Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В систему ГФС России входят: центральный аппарат, территориальные органы и подведомственные организации.
53. Управление в области внутренних дел. Особенности службы в органах внутренних дел. Область внутренних дел государства включает группы общественных отношений, связанные с: 1) защитой прав, свобод и законных интересов граждан, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; 2) предупреждением и пресечением преступлений, административных правонарушений и иных посягательств; 3) выявлением и раскрытием преступлений, розыском преступников и пропавших без вести граждан, производством дознания; 4) осуществлением предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел; 5) обеспечением безопасности дорожного движения; Сущность управления в области внутренних дел и его специфика – оно не только представляет собой целенаправленную организующую деятельность, но и включает непосредственную практическую охрану прав и свобод граждан, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности. Специфика содержания управления в области внутренних дел: 1) динамизм функционирования; 2) значительно больший по сравнению с другими сферами управления объем государственно-властных принудительных полномочий; 3) профилактическая направленность; 4) сочетание централизма и децентрализма; 5) особенности службы в органах внутренних дел (вооруженность, строгая дисциплина, единоначалие, форма одежды, социальная защищенность личного состава). Функции управления: 1) общие (информационно-аналитическая, прогнозирование, регулирование, контроль, оценка эффективности); 2) специальные (основные) (административная, оперативно-розыскная, уголовно-процессуальная (дознание, предварительное следствие), профилактическая); 3) обеспечивающие (кадровая, материально-техническая, финансовая, делопроизводство). Субъекты управления в области внутренних дел (основной субъект – государство, осуществляющее свои функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти). Общее руководство (Президент – издает указы, назначает и освобождает от должности министра, Главнокомандующего внутренними войсками). Непосредственное исполнение функций по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности: 1) Правительство РФ, правительства субъектов РФ (осуществляют общее руководство и обеспечивают координацию всей государственной системы в данной сфере в пределах своей компетенции). 2) Федеральные органы исполнительной власти (наряду с выполнением основных функций). 3) Государственные органы исполнительной власти РФ, называемые «силовыми». 4) Правоохранительные органы (органы прокуратуры, юстиции, ФСБ, таможенные органы). 5) Государственные органы, специально созданные для обеспечения общественного порядка и безопасности (органы внутренних дел (милиция) и внутренние войска МВД, органы Федеральной миграционной службы, подразделения МЧС, органы Госнаркоконтроля). Министерство внутренних дел РФ (МВД России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции. МВД РФ осуществляет свою деятельность через главные управления МВД по федеральным округам; МВД, управления ВД субъектов РФ; УВД (ОВД) на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; УВД (ОВД) закрытых административно-территориальных образований, на особо важных и режимных объектах; органы управления внутренними войсками, соединениями и воинскими частями внутренних войск; представительства МВД за рубежом. Основные задачи МВД РФ: 1) разработка общей стратегии государственной политики и совершенствование нормативного правового регулирования в установленной сфере деятельности; обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина; организация в пределах полномочий предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений, предупреждение и пресечение административных правонарушений; 2) обеспечение охраны общественного порядка и безопасности дорожного движения; организация и осуществление государственного контроля за оборотом оружия; организация государственной охраны имущества граждан и организаций; управление органами внутренних дел и внутренними войсками, организация их деятельности. МВД РФ: 1) формирует на основе анализа состояния общественной безопасности и правопорядка основные направления государственной политики в указанной сфере; 2) организует и осуществляет оперативно-розыскную и экспертно-криминалистическую работу органов внутренних дел, осуществляет непосредственное руководство криминальной милицией и следственными подразделениями; 3) организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания, призыва на военную службу, без вести пропавших, идентификацию неопознанных трупов, розыск похищенного имущества; 4) осуществляет меры по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, незаконными вооруженными формированиями; Организационная структура центрального аппарата МВД соответствует основным направлениям деятельности министерства (отраслевая специализация – службы криминальной милиции (департаменты уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью и др.), служба милиции общественной безопасности (департаменты обеспечения общественного порядка, ГИБДД, защиты собственности и др.)). 54. Административные полномочия сотрудников органов внутренних дел в области охраны общественного порядка. Административная деятельность полиции - это исполнительно-распорядительная деятельность ее аппаратов, служб, подразделений, состоящая в организации и практическом осуществлении охраны общественного порядка в пределах предоставленных ей полномочий, на основе и во исполнение законов и иных нормативных актов. Принципы административной деятельности полиции: 1. Социально-правовые: гуманизм, социальная справедливость, демократизм, опора на поддержку и доверие народа, законность, научность, сочетание гласности и профессиональная тайна. 2. Организационные: рациональное распределение полномочий между субъектами, ответственность субъектов за результаты их работы, сочетание единоначалия и коллегиальности. К общим функциям административной деятельности полиции относятся: - прогнозирование и планирование. Прогноз - это научное предвидение направлений и тенденции развития системы. Его особенность в том, что он содержит описание как желаемых, так и возможных, но нежелательных состояний системы в будущем. Прогнозирование в административной деятельности полиции состоит в определении направлений и целей развития тех или иных процессов, происходящих в сфере общественного порядка, общественной безопасности и иных сферах, являющихся объектом административной деятельности полиции. Планирование реализуется в форме управленческих документов-планов (программ). При этом разработчики оценивают существующие возможности воздействия на прогнозируемые неблагоприятные тенденции закладывают в план (программу) соответствующие мероприятия, стремясь разрушить или смягчить их и, наоборот, стимулировать позитивные для общества тенденции; - организация. Организация означает образование, реорганизацию, упразднение служб, органов, подразделений, групп и других субъектов, осуществляющих административную деятельность, определение их обязанностей и прав, порядка взаимоотношений, подбор и расстановку кадров и др.; - регулирование. Эта функция призвана сохранять необходимую для эффективного осуществления субъектами административной деятельности их упорядоченность. Через регулирование осуществляются непосредственное руководство, направление деятельности служб, подразделений, поведение работников полиции, осуществляющих административную деятельность; - учет. Заключается в обеспечении сбора, передачи, хранения и переработки данных, т.е. в количественном измерении, регистрации и группировке сведений о функционировании субъектов административной деятельности, о выполнении возложенных на них задач, о наличии и расходе ресурсов, о состоянии технических средств, а также о состоянии объекта, на который воздействует административная деятельность. Оперативно-справочная и статистическая информация об административной деятельности органов внутренних дел используется этими органами не только для оценки ее состояния и разработки мер по совершенствованию, но и для решения более общих задач организации административной деятельности различных служб полиции; - контроль. Контроль имеет важное значение в обеспечении законности, устранении причин и условий, порождающих ее нарушение, в соблюдении прав и законных интересов граждан. Суть его состоит в установлении соответствия или несоответствия реального состояния объекта деятельности заданной программе. Специальные (основные) функции административной деятельности полиции: . обеспечение личной безопасности граждан и общественной безопасности, защита прав, свобод и законных интересов личности, интересов общества и государства от противоправных посягательств. Исходя из данной функции, полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов людей, общества и государства в состояние защищенности от общественно вредных, общественно опасных деяний и их последствий; . предупреждение преступлений и правонарушений; выявление причин и условий, способствовавших их совершению, принятие мер к их устранению, осуществление индивидуальной профилактической работы, участие в правовом воспитании граждан. Предупреждение преступлений и административных правонарушений является одним из приоритетных направлений правоохранительной деятельности по борьбе с преступностью, входит в число основных задач полиции и представляет собой комплекс специальных мер упреждающего воздействия, проводимых структурными подразделениями и сотрудниками полиции в пределах установленной им компетенции с целью: Q выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений и административных правонарушений, а также принятия мер по их устранению и нейтрализации; Q выявления лиц, склонных к совершению преступлений, и оказания на них профилактического воздействия для недопущения с их стороны преступных посягательств; Q предотвращения (недопущения) готовящихся преступлений; Q пресечения покушений на преступления (то есть пресечения умышленных действий либо бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления); Q создания обстоятельств, препятствующих совершению преступлений и административных правонарушений; . охрана общественного порядка. Полиция должна разрабатывать и осуществлять предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами меры, направленные на приведение системы существующих общественных отношений в безопасное (соответствующее нормам права) состояние; Обеспечивающие функции административной деятельности полиции таковы: кадровое, финансовое, материально-техническое и иное обеспечение административной деятельности полиции. В совокупности общие, специальные и обеспечивающие функции составляют содержание административной деятельности полиции. Таким образом, содержание административной деятельности полиции составляет реализация ее функций, осуществляемых в установленных формах и соответствующими методами. Правовые формы характеризуются тем, что в них наиболее отчетливо проявляется государственно-властный, управленческо-исполнительный, подзаконный характер полномочий субъектов административной деятельности. По содержанию правовые формы административной деятельности полиции классифицируются на нормотворческую и правоприменительную. Основные стадии процесса применения права таковы: Установление фактической основы дела. В ходе этой стадии устанавливаются и исследуются только те факты и обстоятельства, которые предусмотрены нормой права и являются юридически значимыми - правомерными либо неправомерными, поскольку право не может применяться к обстоятельствам, не имеющим юридического характера. Такие установления и анализ осуществляются при помощи юридических доказательств, фактов, добытых в установленных законом формах и порядке. Установление юридической основы дела. На этой стадии правоприменительного процесса дается правовая квалификация (юридическая оценка) установленным фактическим обстоятельствам дела, т.