия по обслуживанию.

5. Организация и методическая работа в помощи самой б-ке и др. б-кам.

6. Развитие МТБ и технологической базы.

7. Доходы и расходы по укреплению МТБ.

8. Социальное развитие коллектива, повышение квалификации.

9. Меры по совершенствованию управления б-кой.

Г.п. можно рассматр.как сводный, потому что он аккумулирует планы всех структурных подразделений.

На основе годового плана, структурные подразд. разрабатывают кв.пл., только детализация основных моментов. На основе кв. пл. составляют индивидуальные планы (мес.) сотрудников б-ки.

Стратегический менеджемент – это миссия б-ки, необходимость измененний.

Перспективное планирование работы б-ки. Отмечает общую линию развития работы б-ки, в нём отмечены и показатели и уровень, которого должна достичь б-ка в планированный период (по годам). Они бывают: универсальные и тематические. П.п. рассчитан на годы (5 лет) и намечает общую линию развития б-ки. Отражает глав. задачи б-ки и показывает уровень, кот. должен быть достигнут б-кой на панируем. период.

Стратегическое п. считается методом перспективного п. Задача: целенаправленное инновационное развитие б-ки. Между стратегическим и перспективным планированием много общего:

1. Отражение стратегии б-ки (её работы), но с. устанавливает перспективное развитие б-ки.

2. При разработке перспективного исходят из пожеланий и предложений сотрудников б-ки (снизу), при стратегическом – рук-во б-ки определяет миссию б-ки (сверху).

Разработка стратегического плана включает:

1. Анализ деятельности б-ки в её внешней и внутренней среде. 2. Определение целей. 3. Выбор стратегии, её реализации. 4. Разработка политики стратегии б-ки. 5. Распределение ресурсов.

Структура стратегического плана:

1. Хар-ка целей. 2. Меры по достижению целей. 3. Ресурсы. 4. Усовершенствование организационной структуры. 5. Мероприятия по комплектованию и развитию кадров (повышение квалификации).

Оперативное планирование – разработка на основе месечных плановых заданий для отдельных сотрудников на короткие отрезки времени (чаще всего на день). Используется в крупных б-ках, где работа состоит из операций, кот. многоразово повторяются и строится по нормах. Сотрудникам отдела устанавливается плановое задание на каждый рабочий день.

Фонд рабочего времени – это годове число рабочих дней б-ки, струк-ного подразделения, отдельного сотрудника, исчисленное из общего числа дней в году за вычетом выходных и праздничных дней, потерь рабочего времени по временной нетрудосп-ти и т.п. и пересчитанное в кол-во рабочих часов в год.

Расход рабочего времени исчисляется как по каждому виду биб-ных работ, так и по б-ке, струк-ному подразделению, отдельному испол-лю, на основе норм биб-ного труда. Чтобы спланировать объем работ, кот. может быть выполнен в течение года, необходимо знать каким рабочим временем будет располагать как б-ка в целом, так и каждый ее отдел и сотрудник. Для этого нужо опред-ть годовое рабочее время одного сотр-ка б-ки и умножить на число сотр-ков. Но этот способ эффективен, если рабочее время у всех сотр-ков одинаково. На практике это не всегда так. В таких случаях опред-ся рабочее время каждого сотр-ка в отдельности. ИЗ годового фонда рабочего времени вычитаются все нерабочие дни, а также сокращенные рабочие дни.Далее число рабочих дней переводится в число рабочих часов. Для этого необходимо умножить кол-во рабочих дней на 8 часов (рабочий день). Суммируя фонд рабочего времени каждого сотр-ка можно исчислить фод рабочего времеи каждого струк-ного подразделения и б-ки в целом.


6. Бібліятэчная статыстыка. Улік і справаздачнасць.

Библиотеч-я статистика (БС) – количественные показ-ли всей дея-ти б-ки, которые характеризуют стороны явлений и процессов б-й дея-ти. БС изучает: *б-ю сеть *фонд *работу б-к *книговыдачу *читаемость *посещаемость *б-е кадры *финансы.

Задачи БС – разработка системы числовых показ-й; создание методов расчета показателей, анализ факторов обслуживающих основные тенденции развития; - обеспечение наблюдения и контроля за библиотечной

деятельностью в целях своевременного выявления проблем развития; исследование фактических данных для прогнозирования развития тех или иных направлений и ситуаций. Значение БС – статис-е показатели расчит-е на длит. период, позволяют определить тенденцию разв-я организ-и в будущем, что явл. основой для стратег-го и текущ-го планир-я. Статист-е данные позв-т видеть как успехи так и недостатки б-ки в целом так и её подраздел-й и б-х учреждений всей страны. Стат-ка помог-т в методич-й работе, исслед-й работе, в определении и использ-и норм установл-х показателей работы, для провед-я анализа, контроля, инспекторской работы. База для статистики: учет и отчетность.

Статис-ка БФ – изучает динамику объема и состава БФ в различных аспектах: по видам д-в, языкам и отраслям знания, по видам б-к, по административно террит-м единицам.

Статис-ка БО – изучает колич-е процессы формир-я чит-х контингентов, динамику их развития, их отношение к числен-ти насел-я и отдельным его группам, характер и степень польз-я общественными фондами. Основные показ. стат-ки БО населения: число чит-й, посещаемость, читаемость, книговыдача.

Стат-ка б-й сети – изучает численность б-к, динамику их развития, группировку по различ-м признакам, особенности формир-я б-й сети.

Статистика кадров – изучающая численность раб. б-к, их группиров-ку по квалификации, образоват-му уровню, возрасту, стажу, распределение по видам б-х учреждений.

Показатели БС - обобщенная кол-ная характеристика явлений и процессов деятельности б-к или библ. дела в целом. Различают: абсолютные, относительные, средние показатели.

Абсолютные - число единиц стат. совокупности (б-к, док-тов, пользователей), ее частей (групп) или сумма значений у них нек-рого признака. Показатели числа б-к, читателей, объемов фонда, книговыдач и др. выражают размеры потребностей в библ. обслуживании, наличие ресурсов для их удовлетворения, подводят итоги библ. деятельности, служат для иссл. работы б-ки, составления ее планов и прогнозов. Предполагают стандартные (или унифицир.) ед. измерения.

Относительные - частное от деления двух стат. величин из разных совокупностей или частей совокупности, устанавливающее меру их соотношения; выражается в виде кратного отношения, в процентах, промилле. Испол-ся в стат. анализе при изучении работы б-ки, отдельных ее направлений, хар-ют уровень библ. обсл-ния, степень чит. активности, распространенность чтения. 3 вида: динамики (х-ют изменение явлений во вр-ни), стр-ры (отношение части к целому) и интенсивности (хар-ют инт-вность явления, степень его развития).

Средние показатели работы библиотеки (хар-ют общий уровень количественно варьирующих признаков, отнесённых к единице качественно однородных библиотечных явлений. Во многих случаях он исчисляется путём деления итогового показателя статистической совокупности на число единиц этой совокупности).

Статистическая работа состоит из 3-х этапов: наблюдения, сводки и группировки.

1. Статистическое наблюдение – изучение явлений биб.деятельности на основе статитстики, строится по детальному плану, программе. Это сбор данных путем регистрации признаков и явлений биб.деятельности. Изучение стат.отчетов б-к – основная форма стат.наблюдения. Разделы отчета: число посещений читателей, движение БФ, МБА, персонал, финансовые ср-ва. Каждая б-ка предоставляте отчет.данные по строго опред. кругу показателей в строго определенные сроки. Эти отчеты им.юрид.силу, явл.офиц.д-ми б-ки. Может быть по полноте учета изучаемых явлений сплошным или выборочным.

2. Группировка и обработка мат-лов. Осущ. проверка, подсчет данных, полученных на 1-м этапе. Группировка – одни из методов стат.исследоваия, заклюю. В расчленении изучаемых явлений на группы по определ. признакам. Напр. Кн/выдача (ест.л., тезн, дет.л-ры).

3. Анализ данных – изучение статист.даных для выявления хар.черт их закономерностей.

Элементы: постановка цели, подбор стат.материалов и их оценка, приведение данных в систему, расчет показателей, формулировка выводов.

Виды статист.данных: таблицы, линейные диаграммы

Учет – это систематическая регистрация и подсчет факторов в целях количественной и качественной характеристики явлений. 3 вида учёта: Оперативный, бухгалтерский, статистический.

Роль учета: контроль за выполнением плана, норм, заданий, за сохранностью материальных ценностей, он призван документировать ход и итоги работы в целях фиксации опыта и руководства делом. Различат три виды учета: оперативный, бухгалтерский и статистический.

1. Оперативный учет – это запись фактов, необходимых для руководства библиотекой, установления контроля и укрепления дисциплины (учет работы и выполнение норм, регистрации прихода и ухода сотрудников (табельный учет), учет движения партий книг в процессе обработки и запись новых поступлений в инвентарную книгу, проверка книжного фонда и т.п.)

2. Бухгалтерский учет фиксирует оборот денежных средств, усиливает контроль за приходованием и расходованием средств, за соблюдением финансовой дисциплины. Он ведется на основе особых методов и правил счетными работниками и нами не рассматривается.

3. Статистический учет – это регистрация, подсчет и количественная характеристика фактов в целях изучения деятельности библиотек как учреждений культуры, обобщения опыта и планирования их развития. Этот учет ведущий, осуществляется по единым методам. Главное требование – единообразие.

Формы учета – 1 Паспорт помещения 2. Фонд (учётный каталог, инвент. Кн, кн. суммарного учета) 3.Читатели (формуляр, чит. билет, дневник работы) 4.Кадры(личное дело, карточка кадров). Учет необходим для анализа Дея-ти б-ки, для отчетности и планирования.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал