Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура России XVII-XVIII веков. Влияние петровских реформ на развитие русской культуры.
Вплоть до XVII в. культура России по своим устойчивым характеристикам оставалась производящей, земледельческой, осёдлой, здесь успешно развивалась цивилизация с государством, городской системой поселений, доминированием религиозной идеологии, православия, и крепостной зависимостью крестьян. Многоцентрие в культурном развитии сохранялось после распада Киевской Руси на ряд самостоятельных государств - княжеств: Новгород, Смоленск, Псков, Суздаль, Владимир, Тверь, Москва.Татаро-монгольское иго затормозило развитие культуры Руси, но не остановило её. Русь оказалась на время изолированной, " закрытой" от Европы и для Европы страной. Но по своему типу здесь доминировала европейская культура: земледельческая, городская, осёдлая с преобладанием единых христианских символов и ценностей, хотя и различающихся в некоторых деталях: на Руси православие, в Европе - католичество, а затем протестантизм задавали систему оценок. Постепенно складывается новый культурный центр вокруг Москвы. В XV-XVI вв. продолжается культурный подъём и образование единого Российского государства. В XVI- XVII вв. происходит консолидация русской народности, становление России, российской культуры. С начала XVIII в. понятие " Россия", " российское" окончательно утверждается для характеристики государства и его культуры. После «смутного времени» пришла эпоха Петра, что подняло Россию на новый уровень развития. Реформы Петра I - это, по сути, вторая в истории России " модернизация" культуры. Первая была осуществлена в период становления Киевской Руси и её крещения. Последние войны России в XVII были неудачными. Сказывалось экономическое и техническое отставание страны. Необходимо было освоить достижения европейской культуры, и, прежде всего, опыт мануфактурного развития, товарного производства, естественнонаучного образования, светской культуры. Для этого за границу направляется ряд посольств, делегаций, чтобы на месте изучить своеобразие европейской культуры. В одном из посольств инкогнито находился сам царь, не гнушавшийся самыми обыденными занятиями. В " заграничные" учения направляется молодёжь разных сословий. В Россию приглашаются европейские учёные, учителя. Правительство начинает поддерживать собственных промышленников и купцов: Демидовых, Строгановых. Именно в этот период они закладывают свои " промышленные империи" на Урале. Строится современная армия, флот по западноевропейскому образцу. Формируются удобные внешние границы, обеспечивающие выход к морю и морские сообщения с другими странами. Развивается градостроительство. Прежде всего отстраивается новая столица - Санкт-Петербург - центр коммуникаций, управления, фортификационной культуры. Впервые в истории России город строится по " генеральной перспективе" - по плану, в соответствии с европейскими градостроительными и архитектурными нормами. Развиваются светские формы культуры: наука, искусство, образование. Вводятся европейские формы общения: балы, приёмы, ассамблеи, заводятся клубы. Утверждается европейский костюм, причёска, манера поведения.
46. «Золотой» и «серебряный» век русской культуры. Главные черты русской культуры XIX – начала ХХ веков: " золотой " и " серебряный " век. Первая половина XIX в. вошла в историю как «золотой век» русской культуры. Культурный прогресс определялся небывалым ростом национального самосознания русского народа под влиянием Отечественной войны 1812 г. и развивался нередко вопреки консервативной политике правительства. Открылись новые специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Высшее училище правоведения, Технологический, Межевой, Строительный институты, Лазаревский институт восточных языков. Продолжала развиваться наука, причем происходит ее дифференциация, т.е. выделение самостоятельных научных дисциплин. В 1826 г. выдающийся русский математик Н.И. Лобачевский создал «неевклидову геометрию», признанную в науке лишь несколько десятилетий спустя. Была построена Пулковская астрономическая обсерватория под Петербургом. Важнейшие открытия сделаны русскими учеными в электротехнике, механике, медицине (Б.С. Якоби, П.Л. Шиллинг, Н.И. Пирогов и др.). Мировое значение имели географические открытия: кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803—1806), открытие Антарктиды М.П. Лазаревым и Ф.Ф. Беллинсгаузеном (1819) и др. Огромный интерес к русской истории вызвало создание Общества истории и древностей при Московском университете (1804). К этому периоду относятся работы историков Н.М. Карамзина, Т.Н. Грановского, а с конца 40-х гг. XIX в. — СМ. Соловьева. Развивается русский театр: наряду с крепостными театрами русских аристократов (Шереметевых, Юсуповых), существовали государственные театры — Александрийский и Мариинский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. Особо следует отметить балетное искусство России. С того момента, как из первой балетной столицы мира — Парижа — балет пришел на русскую сцену, самые значительные события балетной жизни стали происходить в Петербурге, а затем и в Москве. Балетоманство русских императоров ежедневно утверждало эстетизированный идеал самодержавия. И эстетика парада, и эстетика балета имели общую основу — крепостной строй русской жизни. Балет не противостоял жизни, а как бы становился ее частью, возвышая повседневное течение событий. В русской архитектуре господствуют традиции позднего классицизма — стиль «ампир», проявившийся в создании крупных архитектурных ансамблей Петербурга: Адмиралтейства (А.Д. Захаров), стрелки Васильевского острова со зданием Биржи и ростральными колоннами (Т. де Томон), Казанского собора (А.Н. Воронихин). Самым высоким зданием России того времени стал Исаакиевский собор (А.А. Монферран). Конец XIX — начало XX вв. (1898-1922 гг.) стали временем яркого расцвета русской культуры, ее " серебряным веком" (" золотым веком" называли пушкинскую пору). Серебряный век включает в себя прежде всего два главных духовных явления: русское религиозное возрождение начала XX в., известное также под именем «богоискательство», и русский модернизм. Выражение и название «серебряный век» является поэтическим и метафорическим, не строгим и не определенным. Его придумали сами представители серебряного века. В «серебряном веке» творили такие поэты и художники как: М. Цветаева, С. Есенин и Б. Пастернак, А. Ахматова, Н. Бердяев, А. Н. Бенуа и С. П. Дягилев и др.
|