Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Замечания 3 страница






4. Дайте участникам добавочных 5 минут для дополнительных вопросов и комментариев.

5. Затем вся группа собирается вместе, и каждый представляет своего партнера, рассказывая о тех его ответах, которые показались особен­но интересными.

О

Список неоконченных предложений
«Если бы я был птичкой...» ____________

 

Заверши эти предложения, чередуясь с партнером, старайся делать это быстро, особо не задумываясь. Попробуй дать несколько вариантов отве­тов для предложений, отмеченных звездочкой:

• Если бы я был птичкой...

• Если бы я был цветком, то я бы был...

• Если бы я был камнем...

• Если бы я был деревом...

• Если бы я был зверем.,.

• Если бы я был музыкальным инструментом...

• Если бы я был транспортным средством..,

• Если бы я был зданием...

• Если бы я был инструментом труда...

• Если быя был дорогой...

• Если бы я был частью одежды.,,

• Если бы я был временем года...

• (*) Если бы я был знаменит...

■ (*) Если бы я был изобретателем...

• (*} Если бы я был совсем другим человеком...

• (*) Если бы я превратился в человека другого пола...

• (*} Если бы я был богат...

• (*) Если бы я был беден...

• (*) Если бы я был невидимым...

• Если бы я был...

Когда ты ответишь на все вопросы, поговори с партнером о своих реак­циях:

• Какие ответы были для тебя самыми интересными?

• Какие удивили тебя?

• Пробудились ли в тебе какие-нибудь воспоминания или желания?



Рубежи

В этой игре каждый участник осознает важнейшие достижения своей жизни - 45 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Лист бумаги (формата A3) и фломастер для каждого участника.

 

 

Игры для активизации правого полушария мозга


Это тяжело!

Время от времени опытные ведущие чем-то ошеломляют членов группы. Попробуем применить на практике один из подобных методов - 10 минут -

1. Объясните членам группы, что в данной игре проверяется координа­ция движений.

2. Участники могут расположиться где захотят: на стульях, столах или на полу либо остаться стоять.

3. Предупредите игроков, что выполнить это упражнение одним махом очень трудно. В таком случае они не будут разочарованы, когда по­терпят неудачу.

4. Сначала каждый участник правой рукой рисует в воздухе круг, боль­шой или маленький, какой пожелает. Это довольно просто, и все смо­гут легко выполнить задание.

5. Затем каждый участник левой рукой рисует в воздухе крест. Это тоже легко. Все сразу смогут это сделать.

6. И вот настала трудная минута: нужно выполнить оба движения одно­временно. Некоторым покажется, что это практически невозможно. Обычно с заданием справляется только один из тридцати участников и очень редко — двое.

(Варианты^

Участники сидят либо на стульях, либо на столе и правой ногой при­близительно полминуты описывают круги в воздухе. Продолжая ри­совать круги ногой, они пытаются правой рукой написать в воздухе свое имя... Это практически невыполнимо.

Задание можно облегчить, если круги рисовать левой ногой, а имя писать правой рукой. С этим вариантом часто справляются несколько участников.

7. Обсудите с группой возможные причины возникших трудностей. Объясните участникам, что если потренироваться, то можно научить­ся выполнять этот трюк. Исходя из своего опыта расскажите, как дол­го нужно упражняться, чтобы овладеть этим искусством.

Почему выполнить задание так трудно? На уровне нейронов или фи­зическом уровне никаких препятствий для выполнения этого упраж­нения нет!


Яблоко

Уже в самом начале совместной работы мы стараемся способствовать развитию воображения членов группы, поскольку воображение служит предпосылкой для дальнейшего роста творческих способностей и умения решать проблемы - 30 минут -

Материалы----------------- ■ ---------------------------------------------

Вам потребуется несколько яблок (по одному на каждого участника).

1. Кратко обсудите с участниками значение воображения как для про­фессиональной деятельности, так и для получения удовольствия от жизни. С какими заданиями нам легче справиться благодаря развитой фантазии? Полезна она лишь людям искусства или нужна всем?

2. Попросите членов группы удобно устроиться на полу или на стуле.

3. Не торопясь, прочтите спокойным тихим голосом нижеприведенный текст. Дайте участникам достаточно времени, чтобы они могли пред­ставить себе каждую картинку:

«Закрой глаза и глубоко вдохни. Дыши ровно и спокойно, постарайся расслабиться. Сконцентрируй внимание на своих ощущениях. Пред­ставь, что ты находишься в приятном месте, где можешь с удоволь­ствием съесть яблоко. Попробуй понять, что именно делает для тебя это место приятным...

Теперь представь, что ты держишь в руках восхитительное, только что снятое с ветки яблоко. Почувствуй легкую прохладу в руке, в которой оно лежит... Почувствуй вес яблока, его твердость, круглую форму, нежность кожи...

Внимательно исследуй стебель. Напряги фантазию и постарайся раз­глядеть каждую мелочь: мелкие вмятины, пятнышки, солнечный свет на кожуре. Смотри на яблоко до тех пор, пока не потекут слюнки. Только теперь откуси чуть-чуть от яблока. Услышь сочный хруст...

Насладись сладким вкусом яблока...

Теперь возьми нож, разрежь яблоко пополам и посмотри, что у него внутри. Исследуя поверхность среза, косточки и сердцевину, время от времени старайся увидеть более общую картину: свою руку, предме­ты, находящиеся вокруг; почувствуй воздух...

 

Теперь не торопясь съешь воображаемое яблоко...

 

Открой глаза. Понравилось тебе яблоко? Возможно, ты ощутил его вкус сильнее, чем вкус всех тех яблок, что ты по-настоящему съел за последнее время. Однако ты не до конца представляешь себе, что такое яблоко. К сожалению, обычно мы уделяем мало внимания тому, что едим. Мы что-то делаем во время еды, разговариваем, думаем, но вовсе не концентрируемся на нюансах наших чувственных ощуще­ний.

Теперь я даю каждому из вас настоящее яблоко. Ты можешь его съесть. Но, пожалуйста, не разговаривай при этом. Сконцентрируй все свое внимание на яблоке и своем чувственном восприятии. Прежде чем съесть яблоко, потрать одну минуту на то, чтобы исследовать его хо­рошенько. Рассмотри форму, величину, цвет, какие-то особенности фрукта. Оцени его температуру, твердость, поверхность, вес. Когда ты уже хорошо «узнаешь» свое яблоко, чуть-чуть откуси от него. При­слушивайся к своим ощущениям, определяй вкус, запах, обращай вни­мание на все подробности. Не торопись. (Дождитесь, пока все спокойно съедят яблоки.)

 

Опять закрой глаза. Твоя пищеварительная система усваивает яблоко, которое ты только что съел. Яблоко становится частью тебя...

Представь, что ты яблоко. Ты висишь на яблоне. Подари себе глубо­кий вдох. Дай воздуху вытечь из тебя...

Вместе с воздухом выпусти из своего тела напряженность. Пусть уй­дут все мысли, совершенно спокойно поразмысли о том, как хорошо быть чудесным яблоком, висеть на настоящей яблоне, в прекрасном фруктовом саду, где-то далеко от города...


Ты чувствуешь на своей кожуре теплое солнце. Ты ощущаешь нежный летний ветерок. Небо над тобой глубокого синего цвета. Приятно чув­ствовать, как солнечные лучи согревают твое «тело», «тело» яблока. Иногда ты ощущаешь запах других яблок, созревающих рядом с тобой в саду. Так приятно быть составной частью природы...

Представь, что ты перемещаешься в обратном направлении во време­ни. Ты становишься все меньше, меньше, зеленее... еще меньше, пока не превращаешься в розовый яблоневый цвет. Вместе с другими цвет­ками ты растешь на яблоне. Ты чувствуешь теплое солнце на своих нежных лепесточках. Ты слышишь жужжание пчел, облетающих яб­лоневые цветы и собирающих пыльцу. Вдалеке лает крестьянский пес. Ты чувствуешь себя частичкой невероятно сложного круговорота, в котором задействованы солнце, земля, вода, воздух. Тебе это нравит­ся...

