![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Модели как основа использования компьютеров в практике управления
Модель (лат. modulus) – это объект-заменитель объекта-оригинала. Поэтому процесс замены одного объекта другим можно назвать моделированием. Модель – это не только представление каких-либо объектов или процессов, но и отражение самого субъекта (творца модели) в созданной им модели: его целей, опыта, знаний и т.д. Так как модель фиксирует отношение субъекта к миру, поэтому по ней можно реконструировать, то есть воспроизвести его самого. Это объясняется тем, что в той мере, в какой в модели представлен мир таким, каким он является познающему субъекту, в ней также содержится своеобразный “портрет” субъекта, то есть характер и система его убеждений. С появлением компьютеров стало быстро развиваться математическое моделирование. Под математическим моделированием подразумевается процесс установления соответствия реальному объекту математического объекта, отражающего цели моделирования. Вид модели зависит от а) цели моделирования и б) природы моделируемого объекта. Математические модели, в соответствии с природой воспроизводимых процессов, можно разделить на детерминированные, стохастические, логико-лингвистические и сетевые (информационные). Особое место в информатике занимают информационные модели, предназначенные для отражения информационных связей между объектами. Особенность такого рода моделей заключается в их графическом представлении, но при этом имеется возможность матричного или аналитического способа их изображения. Наиболее распространенными формами такого рода моделей являются: диаграммы потоков данных, сети Петри, сети управления и планирования, модели баз данных, модели баз знаний и т.д. Большинство бизнес-процессов воспроизводятся с помощью диаграмм потоков данных. 30. Моделирование деятельности предприятия – это документирование, анализ и оптимизация работы предприятия или отдельных направлений его деятельности, его целей и задач, механизмов и ресурсов, используемых для их достижения, правовых ограничений и взаимоотношений со средой, в которой предприятие ведет свою деятельность Физическое моделирование деятельности оператора — это создание по определенным правилам экспериментальной модели эргатической системы (или ее подсистемы), свойства которой должны таким образом детерминировать деятельность человека, чтобы основные ее характеристики соответствовали характеристикам деятельности в реальной системе. Моделирование соревновательной деятельности в условиях тренировки — это лишь один из методов подготовки и один из способов интенсификации тренировки. И результаты деятельности предприятия – это результаты работы ее коллектива. Финансирование деятельности организации это сложный и ответственный экономический процесс. Финансирование деятельности организации это совокупность форм и методов, принципов и условий финансового обеспечения простого и расширенного воспроизводства. Эффективность деятельности организации это ее свойство, связанное со способностью организации в рамках нормативной системы общественных ценностей формулировать и достигать цели в соответствии с предъявляемыми по-требностями в виде результатов, соотнесенных с затратами, путем использования соответствующих средств и с учетом факторов-условий ее функционирования. Финансовый результат деятельности организации это чистая прибыль или убыток. Залог успешной деятельности организации это его персонал со своими навыками, умениями, квалификацией и идеями. Принципы организации маркетинговой деятельности это основополагающие идеи, обстоятельства, требования, которые лежат в основе маркетинга и раскрывают его сущность и назначение. Задача организации такой деятельности — это задача педагога, и она много сложнее, чем простая «передача» знаний в бытовом её понимании.
Вопрос 31. Моделирование систем управления бизнес–процессами Моделирование бизнес-процессов (МБП) в последние годы стало модной тенденцией, охватившей многие предприятия. Во многих компаниях созданы департаменты организационного развития, отделы процессного управления и иные подразделения, основная задача которых заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию деятельности компании на основе применения процессного подхода. На рынке услуг также доступны предложения в области процессного консалтинга, в том числе предложения с конкретной отраслевой специализацией (например, в сфере постановки процессов разработки приложений или ведения других ІТ–проектов либо в области совершенствования систем управления компаниями). Деятельность сотрудников любой организации (предприятия, фирмы, компании) делится на две категории: повторяющаяся (периодически или в результате наступления каких-либо событий), называемая процессами, и неповторяющаяся, называемая проектами (мероприятиями, программами). Процесс есть связанный набор повторяемых действий, которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с предварительно установленными правилами. Как правило, процессы составляют значительную часть деятельности организаций. Учитывая, что процесс имеет конечный результат, рассмотрение деятельности компании как совокупности процессов позволяет более оперативно реагировать на изменение внешних условий, избегать дублирования деятельности и затрат, не приводящих к желаемому результату, правильно мотивировать сотрудников для его достижения. Моделирование бизнес-процессов обычно означает их формализованное графическое описание. Хотя применение МБП для совершенствования деятельности фирмы не является обязательным, в последнее время ему уделяется серьезное внимание. Задачи моделирования бизнес-процессов Моделирование бизнес-процессов используется на практике для решения широкого спектра задач. 1. Один из наиболее типичных способов применения подобных моделей – это совершенствование самих моделируемых процессов. На практике производится описание процессов «как есть» (то есть именно так, как они происходят в действительности), а затем различными способами выявляются узкие места в этих процессах и на основе данного анализа создается несколько моделей «как должно быть». Совершенствование бизнес–процессов путем выявления и устранения «узких мест» в деятельности предприятия может осуществляться разными способами. Один из них – имитационное моделирование. Исходными данными для такого моделирования являются сведения о вероятности наступления событий, влияющих на выполнение процесса, о среднем времени выполнения функций в процессе и законах распределения времени выполнения, а также о задействованных в процессе ресурсах. Другой способ выявления узких мест основан на анализе реальных процессов и соответственно реального времени выполнения функций или ожидания доступности ресурсов. Реальные значения могут быть как получены из информационных систем (если процесс автоматизирован с достаточно высокой степенью), так и определены путем обычного хронометража и наблюдения. 2. Совокупность взаимосвязанных моделей бизнес–процессов предприятия может быть использована для генерации корпоративной нормативно-правовой базы (например, регламентов процессов, положений о подразделении, должностных инструкций). Особенно часто подобные технологии применяются при подготовке предприятия к сертификации на соответствие одному из стандартов качества. Сегодня практически все средства моделирования бизнес-процессов позволяют получать данные об объектах и их взаимосвязях и представлять их в виде документов, используя различные технологии. 3. Модели бизнес-процессов могут применяться при совершенствовании системы управления фирмой и разработке системы мотивации персонала – для этого обычно моделируются цели компании, каждая из которых разбивается на более детальные до тех пор, пока это разбиение не станет столь подробным, что отдельные цепи окажутся связанными с деятельностью конкретных сотрудников. Затем для этих целей формируются количественные показатели, характеризующие степень их достижения, и на основе этих показателей создается система мотивации персонала. 