![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методологические основы управления качеством
Качество – совокупность свойств продукции обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. До 1900 – механический контроль. Каждый работник сам отвечает за изделия собственного изготовления, продукция выполнялась помощью машинного или ручного труда. 1900-1920- контроль мастера 1920 – 1940 - инспекционный контроль 1940-1960 – статистический контроль 1960 – 1980 – обеспечение качеством. Создание петли качества. 1980 – 2000 – создание всеобщей управлением качества.!! руководства и управления организацией применительно к качеству Аспекты качества продукции. В современной теории и практике управления качеством выделяют следующие пять основных этапа: 1. Принятие решений “что производить” и подготовка технических условий. Например. При выпуске автомобиля той или иной марки важно решить: " для кого автомобиль" (для узкого круга весьма состоятельных людей или для массового потребителя). 2. Проверка готовности производства и распределение организационной ответственности. 3. Процесс изготовления продукции или предоставления услуг. 4. Устранение дефектов и обеспечение информацией обратной связи в целях внесения в процесс производства и контроля изменений, позволяющих избегать выявленных дефектов в будущем. 5. Разработка долгосрочных планов по качеству. Осуществление перечисленных этапов невозможно без взаимодействия всех отделов, органов управления фирмой. Такое взаимодействие называют единой системой управления качеством. Это обеспечивает системный подход к управлению качеством. Основными задачами управления качеством являются: • изучение рынка сбыта; • изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции; • разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства; • сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции. Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций: •разработка программы управления, планирования и повышения качества продукции; • сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество; •выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект; • выдача управленческих решений; • анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими воздействиями. Система управления качеством продукции опирается на следующие взаимосвязанные категории управления: объект, цели, факторы, субъект, методы, функции, средства, принцип, вид, тип критериев и др. Под управлением качеством продукции понимают постоянный, планомерный, целеустремленный процесс воздействия на всех уровнях на факторы и условия, обеспечивающий создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование. Система управления качеством продукции включает следующие функции: 1. Функции стратегического, тактического и оперативного управления. 2.Функции принятия решений, управляющих воздействий, анализа и учета, информационно-контрольные. 3. Функции специализированные и общие для всех стадий жизненного цикла продукции. 4.Функции управления по научно-техническим, производственным, экономическим и социальным факторам и условиям. Стратегические функции включают: прогнозирование и анализ базовых показателей качества; определение направлений проектных и конструкторских работ; анализ достигнутых результатов качества производства; анализ информации о рекламациях; анализ информации о потребительском спросе. Тактические функции: управление сферой производства; поддержание на уровне заданных показателей качества; взаимодействие с управляемыми объектами и внешней средой. Система управления качеством продукции представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции. (В стандартах ГОСТ Р ИСО серии 9000 2001 и 2005 гг. качество определяется как степень, в которой совокупность присущих характеристик соответствует требованиям). В современных условиях управление качеством базируется на стандартизации. Стандартизация представляет собой нормативный способ управления. Ее воздействие на объект осуществляется путем установления норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих юридическую силу. Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные требования к качеству продукции. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. Система управления качеством должна удовлетворять стандартам ИСО 9000. Контроль качества предполагает выявление бракованных изделий. В контроле качества с успехом применяются контрольные карты, для представления состояния процесса уровня качества. Контрольные карты служат для выявления определенной причины (не случайной). Схема Исикава (диаграмма причин и результатов) состоит из показателя качества, характеризующего результат и факторных показателей. Диаграммы Парето служат для выявления немногочисленных, существенно важных дефектов и причин их возникновения. Так же стоится кумулятивная кривая, для выявления наиболее существенных дефектов. Проводится согласно количеству дефектов АВС анализ (по группам А – наиболее серьёзные дефекты, важные причины от 60 до 80%; В – дефекты которые в сумме имеют не более 20%; С – самые многочисленные но при этом наименее значимые дефеткы).
|