Теперь представь, что ты больше, чем один яблоневый цветок. Ты вся яблоня. Позволь своей фантазии проникнуть в ствол и ветви, на кото­рых висят розовые цветы. Ты чувствуешь сок, питающий листья и цве­ты дерева. И ощущаешь, как этот сок течет сквозь тебя. Последуй за этим потоком энергии вниз по стволу дерева. Ощути мощь ствола де­рева в своем теле... Ты должен быть сильным, чтобы удержать ветви, которые осенью отяжелеют от спелых яблок. А может быть, тебе при­дется противостоять урагану. Ощути также шероховатую поверхность коры, твердость и упругость древесины...

Направь свое внимание вниз по стволу до самых корней. Твои корни находятся в темной и влажной земле. Наблюдай эту черную темноту, дыши запахом плодородной почвы. Внимательно рассмотри всех кро­хотных подземных жителей, копошащихся в земле. Почувствуй хо­лодную влажность земли, камни, которые лежат там, пока твои корни медленно разветвляются, чтобы добывать воду и питательные веще­ства.

Теперь покинь дерево, стань водой, что сочится во влажной земле фрук­тового сада. Ощути, как ты поишь траву и цветы. Ты часть большой экосистемы. Вода очень важна для поддержания жизни. Ты часть при­роды. Ты присутствуешь повсюду в земле фруктового сада. Почувствуй, как солнечное тепло вытягивает тебя наверх. Ты испаряешься, меня­ешь свой образ, превращаешься из воды в пар. Почувствуй, как твои молекулы поднимаются к небу по направлению к горячему солнцу. Вместе со многими другими молекулами ты образуешь легкое облако. Далеко внизу виднеется земля, мелкая мозаика фруктового сада, а ты летишь по синему небу. Ты тихое, мягкое как вата, невероятно изящ­ное облако. В отдалении кружит ястреб. Ты часть таинственного кру­говорота природы.

Вдруг небо становится темнее, холодает. Ты чувствуешь, как ветер гонит облако и продувает его насквозь. Ты присоединяешься к другим молекулам воды и проливаешься на землю мелкими дождевыми кап­лями. Медленно падаешь ты вниз сквозь холодное серое небо, все ниже и ниже. Ты орошаешь листья яблони. Затем падаешь на землю и мед­ленно просачиваешься к корням деревьев. Оттуда ты вновь поднима­ешься вверх, будучи соком, питающим ветки, листья, цветы, а также яблоки.

Теперь ты снова яблоко, висящее на яблоне во фруктовом саду, на этот раз в дождливый день. Ты слышишь, как капли дождя падают на лис­тья. Ты ощущаешь резкие порывы холодного ветра, раскачивающего ветви и сучья во все стороны, и вдыхаешь терпкие запахи влажной почвы...

Ощути, что яблоко, которое ты съел в самом начале нашего упражне­ния, возникло в этом удивительном круговороте природы, И ты сам также являешься некой особенной частью большой животворящей при­роды...

И когда ты вернешься сюда, принеси с собой чувство того, что ты часть большого единства, которое всегда было и всегда будет. Немного по­тянись, сделай глубокий выдох. Затем открой глаза. Будь снова здесь, свежий и бодрый».


Творческий беспорядок

Пары преследуют друг друга в тесном помещении, но возникающий при этом хаос никого не пугает

- 5 минут -

Подготовка----------------------------------------------------------------

Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.

1. Объясните участникам, что в этой игре им придется проявить быстро­ту реакции, умение сотрудничать с партнером и принимать стратеги­ческие решения.

2. Участники разбиваются на пары. Каждый выбирает партнера, которо­го при необходимости сможет понять без слов. Они берут друг друга за руки. Затем каждая пара выбирает для игры другую пару. Эти две пары начинают играть в салочки: одна пара убегает, вторая — пре­следует. Когда преследователи коснутся убегающих, те должны сна­чала обернуться вокруг себя на 360° и только после этого пускаться в погоню.

Замечания

Важные дополнительные правила: во-первых, игрокам запрещается быстро бегать. Можно только быстро ходить. Кроме того, не разреша­ется, чтобы одна пара «проскальзывала» сквозь какую-то другую.

Также необходимо точно определить игровое поле. Оптимальная ве­личина площадки: бхб м для шестнадцати-двадцати участников. Если игровое поле слишком велико, игра теряет свою остроту.

Увидеть связи

Речь идет об умении установить связь между вещами, которые на первый взгляд не имеют отношения друг к другу - 30 минут -

1. Расскажите членам группы о значении аналитического мышления, с помощью которого можно извлечь из всего комплекса связей несколько факторов и описать их взаимодействие по причинно-следственному принципу. Синтетическое системное мышление позволяет понять весь комплекс действующих связей и отыскать среди них множественные. Мы предлагаем следовать по этому пути, если хотим понять всю сис­тему в целом.

2. Прочитайте (или расскажите) участникам притчу «Сон короля», при­веденную ниже.

Q Рассказ ^

Король вернулся с войны в свой замок. Смертельно уставший, он креп­ко заснул. Ночью ему приснился длинный сон. Во сне король видел различные предметы, быстрой чередой сменявшие друг друга. Сна­чала он увидел очертания кровати. Кровать пропала, а на ее месте видна была земля, покрытая травой и камнями. Эта картина так­же исчезла, и тогда перед взором короля предстала открытая мо­гила.

Немного позже король увидел громадное дерево с богатой листвой и множеством ветвей, огромный меч, спрятанный в ножнах, келью в монастыре, огонь, полыхающий в камине, вершину горы, укрытую снегом, и спокойное море, гладкое, как зеркало. Затем он увидел не­что напоминающее сердце, потом оазис в пустыне, верблюда, ко­рабль и снова кровать.

Мысли об этом сне преследовали короля в течение всего дня, ибо он абсолютно не мог понять, что все это означает. Тогда король ре­шил выслушать совет мудреца.

Король рассказал сон мудрецу, и тот сказал: «Ты увидел очень много вещей. Какой смысл может в них быть?»

Король ответил: «Кровать означает «спать» и приятные или страшные сны. Земля, камни и дерн натолкнули меня на мысли о


зерне, цветах и плодах. Могила говорит о смерти. Громадное дерево имеет несколько значений: плоды, которые можно есть, древесина, которую используют для строительства, и прохладная тень в жар­кий солнечный день. Меч заставляет думать о войне, келья мона­ха — о мире и покое, которые дарит Господь. Огонь в камине напоминает о счастливых годах нашей жизни с королевой до ее смер­ти. Покрытая снегом вершина повествует о мужестве и выдержке, необходимых тому, кто захочет взобраться на гору. Океан указыва­ет на долгие путешествия и дальние страны. Сердце — центр и источник моей жизни. Оазис в пустыне означает сладость освежаю­щего отдыха. Верблюд и корабль —- просто средства передвижения. И в конце я возвращаюсь назад к миру и покою, обретая их в своей кровати».

«Все это так, — сказал мудрец, — ноя должен заметить, что ты ничего не понял. Ибо для всех многочисленных вещей, увиденных тобой во сне, и для множества толкований, которые ты им дал, су­ществует одно общее название. Они все служат одной общей цели, которую ты не разглядел».

3. Прервите здесь свой рассказ и попросите участников разбиться на подгруппы по четыре человека. Они должны вместе попытаться отве­тить на вопрос, какой смысл увидел мудрец в сне короля? Дайте под­группам 20 минут на то, чтобы найти слово, которое бы стало обобщающим для всего, что привиделось королю. Подгруппы должны работать независимо друг от друга и не показывать никому своих от­ветов. Раздайте каждой подгруппе по одной копии истории «Сон ко­роля» (это должен быть фрагмент, заканчивающийся словами мудреца «... цели, которую ты не разглядел»).

4. Группы собираются на общее обсуждение и называют свои варианты. Не оценивайте ответы, а расскажите басню дальше.

Мудрец сказал: «Ты упоминал, что кровать дарит тебе покой, но это же даст тебе и земля, которая станет твоей самой последней «кроватью». Покой ты найдешь также и в могиле. Птица покоится на ветке дерева, меч — после жаркой битвы — в ножнах. Монах спо­коен в келье, а ты сам находишь покой, сидя у намина. Твои страсти улягутся при взгляде на снежные вершины или на широкое тихое море. Тебе спокойно в сердце друга, в сердце возлюбленной. Ты нахо­дишь покои в зеленом оазисе, на спине верблюда и на борту корабля. Почему же ты ищешь столь многое, если все эти вещи означают одно и тоже?»

Король возражал: «Потому что смысл их был от меня скрыт». Мудрец ответил: «Да, это вполне возможно: кровать — это не что иное, как просто кровать, и покой, который она дарит, разглядеть нельзя. Так же обстоит дело и с остальными вещами. Они просто есть, но они не открывают своего значения. Ты сам придаешь ве­щам их смысл. Разве это не так?»

Замечания |

Дайте участникам немного времени, чтобы они могли выразить лич­ные реакции и чувства от услышанного. Вероятнее всего, многие чле­ны группы будут еще долга обдумывать поучительную историю.


Внутри и снаружи

Некоторые проблемы можно решить, только если посмотреть на них с новой тонки зрения - 30 минут -

Материалы-----------------------------------------------------------------

Для каждой пары Вам потребуется одна карточка для участников игры «Внутри и снаружи» и повязка на глаза.

1. Проведите короткую вводную беседу и поговорите об искусстве ре­шения проблем и поиска творческих решений.

2. Каждый игрок ищет партнера, с которым, как он надеется, совместная деятельность по решению проблемы может принести удовольствие.

3. Партнеры должны прийти к единому мнению по вопросу, кто из них в этом упражнении будет «слепым» (либо с повязкой на глазах, либо с закрытыми глазами). Такое невыгодное положение одного из игроков побудит игроков более интенсивно общаться друг с другом. Как толь­ко глаза партнера окажутся закрытыми, дайте каждой паре карточку участника игры. Пусть они выполнят задание.

4. Когда пара найдет решение проблемы, зрячий партнер подводит «сле­пого» к ведущему, чтобы «слепой» прошептал это решение ему на ухо. (Решение: внутри круга расположены буквы, состоящие лишь из пря­мых линий, все остальные помещаются снаружи.)

5. На работу с карточкой отводится 20 минут, после чего все игроки со­бираются вместе, чтобы обсудить следующие вопросы:

 

• Как повлияло на совместную работу то обстоятельство, что один из партнеров был «слепым»?

• Кто нашел решение — зрячий или «слепой» игрок?

• Какой была атмосфера во время игры?

• Насколько большим был промежуток времени между первым и пос­ледним решениями?

• Какой принцип надо применять для решения задачи?

• Что вы делаете, чтобы повысить свой творческий потенциал?

О

Карточка участника игры
«Внутри и снаружи» ___________________

Выясните принцип, по которому буквы поместили внутри или снаружи круга.

 

Как будут расположены остальные буквы алфавита? Нанесите оставшие­ся буквы на рисунок.


Сама по себе

Этот трюк имеет глубочайший подтекст - 10 минут -

1. Эту простую игру вы можете использовать в самом начале занятия.

2. Игроки делятся на пары. Партнеры становятся друг перед другом. Руки одного при этом свисают вдоль тела, а второй обхватывает двумя ла­донями правую руку стоящего напротив и, крепко удерживая ее, пы­тается помешать партнеру поднять руку вверх. {Первый участник держит руку прямой и изо всех сил старается поднять ее, второй со всей силой удерживает руку.)

3. Через минуту вы даете сигнал «Стоп!» — и оба партнера прекращают выполнять задание. Что происходит? Как по волшебству, не удержи­ваемая более рука сама по себе поднимается вверх.

4. Затем происходит смена ролей. Игру проводят по тем же правилам. Партнер, руку которого держат, после сигнала «Стоп!» может попы­таться удержать руку внизу, но подобная попытка почти всегда обре­чена на провал.

Замечания |

Объясняя суть игры. Вы можете связать ее с законом групповой дина­мики. Раньше или позже угнетение порождает восстание. Теперь у Вас есть хороший аргумент в пользу собственного мягкого стиля руко­водства.

Говорим одновременно

Необычный опыт словесного общения, активизирующий работу обоих полушарий мозга - 1 5 минут -

1. Скажите несколько слов о вербальном общении и конфликтах. Назо­вите две распространенные причины конфликтов: недостаточная пси­хологическая гибкость партнеров либо ситуации, когда кто-то стара­ется выбить себе преимущества, не признаваемые другими. В этом упражнении мы отменяем привычные правила общения. Обычно люди говорят по очереди: один начинает, другой отвечает. Такой порядок создает иллюзию того, что один может взять верх над другим. Настоя­щее разрешение конфликта требует, однако, победы обеих сторон.

