Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет и его место в финансовой системе. Концепции бюджетного регулирования.






Ведущим звеном финансов является государственный бюджет – основной финансовый план формирования и использования центрального денежного фонда государства, предназначенного для финансового обеспечения задач и функций государства. Гос. бюджет РФ состоит из 3 уровней:
1. – федеральный бюджет.
2. – бюджеты субъектов РФ (региональный)
3. – муниципальные (местные) бюджеты.
Они являются самостоятельными и не включаются друг в друга. Совокупность всех трех бюджетов называют – консолидированным бюджетом. Бюджеты состоят из доходов и расходов (разницу между ними называют сальдо). Бюджет может быть дефицитным (когда доходы < расходов), профицитным (доходы > расходов) и равный 0, т.е. сбалансированный (доходы = расходы).

Основными элементами государственного бюджета являются доходы и расходы. К доходам относятся налоги и сборы; к расходам – финансирование экономики, социально-культурных программ, обороны и управления.

Через бюджетную систему реализуются функции бюджета:

1. Образование бюджетного фонда (бюджетные доходы) (заработная плата работников;

доходы лиц, работающих не по найму; предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и других отраслей); рента собственников земли; ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков);

2. Использование бюджетного фонда (бюджетные расходы);

3. Контрольная.

Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной системы РФ:

• единства;

• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

• самостоятельности бюджетов;

• полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• сбалансированности бюджета;

• эффективности и экономности использования бюджетных средств;

• общего (совокупного) покрытия расходов бюджета;

• гласности;

• достоверности бюджета;

• адресности и целевого характера бюджетных средств

Существует три основные концепции бюджетного регулирования:
1) Бюджет нуждается в ежегодном балансировании – это концепции присущие классической (неоклассической) экономической теории, господствовавшей до начала 30-х годов 20 века. В соответствии с этой концепцией сальдо бюджета стремится к 0 (доходы = расходы).
2) Балансирование бюджета должно осуществляться в целом за срок промышленного цикла (циклическая сбалансированность), разработанная кейнсианской экономической теорией. В соответствии с ней при спаде производства, росте безработицы необходимо увеличивать расходы бюджета и формировать дефицитный бюджет (когда доходы < расходов).
3) Концепция характерна для современной посткейнсианской, неоклассической теории (монетаризм, теория Лаффера, теория рациональных ожиданий и т.д.)

 

В экономической теории выделяют три концепции регулирования бюджета:

*концепция ежегодно балансируемых бюджетов, в соответствии с которой исключается фискальная деятельность государства как антициклическая, стабилизирующая сила. Балансирование осуществляется с помощью оперативного государственного регулирования доходов и расходов;
*концепция бюджета, балансируемого на циклической основе, предполагает, что правительство реализует антициклическую политику и одновременно балансирует бюджет. При этом бюджет балансируется не ежегодно, а в ходе экономического цикла. Так, в период спада экономики правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы, что ведет к дефициту бюджета. В период экономического роста правительство принимает противоположные меры, используя положительное сальдо бюджета для возмещения предыдущего дефицита;
*концепция функциональных финансов, в соответствии с которой основной целью государственных финансов является стабилизация экономики, а проблемы, порождаемые дефицитами или излишками, имеют второстепенное значение. Это обосновывается тем, что в периоды подъема поступления в бюджет увеличиваются автоматически, следовательно, дефицит бюджета будет самостоятельно ликвидироваться.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал