Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модернизм и его основные направления в развитии художественной культуры нач. XX века.






Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, что отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возник во Франции в конце XIX в. и распространился в Европе и мире. Модернисты считали, что не нужно искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизма и носило преимущественно иррациональный характер. Общие черты модернизма: особое внимание к внутреннему миру личности; провозглашения самоценности человека и искусства; предпочтение творческой интуиции; понимание литературы как высшего знания, способно одухотворить мир; поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.); стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства. Основные направления модернизма: Импрессионизм (Протест против чрезмерной зависимости от реальной жизни, против копирования действительности, представления и ассоциации импрессионистов были часто фантастическими и всегда субъективными.); Символизм (Символ использовался как средство выражения непостижимой сути жизненных явлений, тайных или даже мистических личных представлений, творческих прозрений, иррациональных озарений художника); Эстетизм (Возник в последнее десятилетие XIX в в Англии Он породил культ утонченной красоты Создатели эстетизма верили, что реализм обречен на полный крах, что социальные проблемы совершенно не касаются настоящего в искусства, и выдвигали лозунги \" искусство для искусства\", \" красота ради самой красоты\"); Экспрессионизм (Видение мира экспрессионистами было своеобразным: мир представлялся им хаотической системой, которой руководили непостижимые силы, непонятные, Непознанные, таинственные, и от них не было спасения Единственно настоящим был только внутренний мир человека и художника, их чувства и мысли.); Имажизм (Содержание имажинисты отодвигали на второй план, главное было изысканное сплетение метафор, метонимий, эпитетов, сравнений и других тропов, красок, оттенков, образов, ритмов и мелодий.); Футуризм (Футуристы провозглашали, что они создали искусство будущего и призвали отбросить традиции старой культуры, Футуристы пели гимны техническому прогрессу, городу, машинам, моторам.); Сюрреализм (Единственной сферой, где человек может полностью проявить себя, есть подсознательные акты: сон, бред и т.д.).

 

42.Постмодернизм: специфика и основные особенности культуры 2-й пол. XX века.

Постмодернизм — новый феномен культуры и новое отношение к действительности, сложившиеся в 60-е годы XX века как реакция на глобальные потрясения новейшего времени. Две мировые войны, создание оружия, ставящего под угрозу существование планеты, невиданное развитие техники, перспектива глобальной экологической катастрофы развенчали многие идеалы и надежды прошлого. Отвергнутыми оказались художественные и научные системы, представления о гуманизме; ценности, созданные человечеством, перестали осознаваться как таковые. Встал вопрос о судьбах человечества и, естественно, о судьбах культуры. Появилось множество теорий, пытающихся так или иначе понять, объяснить прошлое и прогнозировать будущее. Идея всестороннего, гармонического человека, созданная еще в период античности и затем переосмысленная христианством и Ренессансом, разбилась о противоречия экономического и социального характера, возникает попытка найти новый способ анализа самого мира, места человека в этом мире, отношений между людьми, поколениями и культурами.

ХХ век позволяет говорить о возможности становления единой общечеловеческой культуры, которая складывается в единстве национальных культур. Культура ХХ века является итогом многовековой истории человечества, в результате которой многие ценности прошлых веков ушли в прошлое. Тем не менее, мы можем выстроить ту иерархию ценностей, которую воспринял ХХ век, проведя соответствующий отбор временем. Гуманистический идеал в ХХ веке обретает характер универсальной человеческой ценности. Гуманизм в ХХ веке – это признание абсолютной ценности человеческой жизни, права человека на свободу и благосостояние. Право, экономика, искусство обретают в обществе ХХ века легитимность лишь в том случае, если они утверждают ценность человеческой жизни.

Изменения в культуре, которые характерны для ХХ века, тесно связаны с развитием науки. Наука и техника изменили облик планеты, вывели человека из производственной сферы, уничтожили различия между городом и деревней, навязав последней урбанистические ценности. Мировая научная целостность, положила начало экономическому объединению мира, сформировав принципиально новую роль средств массовой информации и коммуникации. Но в то же самое время развитие науки и промышленности поставило человека перед проблемой исчерпания природных ресурсов, ибо воздействие цивилизации на природу сопоставимо с самыми грозными природными катаклизмами. С другой стороны, успехи науки не могут не вызывать оптимистических настроений, которые выливаются в уникальное явление культуры ХХ века – космизм. Человеческий разум и наука должны стать, по мнению космистов, мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал