Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Налоги: сущность, функции, виды. Принципы налогообложения. Налоговая система. Кривая Лаффера.






 

Налоги это обязательные сборы, платежи взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенном законном размере и в установленные сроки.

Виды налогов:
1. Прямые налоги – ими облагаются непосредственно физические и юридические лица, а так же их доходы (подоходные налоги:

-общий подоходный налог с населения,

-налоги на отдельные виды доходов, в том числе

А) налоги на з/п,

Б) налоги на предпринимательскую прибыль,

В) налог на земельную ренту,

Г) налог на процентные доходы

- земельный налог

-налоги на имущество)
2. Косвенные налоги – (надбавки к цене) ресурсы, виды деятельности, товары и услуги (таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), налог с продаж).

1. Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода.

2. Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается.

3. Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

1, 2. Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

1, 2. Общие (на финансирование бюджетов ) и специфические налоги (целевой характер).

Функции налогов:

1. Фискальная – представляет собой формирование денежных средств в бюджете, т.е. отражается в стремлении соответствующих властных органов пополнить доходную часть государственного бюджета, поскольку именно налоги являются основной составляющей бюджетных доходов.

2. Экономическая – означает использование налогов в целях государственного воздействия на общественное воспроизводство, социально – экономические процессы в обществе. В свою очередь она делится на:

А) Регулирующая – проявляется в том, что налоги используются как инструмент установления оптимального соотношения между производством и потреблением, между отдельными сферами и отраслями экономики, урезание неоправданно высоких доходов с одной стороны и создание социальных льгот для малоимущих слоев населения с другой.

Б) Стимулирующая – налоги, за счет предоставляемых налоговых льгот и скидок, налоговых амнистий, использование для привлечения дополнительных инвестиций, повышения темпов экономического развития, ускорение НТП, создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, предпринимательства, улучшения внешней среды (экология).

· Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

3. Социальная.

 

Принципы налогообложения, часть которых была сформулирована классиками полит. экономии:

1. Равенство и справедливость обложения налогами, т.е. выплата налогов каждыми налогоплательщиками в соответствии его доходам.

А. Смит: «Подданные государства должны по возможности соответствовать своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответствовать доходу каким они пользуются под покровительством и защитой государства»

За кажущейся простотой этого принципа кроются многие проблемы:
- как определить минимальный и максимальный уровень налогообложения.
- какие возможно использовать льготы
- какое налогообложение считать справедливым и так далее.

2.Четкая определенность: кто, сколько, кому и когда должен уплачивать налог.

А. Смит: «Там, где этого нет, каждое лицо облагаемое налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого отягощения взятку».

3. Налог не должен подрывать стимулов развития производства (кривая Лаффера).

4.Простота восприятия, доходчивость

5.Оптимальное соотношение между стабильностью и гибкостью.

6. Сопряженность с мировым экономическим пространством.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

Принцип определенности. Имеется в виду, что нормативными правовыми актами до начала налогового периода должны быть определены правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов.

Принцип экономичности. Система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по взиманию налогов превышают 7% величины налоговых поступлений.

Принцип пропорциональности. Предполагается установление лимита налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Подразумевается способность налоговой системы к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при наличии возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Имеется в виду стабильность действующей налоговой системы во времени, сочетаемая с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Данный принцип подразумевает оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Единство предполагает действие налоговой системы на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом реализация данного принципа зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, нрава на получение законных льгот, наличия нрав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В настоящее время российское налоговое законодательство серьезно нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, уплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и необоснованное наложение штрафов налоговые органы практически не несут никакой ответственности. В результате возникают многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.

Принцип удобства взимания налога. Согласно данному принципу взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Современная интерпретация этого введенного в экономическую науку А. Смитом принципа означает поиск решения проблем рационального распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал