![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные стили в западноевропейской художественной культуре XVII-XVIII вв.
39.Западноевропейская культура XIX века: новая система ценностей, основные художественные стили и направления. Культуру XIX века принято считать культурой буржуазной. Развитие капитализма сопровождалось формированием мощного рабочего движения, возникновением первой в мире рабочей партии (Англия). Идеологией рабочего движения стал марксизм, который оказал огромное влияние на специально-политическую жизнь Европы и всего мира. В XIX веке возникает новая концепция развития культуры — «Элитарная концепция», согласно которой производителем и потребителем культуры является привилегированный класс общества — элита. Концепцию элитарной культуры обосновали Шопенгауэр и Ницше. Элита — это лучшее, отборное, избранное: что есть в каждом общественном классе, социальной группе. Элита представляет собой наиболее способную к духовной деятельности часть общества, одаренную высокими творческими задатками. Именно элита, по мнению этих философов, обеспечивает общественный прогресс. Следовательно, и культура должна быть ориентирована не на запросы «массы», «толпы», а на удовлетворение запросов и потребностей этого слоя общества. XIX век — век окончательного утверждения капиталистической формы хозяйствования, век интенсивного развития промышленного производства, таких его отраслей, как металлургия, машиностроение, энергетика и др. Это и век полного востребования науки, которая поднимается на небывалую раннее высоту. Потребности промышленности диктуют формирование в Европе системы школьного и профессионального образования. Растет число студентов в университетах. В художественной культуре XIX века нет единой доминанты. Формируются и функционируют различные общеевропейские стили и направления: Романтизм (первая треть XIX века) представляет собой широкое идейное и художественное движение в духовной жизни европейского и американского общества, зародившегося в Германии (В основе романтизма лежал творческий метод, провозглашавший своим главным принципом абсолютную и безграничную свободу личности); Реализм XIX века — это творческий процесс и метод, свойственный художественной культуре европейских стран, согласно которому задача искусства — правдивое изображение жизни; В последней трети XIX века в западноевропейской и американской культуре сложился натурализм — художественный метод, согласно которому природа искусства объяснялась посредством представлений, заимствованных у естествознания; В 60-70-е годы XIX века во Франции возникло художественное направление, получившее название импрессионизм (отказ от замкнутости и стабильности изображения объектов; фиксация мгновенных, как бы случайных ситуаций, фрагментарность; неожиданные ракурсы фигур и предметов).
40.Импрессионизм и постимпрессионизм как переходные направления на рубеже XIX – XX вв. Импрессионизм и постимпрессионизм - это два последовательных временных этапа по обе стороны перелома, который разделил искусство нового и новейшего времени. Импрессионизм - творческое направление, возникшее в конце 1860 годов - был попыткой выйти за жесткие рамки академического искусства. Художники, писатели и композиторы стремились как можно полнее передать богатство окружающего мира, намереваясь добиться своей цели невиданными ранее методами. Именно из их ярких сюжетов, зафиксированных скупыми мазками или отрывистыми фразами и поначалу осмеянных широкой публикой, во многом сформировалось искусство 1-й половины XX века. Первыми на этот путь встали французские художники, с именами которых в основном и ассоциируется понятие импрессионизма (Писсарро, Ренуар, Моне и др.). Постимпрессионизм ---(от лат. post - после и импрессионизм), условное собирательное обозначение основных направленийфранцузской живописи конца XIX - начала XX вв. Мастера постимпрессионизма, многие из которых ранеепримыкали к импрессионизму, с середины 1880-х гг. искали новые и, по их мнению, более созвучные эпохевыразительные средства, позволившие бы преодолеть эмпиризм художественного мышления и перейти отимпрессионистической фиксац-ии отдельных мгновений жизни к воплощению её длительных состояний -духовных и материальных. В постимпрессионизме отразились кризисные черты западноевропейскойкультуры этого времени, мучительные и противоречивые поиски художниками устойчивых идейно-нравственных ценностей. Для периода постимпрессионизма характерно активное взаимовлияние отдельныхнаправлений и индивидуальных творческих систем.
|