![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Замечания 4 страница
5. Партнеров опять ставят спиной друг к другу, и они слышат, к своему ужасу, что им надо опять внести десять изменений в свой внешний облик... Замечания | В этом упражнении основной трудностью для участников является количество изменений во внешности. Часто игроки застревают на уровне вертикального мышления и пробуют изменить что-то в одежде: неправильно надеть очки, закрепить часы на запястье другой руки, развязать шнурки и т. д. Латеральное мышление открывает новые возможности. Когда эксперимент будет закончен, покажите группе, как в мгновение ока можно произвести десять изменений в своем внешнем облике: загните один за другим десять пальцев руки, пока перед глазами членов группы не окажутся два кулака — вот и десять изменений! Также без особо сложных манипуляций можно показать изменения с помощью языка тела: различные жесты, другая осанка, другое выражение лица. При необходимости количество требуемых изменений можно увеличить. Это не веревка Легкое соревнование, проверяющее творческий потенциал участников - 1 5 минут - Материал------------------------------------------------------------------- Вам понадобится веревка, но с тем же успехом можно воспользоваться другим реквизитом. Вполне подходят картон, мяч. 1. Сообщите игрокам, что в этом упражнении речь идет об умении видеть вещи с новой точки зрения и превращать известные предметы в нечто совсем другое. 2. Группа садится в круг. Встаньте в середину круга и скажите участникам следующее: «Один за другим каждый из вас может, как я, выйти в середину круга и, подняв веревку вверх, сказать: «Это не веревка, это...» и назвать какой-то объект. Я говорю: «Это не веревка, это змея». Чтобы сделать свое заявление вполне наглядным, я продемонстрирую вам эту змею». (Покажите, как «змея» ползет по полу.) 3. Веревка может превращаться не только в змею, ной во множество других предметов (например, в раму для картины, галстук, «летающую тарелку», ствол бамбука, скоростную трассу и т. д.). Каждый, кто продемонстрировал превращение веревки во что-то другое, возвращается на свое место в круге, и его сменяет следующий участник. 4. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не поучаствуют в ней трижды. Если в середину захотят выйти одновременно два участника, предпочтение следует отдать тому, кто до этого еще не работал в кругу. 5. Если какой-то участник «застрял» и не может придумать ничего нового, он может повертеть веревку в руках, разложить ее на полу и т. п. Иногда это приводит к спонтанному рождению новой идеи. 6. Заранее составьте список различных предметов, которые можно изобразить с помощью веревки. Бережливая жена-бережливый муж Занимательная творческая игра, в которой большое значение придается разнообразным гипотезам - 45 минут - 1. Начните игру с короткого объяснения: «Зачастую людям, легко справляющимся с проблемами, нравится придумывать множество теорий, объясняющих действительность. Например, анализируя поведение человека, они не ограничиваются только одним возможным мотивом, который мог бы объяснить те или иные поступки». 2. Участники разбиваются на подгруппы по четыре человека. Каждой команде выдается фломастер и пластиковая доска. 3. Сообщите участникам задание: «Одна бережливая женщина с большим состоянием однажды изменила своим привычкам и растратила много денег. Сколько причин вы можете найти для такого поведения? Запишите все идеи, которые появятся у вас в течение четверти часа». 4. Если участники захотят, вдобавок к бережливой жене они могут придумать еще и бережливого мужа. 5. Через четверть часа подгруппы собираются вместе и приносят с собой список идей. 6. Кратко оцените работу команд, предложив игрокам ответить на следующие вопросы: ■ Каким было настроение в подгруппе? • Что способствовало появлению новых идей? • Что препятствовало этому процессу? • Какая команда выдвинула максимальное количество идей? • Какие идеи оказались особенно плодотворными? • Какой вы человек — бережливый или, скорее, расточительный? • Почему проблемы, связанные с деньгами, почти всегда интересны людям? Переправа Эта древняя игра, известная еще римским легионерам, очаровывает всех - 30 минут - Подготовка----------------------------------------------------------------- Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Проведите на полу мелом или с помощью клейкой ленты две линии на расстоянии 10 м друг от друга. 1. Объявите участникам, что данная игра является проверкой их умения сотрудничать друг с другом и в ней нужно найти решение одной «древней» проблемы. 2. Попросите участников разбиться на подгруппы по семь человек. 3. Задание состоит в следующем: команда из семи участников должна преодолеть дистанцию в 10 м. При этом только четыре части тела всех семи участников могут одновременно касаться пола. 4. Во время выполнения задания должны строго соблюдаться следующие правила:
• к началу соревнования все игроки должны стоять за стартовой чертой, а в конце — за финишной; • нельзя применять никаких вспомогательных средств; • во время перехода все семь участников должны так или иначе держаться друг за друга; • переход можно начинать после того, как команда составит план действий; • необходимо принимать во внимание безопасность всех участников. 5. Особо подчеркните, что команда должна сделать все возможное, чтобы во время перехода никто не упал и не поранился. 6. Когда все команды осуществили переход, обсудите игру: насколько она была интересной, сложной и т. п. Замечания | В этой игре не надо устраивать соревнования между командами, так что нужно дать каждой подгруппе столько времени на подготовку, сколько ей потребуется. Если участники не ограничены во времени, игра доставляет больше удовольствия и приводит к осознанию того, что такое настоящая команда. Часто первоначально выбранная стратегия оказывается не самой правильной. Но команды все же хватаются за первое решение, чтобы осталось больше времени на сам переход. Сочиняем вместе Занимательная игра, в которой все зависит от фантазии игроков и ихумения сотрудничать - 20 минут - 1. Участники становятся в круг. Если в группе больше шестнадцати человек, лучше разбить ее на подгруппы. 2. Задание состоит в том, чтобы вместе придумать некую инструкцию. Один за другим участники произносят по одному слову, пока инструкция не будет закончена. Конец каждой фразы игроки отмечают понижением голоса. 3. Тема инструкции может относиться к области межличностных отношений и содержать юмористический оттенок, например:
• как сделать, чтобы тебя не полюбили в группе; • как рассердить своего шефа; • как восстановить против себя партнера; • как сделать из своих детей маленьких разбойников. С другой стороны, игроки с удовольствием работают, если сформулированная тема актуальна для многих и заставляет задуматься. Это могут быть следующие темы: • что можно сделать, чтобы «спасти» свой брак; • как сделать так, чтобы в тебя влюбились; • как держать себя в хорошей форме. Еще проще составить инструкцию для следующих процедур: ■ как почистить зубы; ■ как съесть омара; • как почувствовать вкус старого вина. 4. Члены команд должны договориться о том, в каком направлении — по часовой стрелке или против нее — они будут передавать друг другу слово. Доброволец начинает игру, его сосед присоединяет следующее слово. Проследите за тем, чтобы каждый новый игрок называл лишь одно слово. Совместное творчество удается лучше всего, когда никто не строит больших планов, а ориентируется на то, что уже было сказано до него, и лишь добавляет новый элемент в мозаику... Замечания | В любом случае играйте вместе с группой! Что ты делаешь? Это упражнение учит мыслить быстро и нетривиально - 1 5 минут - 1. Поговорите с группой о том, что каше тело и наш образ мыслей связаны воедино. Если мы проголодались, то едим, если видим красный свет светофора — тормозим. Но есть ситуации, в которых эта связь разрывается: мы приходим в ярость — но не вступаем в драку; устали, но продолжаем работать; испуганы, но доставляем трясущийся автомобиль на безопасную стоянку. Данное задание учит отменять автоматический (привычный) образ действий. Это расширяет нашу свободу действий (в разумных пределах). 2. Участники становятся в круг. Попросите двух участников выйти в середину круга и договориться, кто из них будет игроком № 1, а кто — игроком № 2. 3. Первый игрок демонстрирует какое-то повседневное действие, например пьет кофе. Тогда второй игрок спрашивает: «Что ты делаешь?» Игрок № 1 произносит заведомо абсурдную фразу. Например, говорит: «Я мою свой автомобиль». Услышав это, игрок № 2 «также» начинает мыть машину (выполняет соответствующие действия). Первый игрок берет инициативу в свои руки и спрашивает: «Что ты делаешь?» Игрок № 2 со спокойной душой продолжает «мыть автомобиль», но, отвечая на вопрос, называет совсем другое занятие: «Я читаю книгу». Действие развивается дальше в том же духе. Обычно игроки без труда придумывают подобные алогичные ответы на вопрос «Что ты делаешь?». Замечания | Конечно же, отрицая вполне очевидные факты, мы можем чувствовать легкое внутреннее сопротивление. Но именно поэтому игра дает результат. Отвечать надо как можно быстрее и без колебаний. Игрок, который промедлил более 3 секунд, запинается, лепечет что-то невнятное, повторяет сказанное ранее или — о ужас! — говорит правду. В таком случае он меняется местами с новым претендентом. (" Варианты ^ Ход игры можно изменить следующим образом. Каждый участник, находящийся в центре круга, может в какой-то момент выкрикнуть: «Петя (имярек), выходи!» После этого он занимает место смещенного игрока. Участник, вставший в середину круга, становится игроком № 1 и начинает новый раунд. Подарок Микеланджело Настоящий художник работает молча - 20 минут - 1. Объясните группе, что в этой игре важна хорошая работа в команде. 2. Участники разбиваются на группы по три человека. Каждая тройка образует мастерскую скульптора. Игроки решают, кто станет моделью, кто скульптором, а кто — «глиной» для скульптуры. 3. Скульптор и «глина» становятся друг против друга, а за «глиной» встает модель. Таким образом, игрок, из которого будут «лепить» модель, не видит ее. 4. Модель придает своему телу какое-то необычное положение, которое нужно удерживать в течение нескольких минут. Чем экстравагантнее поза модели, тем большее напряжение требуется от скульптора. 5. Скульптор должен, не говоря ни слова и не касаясь «глины», «вылепить» из нее подобие модели. Можно использовать только жесты. «Глине» разрешено менять свое положение, когда получен соответствующий сигнал от скульптора. Последний ни в коем случае не должен прямо показывать позу модели. Такие правила придают игре изысканность и действенность, стимулируют более тесное сотрудничество и невербальный диалог между игроками. 6. Когда скульптор останется доволен своей работой, он может попросить модель и «глину», не изменяя позы, повернуться друг к другу. 7. Если времени достаточно, упражнение можно повторить еще два раза, чтобы в результате каждый попробовал себя во всех трех ролях. 8. В заключение предложите командам следующие вопросы:
• Насколько отчетливы, понятны были сигналы скульптора? • Насколько послушно откликалась «глина» на сигналы скульптора? • Каким было настроение в команде? • Получили ли вы удовольствие от игры? • Удалось ли скульптору создать точную копию модели? Спасатель и преследователь Эта игра разогревает и бодрит. Пусть повеселится ребенок, живущий в каждом из нас! - 10 минут - Подготовка----------------------------------------------------------------- Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. 1. Объясните участникам специфику игры: «Сейчас нам очень пригодятся способности к визуальному восприятию пространства, поскольку надо будет одновременно наблюдать за двумя движущимися точками. При этом двигаться придется и нам самим». 2. Участники расходятся по комнате. 3. Каждый выбирает того члена группы, которого боится (только в рамках данной игры!). 4. Все участники ходят по комнате, пытаясь держаться как можно дальше от персоны, перед которой испытывают страх. Однако никто, кроме самого участника, не должен знать о том, кого именно он боится. 5. Через 1-2 минуты каждый мысленно выбирает себе кого-нибудь в защитники. Этот человек тоже не должен знать, что его кто-то выбрал. 6. Теперь каждый старается идти так, чтобы защитник всегда находился между ним и тем, кого он боится. На выполнение данного этапа игры отводится 4 минуты. 7. По сигналу «Стоп!» все должны замереть на месте. В этом положении каждый может сказать, от кого он держался на расстоянии и кто был его защитником. Конечно же, интересен вопрос, насколько каждому удавалось следовать инструкции. Гордиев узел Эта классическая игра, проводится без каких-либо реквизитов и дает новую возможность интересного общения -10/20 минут - Подготовка----------------------------------------------------------------- Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. 1. Участники разбиваются на группы по восемь человек. Каждая группа образует круг. 2. Все участники вытягивают левые руки в центр круга. 3. Затем каждый сжимает руку какого-то другого игрока, только не руки своих соседей. 4. После этого каждый игрок вытягивает правую руку и находит чью-либо свободную руку. Обратите внимание играющих на то, что нельзя держать обе руки одного и того же человека. 5. В результате всех манипуляций получится узел, и группа должна, не разрывая соединения рук, распутать его. Важные правила: чтобы никто не вывихнул и не повредил руки, в одно и то же время двигаться может только один участник; если какой-либо игрок почувствует, что его рука выворачивается, он может на мгновение отпустить руку, чтобы затем принять терпимое положение. 6. В конце игры важно подвести итоги, предоставив участникам право ответить на следующие вопросы:
• Пытался ли кто-нибудь взять на себя контроль над выполнением задания? • Оставался ли кто-то из игроков совершенно пассивным? • Какой была атмосфера в группе? • Проявлялись ли по ходу игры нетерпение, готовность помочь? • Не оказалась ли возникающая по ходу игры ситуация стрессовой для кого-то из участников?