е. решается вопрос, какая норма права распространяется на данный случай, подпадает ли этот факт под ее действие. Принятие решения по делу - завершающая и вместе с тем основная стадия процесса применения права, в ходе которой осуществляется применение права в собственном смысле слова, в то время как все предшествующие стадии подготавливают предварительные условия и материалы для окончательного решения по делу. В нем властно распространяется действие применяемой нормы на факт, определяются права и обязанности конкретных субъектов. Именно в решении норма права приобретает индивидуально-властный характер, устанавливается окончательная связь нормы права с фактом, подлежащим разрешению. Решение по делу сопровождается одновременно вынесением полномочным органом (письменно или в иной форме) индивидуально-правового акта (акта применения права), являющегося юридическим фактом и служащим основой для возникновения правоотношения. В зависимости от характера разрешаемых дел и вопросов, свойств правовых норм правоприменение подразделяется на две формы: регулятивную и правоохранительную. Регулятивная форма используется в административной деятельности для разрешения конкретных дел организационного, управленческо-распорядительного характера (например, назначение на должность, дача поручений работнику полиции и т.д.), для реализации прав и законных интересов граждан, организаций и иных субъектов права (например, выдача гражданину лицензии). Посредством правоохранительной формы осуществляется охрана урегулированных юридическими нормами общественных отношений в сфере административной деятельности полиции, обеспечивается их неприкосновенность. Осуществляется охрана прав личности, защита законных интересов организаций. Применяются меры административного принуждения к лицам, не выполняющим административно-правовые и иные юридические обязанности. По целенаправленности правоприменительные (регулятивная и правоохранительная) формы административной деятельности полиции подразделяются на внутренние (используются для осуществления внутриорганизационной деятельност и: решения штатных вопросов, ведения делопроизводства, непосредственного руководства и управления службами, подразделениями и другими субъектами административной деятельности, а также для решения вопросов материально-технического и иного обеспечения административной деятельности) и внешние (используются в целях обеспечения выполнения возложенных на субъектов административной деятельности задач и функций, составляющих содержание этой деятельности). По способу выражения все названные выше правоприменительные формы административной деятельности полиции подразделяются на: словесные: 1) устную - устные приказы, указания, распоряжения, команды; 2) письменную - вынесение индивидуального акта-документа. Он используется при решении дел, требующих фиксации правоприменения, точности, определенности; конклюдентную. Это определенные жесты, условные сигналы, явно выражающие решение субъекта административной деятельности. Например, жесты работника ГИБДД, регулирующего движение транспорта. К неправовым формам административной деятельности полиции относятся формы выражения организационных и материально-технических действий. Организационные действия могут выражаться в изучении, обобщении и распространении положительного опыта, в обучении исполнителей, их инструктировании, оказании им практической помощи на местах, разработке научно обоснованных рекомендаций и предложений по внедрению достижений науки и техники, в распространении положительного опыта работы и т.д. Эти действия осуществляются в процессе текущей административной деятельности. Материально-технические действия имеют вспомогательное значение. Но с их помощью материально обеспечивается осуществление всех форм административной деятельности. Это подготовка справок, делопроизводство и др. Призваны обеспечить четкую работу субъектов административной деятельности. 55. Управление в области юстиции: система органов, особенности их компетенции. Государственное управление в области юстиции – это исполнительная и распорядительная деятельность, осуществляемая органами государственного управления, состоящая в организационном обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи актов гражданского состояния, судебно-экспертных учреждений, правовом регулировании деятельности юридической службы и сотрудничества с организациями адвокатов. Основными задачами Минюста России являются: 1) реализация государственной политики в сфере юстиции; 2) обеспечение прав и законных интересов личности и государства; 3) обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; Правовыми основами организации и деятельности Минюста являются Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, акты Президента и Правительства. Одним из основных нормативно-правовых актов, определяющих правовой статус Министерства, является положение, утвержденное Указом Президента РФ от 02.08.1999 г. № 954. В ведении Минюста находятся: 1) Федеральная служба исполнения наказаний; 2) Федеральная регистрационная служба; 3) Федеральная служба судебных приставов. Минюст координирует и контролирует их деятельность, осуществляет нормотворческую деятельность в сфере их деятельности и может отменять их неправомерно принятые индивидуальные правовые акты, однако Министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также управлять государственным имуществом, находящимся в их ведении.
|