Развитие промышленности в России в пореформенный период.
Российская империя выделялась среди других европейских государств площадью (18 млн. кв. верст) и быстро растущим населением. После реформы произошли значительные изменения в социальной структуре российского общества. Резко сократилось число дворян, владеющих землей. В конце 70-х годов их насчитывалось немногим более половины от всего дворянского сословия. Но дворяне составляли основную массу чиновников, занимали высокие государственные посты. В 1863 г. чиновникам было разрешено совмещать государственную службу с предпринимательской деятельностью.
Происходило " раскрестьянивание" - отток в города на заработки разоряющихся крестьян. После 1861 г. увеличились темпы роста торгово-промышленной буржуазии, в основном за счет разбогатевшего крестьянства и мелкого предпринимательства, а также городского мещанства. В 70? 80-е годы появляются новые организации промышленников. Отмена крепостного права привела к быстрому росту наемных рабочих.
Сельское хозяйство. В результате реформы размеры крестьянских наделов в большинстве губерний уменьшились (в среднем на 20%) и составили от 2-3 до 40-50 десятин на двор. Право собственности на землю получила крестьянская община, распределявшая и перераспределявшая наделы между дворами. После реформы помещики, не имевшие средств для обработки земли, начали распродавать ее. Основными покупателями земли стали зажиточные крестьяне. Возросло поголовье скота.
Крестьянская реформа стимулировала и развитие промышленности. Подъем сельского хозяйства высвободил рабочие руки и создал спрос на промышленную продукцию. Иностранные капиталовложения - из Англии, Франции, Германии, Бельгии - в основном делались в тяжелую промышленность. Продолжался подъем в хлопчатобумажной промышленности. Стремительными темпами росли добывающая и тяжелая промышленность.
В 60-70-е годы началось развитие машиностроительной промышленности, центрами которой стали Москва и Петербург. Транспорт. Особое значение для экономики страны имело строительство железных дорог, в котором в 60-80-х годах преобладало частное строительство. Улучшение транспортной системы способствовало развитию торговли. В товарные отношения активно включились окраины. Постепенно падало значение ярмарок, набирали силу товарные биржи. Росла хлебная торговля внутри страны.
Развивался и внешний рынок. Хлеб становился главной статьей русского экспорта. За пореформенное тридцатилетие его вывоз возрос в 5 раз.
|