• Можно ли сравнить игру с повседневными социальными ситуации ми? • Как пережили участники тесный физический контакт с другими членами группы? • Не чувствовали ли себя участники несвободными, словно в тюрьме? • Получили ли члены группы удовольствие от игры? Замечания | Играя в соответствии с вышеуказанными правилами, игроки могут решить поставленную перед ними задачу, лишь переговариваясь друг с другом. У ведущего есть соблазн вмешаться и «помочь» процессу, но это не очень хорошая идея. Предоставьте игроков самим себе — и тогда каждый сможет получить опыт соответствующего поведения. Группа выполнит это задание лишь в том случае, если игроки будут действовать сообща, если смогут услышать, обсудить и осуществить все поступившие предложения. Бессмысленные активные действия в данном случае не приведут ни к чему. Иногда игрокам удается выполнить задание, полностью распутать узел и образовать новый круг. Но если образовались два сплетенных круга, можно предложить такое решение: два участника разрывают руки, группа образовывает ряди окончательно распутывается. F Варианты) Если Вы хотите сделать акцент в этом упражнении на решение проблемы, то можете провести игру, используя немудреный реквизит. Каждый участник получает веревку длиной 1, 5 м. Игроки не держатся за руки, а «связаны» друг с другом с помощью веревки. Каждый держит один конец своей веревки и вручает второй какому-то другому игроку. Второй рукой он берет свободный конец веревки еще одного игрока. В этом случае участники игры не должны стоять совсем близко друг от друга, и каждому будет лучше видно получившееся переплетение. Круг может состоять из большего числа игроков (вполне возможно участие пятнадцати человек). Многоугольник в тумане Это превосходное упражнение на общение может с успехом пройти в группах, члены которых ранее не были знакомы друг с другом - 30 минут - Подготовка----------------------------------------------------------------- Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Вам потребуется длинная веревка (примерно по 1, 5 м на каждого участника). Свяжите узлами концы веревки. Кроме того, каждому участнику будет нужна повязка на глаза. 1. Группа встает в круг, и все участники завязывают глаза. Те, у кого нет повязок, просто закрывают глаза. 2. Положите веревку на пол у ног игроков и попросите их найти и поднять ее. 3. Когда все участники будут держать веревку в руках, объясните задание. Группа должна складывать из веревки различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются следующие правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. 4. Дайте группе первое задание: сделайте из веревки квадрат!.. Не помогайте группе во время работы. Через некоторое время спросите, не создается ли у игроков впечатления, что квадрат уже готов. Если группа ответит отрицательно, то пусть продолжает работу, даже если квадрат уже получился. Если игроки ответили на вопрос утвердительно, они могут снять повязки, чтобы оценить результат. Когда участники рассмотрят получившийся квадрат, они могут в течение 5 минут обсудить стратегию выполнения следующих заданий. Заданиями могут быть: • создать равносторонний треугольник; ■ сложить любую трапецию. 5. Обсудите с участниками итоги игры, предложив их вниманию следующие вопросы: • Возникали ли проблемы взаимодействия с партнерами? Если да, то когда и почему? • Осталось ли у кого-нибудь чувство, что его не услышали или его идею не стали рассматривать? Почему так произошло? • Кто взял на себя роль лидера? В чем это выразилось? Каков был стиль руководства? • Можно ли провести параллели между сегодняшней игрой и повседневными рабочими ситуациями, проблемами при работе в команде, на совещаниях?
|