![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие персонала. Организация, формы и оценка эффективности обучения персонала. Понятия профессиональной, социальной, методической и временной компетентности.
Развитие персонала — система взаимосвязанных действий, включающих выработку стратегии, прогнозирование и планирование потребности в персонале, управление карьерой и профессиональным ростом, организацию процессаадаптации, обучения, тренинга, формирование организационной культуры. Развитие персонала включает следующий комплекс мер: *профессиональное обучение; *переподготовка и повышение квалификации кадров; *ротация; *делегирование полномочий; *планирование карьеры персонала в организации. Цели развития персонала: повышение трудового потенциала работников для решения личных задач и задач в области функционирования и развития организации повышение эффективности труда; снижение текучести кадров; подготовка необходимых руководящих кадров; воспитание молодых способных сотрудников; достижение большей независимости рынка труда; адаптация к новым технологиям; рост социальных качеств сотрудников и их удовлетворенности трудом. Меры по развитию персонала: сохранение работоспособности; адаптация персонала к изменяющимся условиям; подготовка сотрудников к выполнению более сложных задач; организация психологической помощи сотрудникам, работающим в условиях повышенных рисков. Основные принципы развития персонала: целостность системы развития, преемственность различных видов и форм развития персонала; опережающий характер обучения и развития на основе прогноза научно- технического развития и условий развития организации; гибкость различных форм развития, возможность их использования на отдельных этапах развития; профессиональное и социальное стимулирование развития человеческих ресурсов; построение системы развития персонала с учетом конкретных возможностей организации, социально-экономических условий его функционирования. Необходимость организации обучения персонала диктуют следующие факторы: внедрение новой техники, технологии, производство современных товаров, рост коммуникационных возможностей создают условия для ликвидации или изменения некоторых видов работ. Различают три вида обучения: • подготовка кадров. • повышение квалификации кадров. • переподготовка кадров. Условно методы обучения можно разделить на четыре группы: ■ комплексное обучение; ■ обучение в ходе выполняемых работ, т. е. обучение на рабочем месте; ■ комбинированное обучение; ■ самообучение и самосовершенствование. Формы обучения персонала, подразделяются на: 1. активные и пассивные — основной критерий различия это степень активности, которую проявляют обучаемые. Например, презентация (лекция), на которой участник может засыпать, отвлекаться на свои делам, в отличие от деловой игры, требующей активного участия всех; 2. индивидуальное и групповое — при индивидуальной форме обучения, предоставляется возможность полностью сфокусироваться на конкретных знаниях и навыках одного сотрудника (обучение на рабочем месте, полевой тренинг и т.д.); к плюсам группового обучения можно отнести то, что оно требует существенно меньше времени и финансовых затрат. 3. С отрывом и без отрыва от профессиональных обязанностей – обучение применяемое без отрыва от производства, интегрированы в сам производственный процесс и немедленно применяются на практике. Метод комплексного обучения: ■ курсы повышения квалификации; ■ школы начинающих специалистов; ■ школы по изучению передовых методов труда; ■ семинары. Обучение на рабочем месте - данный метод предполагает разнообразные формы обучения через взаи-модействие сотрудников и является легкодоступным и высокоэффективным. Мастер-класс. Форма, способствующая взаимодействию мастера, обладающего признанным авторитетом, и ученика. Мастер-класс обеспечивает передачу опыта путем прямого, комментированного показа приемов работы. Наставничество - одна из разновидностей форм обучения молодых сотрудников, способ передачи опыта, накопленного в учреждении. Стажировка _ индивидуальное обучение или обучение небольших групп в учреждениях культуры, способных передать позитивный опыт и высший образец мастерства. Стажировки используются для того, чтобы обучать специалистов новым навыкам и знаниям, необходимым для выполнения работы в будущем. Должностная ротация персонала - форма, предполагающая перемещение специалиста с данного участка работы на другой внутри учреждения. Цель - знакомство с другими направлениями работы, расширение про-фессиональных знаний, получение дополнительных навыков. Делегирование - одна из форм управления, когда руководитель передает часть своих полномочий и ответственность за их выполнение сотруднику, статус которого ниже. Кураторство - форма, в которой наряду с влиянием куратора на развитие учреждения через систематическую разностороннюю помощь присутствуют и элементы обучения подопечных. Оценка эффективности программ обучения является заключительным этапом управления развитием персонала в современной организации. Различают количественные и качественные методы оценки результатов обучения. При количественном методе результаты обучения оцениваются по таким показателям, как: • общее число обучающихся; • численность обучающихся по категориям; • виды форм повышения квалификации; • сумма денежных средств, выделенных на развитие. Качественные методы оценки результатов повышения квалификации позволяют определить эффективность обучения и его влияние на параметры производства. Выделяют четыре основных способа качественной оценки результатов профессионального обучения: 1. Оценка способностей и знаний в процессе или в конце курса обучения. 2. Оценка профессиональных знаний и навыков в условиях производственной ситуации. 3. Оценка влияния обучения на параметры производства. 4. Экономическая оценка. Профессиональная компетентность означает высокий уровень профессиональных знаний и готовность находить конструктивные решения проблем в различных условиях, включая способность брать на себя ответственность в экстремальных ситуациях, мобильность и готовность к реализации инновационных технологий. Методическая компетентность включает умения передавать свой профессиональный опыт другим, готовность стать наставником, учителем, помогающим осваивать сложные элементы профессиональных знаний и навыков. Социальная предполагает умения работать в команде, создавать атмосферу комфортных межличностных взаимодействий, командный настрой в достижении общекомандных целей, планировать совместные действия и прогнозировать долговременные стратегии развития кадрового потенциала. Временная компетентность означает адекватность временных восприятий (чувство времени) и навыки планирования времени, способность рационально перераспределять временные приоритеты и лимиты межличностного общения.
|