4. Моделирование бизнес-процессов широко применяется при проектировании информационных систем. Сегодня описание процессов при управлении требованиями и создании спецификаций практически стало правилом хорошего тона, и в современном техническом задании можно увидеть не только список требований, но и модели процессов. Причем, во многих случаях именно задача корректной автоматизации и информационной поддержки деятельности компании является основной при принятии решения о моделировании бизнес-процессов. При моделировании бизнес-процессов, как правило, оперируют понятиями модели, объекта и связи. Модель – это совокупность объектов, их свойств, атрибутов и связей между ними, которая адекватно описывает предметную область. Возможные типы моделей и правила их построения (в том числе доступные для применения графические символы и правила изображения связей между ними) определяются выбранной методологией моделирования, а система условных обозначений, принятая в используемой модели, определяется выбранной нотацией (формой записи). Существует много методологий моделирования, используемых сегодня при описании бизнес-процессов. К наиболее популярным из них можно отнести следующие: DFD (Data Flow Diagrams), описывающую диаграммы потоков данных, которые используются при анализе требований и функциональном проектировании информационных систем; STD (State Transition Diagrams), рассматривающую диаграммы перехода состояний для проектирования систем реального времени; ERD (Entity–Relationship Diagrams), рассматривающую диаграммы «сущность – связь», которые применяются при логическом проектировании информационных систем; FDD (Functional Decomposition Diagrams), описывающую диаграммы функциональной декомпозиции (разложения) бизнес–процессов; SADT (Structured Analysis and Design Technique), являющую собой технологию структурного анализа и проектирования. В последнее время популярна также методология ARIS, рассматривающая совокупность различных типов моделей (включая и поддерживаемые некоторыми другими методологиями), которые используются для описания всех подсистем компании. Не менее популярно и семейство методологий IDEF, применяемых для проектирования бизнес-процессов и данных (разработчики баз данных, как правило, неплохо знакомы с методологией IDEF1X, описывающей логические и физические модели данных, а методология IDEF0 весьма популярна у аналитиков, описывающих бизнес-процессы). У разработчиков приложений очень популярна методология UML (Unified Modelling Language), используемая при проектировании информационных систем и приложений с целью описания требований к ним, сценариев работы пользователей, изменения состояний системы и данных в процессе работы и классов объектов будущего приложения. Методология моделирования бизнес–процессов CASE – средства моделирования Хотя рисовать модели на бумаге не возбраняется, современное моделирование бизнес-процессов обычно осуществляется с использованием CASE–средств. Эта аббревиатура означает Computer Aided System Engineering, что переводится как «проектирование систем с помощью компьютера». На современном рынке программного обеспечения CASE–средств не одна сотня. В такой ситуации имеет смысл обсудить их классификацию и задачи, которые можно решить с их помощью (применительно к процессному подходу). Из информационных технологий к CASE–средствам обычно относят инструменты, позволяющие автоматизировать процессы жизненного цикла IT–решений. Особенностью современных CASE-средств являются: а) наглядные графические средства для создания моделей; б) использование средств их хранения в виде файлов или в виде данных в специальном репозитарии; в) средства интеграции с другими инструментами (например, со средствами разработки приложений, офисными приложениями, другими CASE-средствами, инструментами, применяемыми при внедрении информационных систем). Часто CASE-средства содержат инструменты для генерации отчетов на основе моделей, средства реинжиниринга – генерации моделей на основе имеющихся данных (например, содержащихся в реляционной базе данных). Нередко CASE-средства включают прикладные программные интерфейсы и даже среду разработки решений на собственной основе. CASE–средства можно классифицировать по типам: а) средства анализа и моделирования, предназначенные для создания описаний процессов и иных предметных областей; б) средства анализа и проектирования, используемые для управления требованиями и документирования IT –проектов; в) средства проектирования данных, обеспечивающие моделирование данных и генерацию структуры СУБД; г) средства моделирования приложений (сегодня наиболее распространенной категорией таких средств является семейство средств UML –моделирования). К наиболее популярным средствам описания бизнес-процессов можно отнести следующие программные продукты: – Together Architect фирмы Borland ( Приложение, рис. 1); – семейство AllFusion Business Process Modeler (фирма BPwin) для описания бизнес-процессов с помощью методологии IDEF0 (Computer Associates) и организации коллективной работы над единым репозитарием моделей (Приложение, рис. 2); – ARIS Bisiness Architect (фирма IDS Scheer) – инструмент коллективной работы над совокупностью взаимосвязанных моделей различных типов (Приложение, рис. 3), предназначенных для описания бизнес-процессов, данных и информационных систем, деятельности компаний; – Visio (фирма Microsoft) – средство создания моделей бизнес-процессов и данных с применением различных методологий (Приложение, рис. 4). Выбор инструмента для моделирования бизнес-процессов, в первую очередь, определяется целями и объемом моделирования, функциональностью средств, их интеграцией с другими инструментами и приложениями.
|