Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политика в сфере высшего образования. Ее принципы, цели, ресурсное обеспечение.
В Государственной программе «Развития образования на 2014-2018 годы» по Рязанской области сказано, что одним из условий успешности социально-экономического развития и повышения благосостояния населения является модернизация образования и реализация его современной модели, обеспечивающей повышение доступности качественного образования в соответствии с требованиями инновационного развития экономики, современными потребностями общества и каждого гражданина. Несмотря на целый ряд положительных тенденций, сформировавшихся в системе регионального образования за последние годы, существует ряд проблем, сдерживающих ее дальнейшее развитие. Политика в сфере высшего образования – это совокупность нормативно-правовых актов, а так же комплекс действий и мероприятий, направленных на развитие высшего образования РФ, повышение качества высшего образования, создание конкурентных преимуществ на мировом рынке образовательных услуг. Основными целями государственной политики в сфере высшего образования являются: повышение конкурентоспособности, эффективности и качества высшего образования. Образование – это отрасль жизни общества, в которой неразрывно связаны интересы государства и населения. В контексте государственной политики в области образования население представляет собой крупное объединение людей разных возрастных категорий, целью которых является получение образования. В Конституции РФ приоритетом являются права и свободы человека, а так же развитие его, как личности, поэтому государственная политика направлена в первую очередь на общество. Помимо этого от развития образования зависит социальное благополучие население, а так же развитие экономики в целом благодаря развитию рынка образовательных услуг. Отсюда можно сделать вывод, что образовательная сфера может выступать не только как механизм для увеличения благополучия общества, но и как экономическая отрасль. Государство, которое выполняет функцию развития культуры, науки и образования, должно осуществлять следующие направления деятельности: 1)поддержка в развитии науки, культуры, образования; 2)признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества; 3)охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования; 4)выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся следующие полномочия: 1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации; 2) лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации; 3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта Российской Федерации; 4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации. Органы государственной власти субъектов РФ должны выполнять следующие полномочия в сфере высшего образования: 1) разработка, реализация программы по улучшению и развития образования на региональном уровне с учетом различных особенностей субъекта: социально-экономические показатели, демографические показатели, экологические характеристики; 2) организация обеспечения учебниками в соответствии с перечнем учебников; 3) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов; 4) создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; 5) вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Государственная политика реализуется с помощью следующих механизмов: 1) Нормативно-правовая составляющая: в правовом регулировании отрасль образования имеет отдельную нормативно-правовую базу; 2) Финансово-экономическая составляющая: финансирование отрасли образования; 3) Кадровая составляющая: подготовка и переквалификация педагогов; 4) Академическая составляющая: упрочнение связи образования и науки; 5) Международная составляющая: развитие конкуренции на рынке образовательных услуг, мобильность студентов и преподавателей, а так же развитие образовательных контактов между странами(стажировка, обмен студентами). РФ провозглашает область образования приоритетной. Основным нормативно-правовым актом, который содержит нормы, регламентирующие высшее образование является: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации". В статье 18 и 19 описывается ресурсное обеспечение образовательной системы. В статье 18 говорится о том, что в учебных заведениях должны существовать библиотеки, в том числе и электронные, которые обеспечивают доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам. В Библиотечный фонд должны входить печатные и электронные учебные издания, методические и периодические издания по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям). Это является печатными, электронными образовательными ресурсами. Согласно статье 19 «Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования» в системе образования могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования. Все это является ресурсным обеспечением образовательной системы. [8] Так же, в ФЗ-№ 273 «Об образовании» говорится о том, что государственная политика, независимо от уровня образования, основывается на следующих принципах, которые основаны на конституционных правах человека: 1) признание приоритетности образования; 2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; 3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования; 4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства; 5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе; 6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность; 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания; 8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека; 9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций; 10) демократический характер управления образованием обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями; 11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования; 12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования. Все образовательные принципы берут свое начало в Конституции РФ, принятой всенародным голосованием 12.12.1993, которая гласит, что человек со своими правами и свободами является высшей ценностью (статья 2), а так же охраняется труд и здоровье людей (статья 7); политика РФ направлена главным образом на общество, в частности, развитие личности (статья 7); РФ является светским государством, в котором нет обязательной религии (статья 14)[1], [2]. Помимо соблюдения прав и свобод человека, государство нацелено на развитие сфере образования по той причине, что с ним связано развитие экономики в целом, а так же социальное благополучие общества. Государственная политика в сфере образования направлена на население и на развитие его гражданских ценностей. Так, в Национальной доктрине образования указаны следующие цели образовательной системы: 1) сохранение и развитие культурной составляющей государства; 2) воспитание в гражданах патриотизма и высоконравственных качеств, которые уважают права и свободы человека; 3) разностороннее развитие молодежи, в том числе навыков самореализации личности; 4) реформирование образовательной системы, в связи с изменениями и инновациями в экономической, культурной, научной и технологической сфере; 5) различный выбор образовательных программ и учреждений, что обеспечивает индивидуализацию образования; 6) мобильность обучающихся; 7) подготовка кадров высшей квалификации, способных к профессиональному росту и адаптации к инновационным технологиям; 8) развитие бережного отношения к природе. [7] Итак, государственная политика нацелена на развитие гражданских ценностей, становление гражданской позиции посредством подготовки высококвалифицированных специалистов, которые способны применять полученные знания на практике, а так же адаптироваться к быстроменяющимся темпам информационного общества. Также, существуют государственные программы, направленные на развитие отечественного образования: 1)Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы 2)Государственная программа Российской Федерации «Глобальное образование» 3)Приоритетный национальный проект «Образование» на 2014-2016 гг. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все образовательные принципы основываются на Конституции РФ и в первую очередь направлены на развитие человека, как разносторонне развитую личность, как гражданина, способного усвоить и сохранить культурные ценности страны.
|