2. Каждый ищет себе партнера, столь же гибкого в психологическом от­ношении, как и он сам.

3. Партнеры садятся или встают рядом и ищут темы для спора. Это могут быть как самые простые вопросы, например: «Какой фильм мы хотим посмотреть — «Терминатор-2» или «Любовь и голуби»?», так и слож­ные, действительно дискуссионные темы вроде: «Кто — мужчины или женщины — будут лидерами в двадцать первом веке?»

4. Партнеры ведут спор, соблюдая следующие правила:

 

• оба говорят одновременно;

• каждый умудряется высказать свою точку зрения и в то же время внимательно выслушать аргументы другого;

• цель — не заговорить партнера «до смерти», а просто научиться об­щаться более творчески, лучше приспосабливаясь друг к другу.

5. Дайте участникам сигнал к началу диалога. Партнеры дискутируют в течение 5 минут.

6. Оцените результаты в конце игры, предоставив участникам возмож­ность ответить на следующие вопросы:

" Возникла ли в процессе спора игровая атмосфера?

• Менялись ли точки зрения игроков во время дискуссии?

• Чем закончились дебаты?


Ревность

Игра настраивает на командную работу и учит подходить к решению проблем творчески

- 45 минут -

1. При желании Вы можете предварить это упражнение рассказом о раз­личии между вертикальным и латеральным мышлением (по Эдварду де Боносу). Вертикальное — это традиционное логическое мышление, благодаря которому мы шаг за шагом продвигаемся в решении про­блемы: если я не могу заснуть, то надо принять снотворное. Латераль­ное мышление делает «прыжок», пытаясь атаковать проблему с неожиданной стороны: если я не могу заснуть, я отмываю душевую и кухню до тех пор, пока не предпочту заснуть, нежели продолжать за­ниматься уборкой.

2. Попросите участников разбиться на подгруппы по четыре-пять чело­век. В каждой подгруппе должны быть собраны разные участники, которые могут образовать творческую команду.

3. Прочтите группе вслух или перескажите историю «Ревность», пред­ставленную ниже.

Рассказ ^)

Жила-была на свете королева. Ее муж умер. Вдова жила одна со сво­ей прекрасной дочерью в роскошном, но пустынном замке. В один прекрасный день в замке появился путешествующий принц. Он влю­бился в принцессу, она ответила на его чувства, и принц попросил у королевы руку ее дочери.

Но королева была эгоистичной, ревнивой женщиной. К тому же ей самой понравился молодой человек, и она хотела оставить его для себя. Королева была очень богата (даже дорожки ее сада были вымо­щены алмазами и рубинами), и она была готова отдать все свои богатства принцу, если он согласится жениться на ней. Однако принц отказался от заманчивого предложения, объяснив, что его самое заветное желание — провести свою жизнь с принцессой. Однажды все трое гуляли по королевскому саду. Королева сказала: «Пусть сама судьба все решит за нас». Она сказала молодым людям, что положит в пустую шкатулку для драгоценностей алмаз и ру­бин. Затем принцесса, закрыв глаза, вынет один из драгоценных камней. Если это окажется рубин, принц женится на королеве. Если же принцесса вынет алмаз, то сможет выйти замуж за принца. Посомневавшись, принц и принцесса все-таки решили принять пред­ложение королевы. Королева нагнулась, чтобы поднять камни. Од­нако принцесса заметила, что вместо алмаза и рубина мать взяла два рубина и положила одинаковые камни в шкатулку. Затем она предложила дочери, не глядя, вынуть один из камней и тем самым решить их судьбу.

4. Представь себя на месте несчастной принцессы, стоящей на тропинке в саду королевы и заметившей этот обман. Что ты сделаешь? Какой совет можно дать принцессе, которая страстно хочет выйти замуж за принца?

5. Каждая команда должна за 20 минут найти как можно больше вариан­тов того, как принцессе выйти из затруднительного положения. На выполнение этого задания дается 10 минут.

(Одно из возможных решений: принцесса достает камень из шкатул­ки, но тотчас же роняет его на тропинку, причем никто не успевает разглядеть, что за камень упал. Тогда она говорит: «Давайте посмот­рим, какой камень остался в шкатулке. Так мы узнаем, вытащила я ал­маз или рубин».)

6. Команды представляют на общем обсуждении найденные решения, и группа пытается оценить каждое:

 

• Насколько перспективно данное предложение?

• Можно ли сказать, что данный совет — пример вертикального мыш­ления?

• Можно ли сказать, что данный совет — пример латерального мыш­ления?

• Какое предложение было самым оригинальным или элегантным?


Спрятанные учебники

Если Вы хотите в игровой форме познакомить членов группы с новыми мотивационными теориями, используйте эту игру - 30 минут -

1. Расскажите членам группы об итальянском педагоге Марии Монтес-сори. Обратите внимание участников на то, что госпожа Монтессори видела чуть ли не оскорбление в том, что кого-то хвалят за успехи в учебе. По ее мнению, учение само по себе является наградой. Сегодня психологи подтверждают, что рассуждения Марии Монтессори имели рациональное зерно. Во время экспериментов психологи вознаграж­дали испытуемых за то, что они и так охотно делали сами. В результа­те они теряли всякий интерес к работе.

2. Попросите участников разбиться на подгруппы из трех-четырех че­ловек.

3. Как только будут образованы команды, прочитайте или перескажите историю «Спрятанные учебники», представленную ниже.

Q Рассказ ^

У одной маленькой девочки возникла досадная проблема. Трое одно­классников стали каждый день прятать ее учебники, считая свой поступок веселой шуткой. Девочка просила мальчиков прекратить это делать. Но просьбы никак не действовали на шалунов. Тогда девочка попробовала полностью игнорировать проказы мальчишек. Но они все равно продолжали прятать ее учебники. Девочке была очень неприятна вся эта история, но она не хотела решать пробле­му с помощью учительницы. Наконец школьница сама нашла неожи­данное решение.

4. Сформулируйте перед игроками их задачу: «Подумайте, какая идея могла появиться у девочки? Разработайте вместе стратегию, с помо­щью которой можно корректно и эффективно разрешить описанную дилемму». На выполнение задания отводится 20 минут. Затем расска­жите историю до конца.

5. Подгруппы должны работать независимо друг от друга. Когда все команды найдут решения, они представляют их на обсуждение всей группе. Участники сравнивают и комментируют различные решения.

(Ответ

Оригинальное решение проблемы — девочка сказала мальчикам: «Мне даже нравится, что вы прячете мои учебники. Теперь у меня есть от­личный повод не делать домашние задания. К сожалению, мне все-таки приходится выполнять письменные упражнения. Было бы очень мило с вашей стороны прятать также мои тетради. За это я буду ежед­невно платить каждому из вас по рублю». Мальчики начали прятать и тетради, и книги, а девочка оплачивала их «труд». Через неделю де­вочка сказала, что теперь она сможет платить только по пятьдесят ко­пеек в день, так как у нее кончаются карманные деньги. На девятый день она сказала, что будет теперь платить только по десять копеек.

Мальчишки презрительно посмотрели на девочку и сказали: «Об этом не может быть и речи. Забудь! Ты думаешь, мы будем возиться с этим за десять копеек? Ты сошла с ума!» И они решительно отказались пря­тать школьные принадлежности девочки.


Измени себя

Это непростое упражнение можно выполнить, только призвав на помощь латеральное мышление - 1 5 минут -

1. Два участника встают спиной друг к другу, не зная о том, какое им предстоит соревнование. Затем они выслушивают задание: внести пять доступных наблюдению изменений в свой внешний облик. Кто-то из участников, уже имеющий опыт работы в группе, может вспомнить, что однажды нашел решение подобной задачи практически без про­блем,

2. Через 3 минуты, необходимые для подготовки, игроки поворачивают­ся на 180° и говорят друг другу, что именно партнер изменил в своей внешности. Справившись с заданием, оба игрока испытывают облег­чение.

3. Но оказывается, это еще не все. Партнеры снова встают спиной друг к другу. На этот раз надо изменить десять параметров во внешнем об­лике. Это уже явная эскалация сложности. На выполнение этого зада­ния отводится 5 минут.

4. Опять поворот на 180°. Игроки пытаются выяснить, что изменилось во внешнем облике партнера. Большинство членов группы с грехом пополам осиливают этот этап игры.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.021 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал