Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повышение уровня грамотности как из способов качественной подготовки конкурентоспособных специалистов
Современные глобальные изменения в мире показывают, что именно сфера образования определяется и выделяется многими странами как приоритетное направление при подготовке конкурентоспособных специалистов. В современном мире высшее образование играет большую роль в обеспечении стабильного развития общества, сталкиваясь с реформированием экономической и социальной сфере, а так же гуманизацией общественных отношений. Помимо подготовки высококвалифицированных специалистов, которые обладают профессиональными навыками, умением адаптации к новым информационным технологиям в современном быстроменяющемся мире, но и в создании благоприятной общественной атмосферы, в повышении культуры социальных и межличностных отношений. [12] Одной из основных задач государственной политики в сфере образования является совершенствование системы высшего образования для повышения качества высшего образования и выпуска высококвалифицированных кадров, способных конкурировать на рынке труда. Стоит разобраться, какие проблемы могут возникнуть в подготовке высококвалифицированных кадров. Однако для начала нужно определить, какими основными качествами и навыками должен обладать человек, получивший высшее образование. Несомненно, в первую очередь, это должны быть знания в профессиональной области, показатели его образованности, такие как: знания в своей предметной области, навыки и умения применить полученные знания в профессиональной деятельности на практике, знания в смежных профессиональных областях, стремление постоянно обогащать свои знания. Следующая категория качеств, которые нужны любому работнику, независимо от области его профессиональной деятельности, это социализированность. Социализированность - социальная адаптированность личности, его усвоение культурных норм и нравственная воспитанность. В социализированность входят такие важные качества успешного специалиста, как умение адаптироваться и ориентироваться в быстроменяющемся информационном поле. Помимо этого, одним из важных качеств-показателей успешности профессиональных кадров являются коммуникативные свойства, в которые входят, культура речи и общения, навыки общения и умение контактировать с людьми[24]. Для наглядности представим навыки и умения качественного специалиста на рисунке 2.1.
Рисунок 2.2 -Навыки, которыми должен обладать высококвалифицированный специалист Однако нам хотелось бы рассмотреть проблему в развитие грамотности и культуры речи среди студентов вузов. Культура речи - это такие качества речи говорящего/пишущего, которые обеспечивают ему эффективное достижение цели общения при соблюдении языковых правил, этических норм, ситуативных и эстетических установок. Культура речи предполагает выбор говорящим и пишущим наиболее целесообразных языковых средств для данной конкретной речевой ситуации. А профессиональное общение в какой-либо отрасли предполагает собой взаимодействие между специалистами по средством речевых контактов в ходе реализации профессиональной деятельности. В своей монографии «Философия образования» В.С. Гершунский говорит о том, что существует цепочка, необходимых компетенций, которые в связи между собой образуют хорошего, грамотного специалиста (см. рис. 2.2):
Рисунок 2.3 – Взаимосвязь необходимых компетенций успешного специалиста Это говорит о том, что неотъемлемыми качествами любого специалиста являются грамотность, культура, способ мышления, образованность и профессиональная компетентность. Задача в подготовке успешных, социально-адаптированных кадров может быть решена, если предоставить студентам обучение образцовым навыкам владения грамотной и красивой речью на государственном русском языке. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринуждённо, не испытывать неловкости и затруднений в общении. Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у работодателей благоприятное впечатление о специалисте. [12] Хочется упомянуть о том, что существует такой социальный проект, как «Тотальный диктант». Тенденцию увеличения людей, заинтересованных в уровне своей грамотности и прошедших диктант (за последние 5 лет) можно увидеть на графике (см. рис. 2.4) Рисунок 2.4 – Динамика увеличения числа участников проекта «Тотальный диктант» за 5 лет (2011 г. – 2015 г.) Помимо этого увеличилось количество стран-участниц и городов (см. табл. 2.4): Таблица 2.4 – Тенденция увеличения стран-участниц проекта «Тотальный диктант»
На данный момент наше государство целенаправленно проводит политику в области распространения русского языка и культуры речи на международном уровне и на уровне общеобразовательных учреждений. Реализуются различные программы, направленные на российских и иностранных школьников и студентов. Однако обучение навыкам владения речью для многих российских студентов заканчивается на уровне среднего образования (школы, средние специальные учебные заведения). В высших учебных заведениях негуманитарной направленности чаще всего не включены в учебную программу предметы, которые будут прививать студентам навыки культурного общения, умение грамотно доносить свои мысли. Личность студента, будущего специалиста формируется под воздействием всего социально-экономического и социокультурного уклада современного общества. Полагаем, что знание культуры речи, особенно в деловом общении, необходимо для успешного специалиста в современном обществе. По этой причине, нам бы хотелось предложить обучение студентов вузов любой направленности навыкам культуры общения. Нами было проведено социологическое исследование среди следующих групп населения: «получающих высшее образование» и «получивших высшее образование» в возрасте до 30 лет. В опросе приняли участие 202 человека. Социологический опрос был направлен на мнение общества по поводу уровня культуры речи в настоящее время, и насколько важно изучение русского языка и речевой этики помимо общеобразовательного уровня. Так как мы делаем предложения на уровне РГРТУ (Рязанского государственного радиотехнического университета), вопросы имеют направленность на технический вуз (см. рис. 2.5, 2.6, 2.7). Рисунок 2.5– Результаты социологического опроса о важности русского языка и культуры речи для студентов технических вузов Изучив результаты исследования можно сказать, что почти 75% опрошенных считают, что изучение русского языка и культуры речи необходимо для студентов технических вузов. Следовательно, подавляющее большинство опрошенных подтверждают, что школьный уровень дает недостаточную подготовку в этике общения и обучении грамотности. Это говорит о том, что культура речи является неотъемлемой составляющей хорошего специалиста. Рисунок 2.6 – Результаты опроса о снижении грамотности среди населения Следующий вопрос был направлен на изучение общего мнения населения по поводу уровня грамотности и культуры речи. Данный опрос выявил, что больше половины опрошенных (57, 43%) считают, что уровень грамотности и культуры понизился в последние несколько лет, 27, 23% считают, что остался на прежнем уровне и лишь малая часть населения, в 15, 35%, ответили, что уровень грамотности повысился. Речь образованного человека должна быть: содержательной - хорошее знание материала, умение логично, последовательно излагать мысли и подкреплять их конкретными фактами; точной – умение употреблять слова в полном соответствии с их значением; правильной – умение соблюдать нормы литературного языка; выразительной. В настоящее время, в век информационных трехногий, человек XXI века живет в медиатизированном пространстве, которое составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой информации (СМИ) проникли во все сферы жизни, живое общение заменено интернетом и телевидением. [13] Это одна из причин снижения грамотности у школьников и студентов. Трудно не согласиться с утверждением, что культура речи является показателем общей культуры и интеллектуального развития человека. Знание родного языка, а так же грамотное его употребление помогают человеку быть успешным в самых разных сферах его жизни, в том числе и профессиональной. Недостаточная речевая культура снижает рейтинг специалиста, может негативно сказаться на его карьере. [20] Рисунок 2.7 – Результаты опроса важности знаний грамотности письменной и устной речи для специалиста с высшим образованием Последний вопрос был нацелен на то, чтобы узнать насколько важно такое качество специалиста с высшим образованием как речевой этикет, грамотность в письменной и устной речи. Было выявлено, что больше половины опрошенных считают это качество «очень важным», еще 30, 2% выразили свое мнение о том, что это просто «важно» и лишь такая малая часть опрошенных (35 человек) посчитали, что «не важно совсем» обладать такими качествами. Следовательно, большая часть опрошенных, а именно 167 человек (82, 68%) из 202 считают, что владение культурой речи является необходимым для специалиста с высшим образованием. Это еще раз подтверждает то, что студенты вузов, а так же те, кто уже получил высшее образование, на личном опыте убедились в том, что навыки владения устной и письменной речью являются неотъемлемыми показателями образованности трудового кадра с высшим образованием. В связи с проведенным исследованием мы предлагаем решить проблему подготовки студентов только как будущих специалистов в конкретной профессиональной области, но сделать подготовку как образованных, всесторонне развитых, грамотных, культурных людей. Мы бы хотели предложить организацию курсов под названием «Мой язык и культура» на базе Рязанского государственного радиотехнического университета. Изучив федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования, мы выяснили, что такая учебная дисциплина, как «Русский язык и культура речи» является дисциплиной гуманитарного, социального и экономического цикла вариативной части Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования(ФГОС ВПО). Однако не все ФГОС ВПО по направлениям бакалавриата и специалитета включают в себя данную дисциплину. Вместе с тем, оценив важность данной дисциплины для тех, кто получает и получил высшее образование, мы бы хотели предложить усовершенствовать подготовку будущих конкурентоспособных кадров с помощью курсов, основанных на добровольном посещении. Для внедрения программы по развитию культуры речи у студентов РГРТУ стоит проанализировать, какие проблемы могут возникнуть в ходе ее реализации. 2.3. Проблемы внедрения программы по развитию конкурентоспособности специалистов ФГБОУ ВПО «РГРТУ» В предыдущем пункте было выяснено, что одно из составляющих качеств, которые наделяют выпускников высшей школы конкурентными преимуществами на рынке труда является речевой этикет. Для внедрения курсов «Мой язык и культура» на базе ФГБОУ ВО «РГРТУ» необходимо, в первую очередь, выявить проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации программы. Представленное на рис. 2.7 древо, позволит наглядно рассмотреть имеющиеся проблемы.
Рисунок 2.7 – Проблемы внедрения курсов «Мой язык и культура» на базе РГРТУ Далее будут разобраны проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации предложенной программы: 1. Недостаточное финансирование программы: у вуза может быть недостаточно средств для реализации данной программы. Однако делать курсы с высокой оплатой обучения невыгодно для реализации программы среди студентов. Это проблема пересекается с проблемой недостаточной финансовой обеспеченности студентов для посещения дополнительных занятий по повышению уровня своей речевой культуры, а так же с проблемой конкурентов на рынке предоставляемой услуги. Поэтому нами будет предложен оптимальный выход из ситуации: невысокая стоимость обучения для студентов, что позволит быть лидером на рынке предоставления услуги, а так же оплатить реализацию программы. 2. Разработка оптимального расписания курсов: разработка оптимального расписания курсов, которое будет подстроено под студентов разных смен (первая смена/вторая смена/вечернее обучение) обучения; будет опираться на проведение социологического опроса. Данное исследование будет представлено в главе 3. 3. Разработка образовательной программы по курсу «Мой язык и культура»: в настоящее время существует множество методических пособий, которые помогут разработать оптимальную образовательную программу для курсов, проводимых на базе РГРТУ. Опираться можно на такие учебные пособия, как, например: «Русский язык и культура речи» Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева для студентов нефилологических вузов; «Русский язык и культура речи для технических вузов» Данцев Д.Д., Нефедова Н.В.. 4. Определение количества студентов, желающих записаться на курсы: для выявления потребности в курсах и определения количества потенциальных обучающихся на курсах «Мой язык и культура» нами был проведен социологический опрос, результаты которого будут представлены в главе 3. 5. Конкуренты на рынке предоставляемой услуги: для выявления конкурентоспособности предлагаемой программы и осуществления задачи повышения конкурентоспособности выпускников РГРТУ мною был исследован рынок предоставляемой услуги в г. Рязань. Было выяснено, что единственным конкурентом является Театральная школа СПБШТ (Санкт-Петербургская школа телевидения) в г. Рязань, которая предоставляет сравнительно дорогие услуги с нашей программой. (см. табл. 2.5) Таблица 2.5 – Анализ цен конкурентов на проведение курсов по совершенствованию речевых навыков (Театральная школа СПТШТ г. Рязань)
Проанализировав данные таблицы 2.5, можно сказать, что далеко не у каждого среднестатистического человека будет возможность посещать такие курсы. Поэтому, если сделать цену, приемлемую для студентов, то можно обеспечить конкурентные преимущества курсов на базе РГРТУ. 6. Недостаточная финансовая обеспеченность студентов для посещения дополнительных занятий по повышению уровня своей речевой культуры: не у всех студентов есть возможность оплатить обучение за занятия по развитию культуры речи. Поэтому стоит сделать курсы либо полностью социальными (однако тогда возникнет связь с проблемой 1), либо сделать курсы по приемлемой цене для студентов. 7. Низкая мотивация студентов в развитии речевой культуры: возможно, не все студенты осознают важность владения речевыми навыками, в целях развития программы необходимо проводить агитационные мероприятия преподавателями или приглашать профессионалов, владеющих навыками речевой культуры, для проведения агитационных лекций. Вывод по 2 главе: В данной главе был проведен анализ системы высшего образования в РФ. В результате было выявлено конкурентное положение образовательной системы РФ в международном рейтинге, было изучено, что такое Болонский процесс, а так же цели подписания Россией болонской декларации, ее плюсы и минусы, применительно к системе высшего образования нашего государства. На основании проведенного анализа можно сделать выводы о том, что система российского образования нуждается в модернизации. Кроме этого, опираясь на цель государственной политики в сфере высшего образования, изученную в первой главе, - развитие образовательной сферы страны, посредством формирования конкурентоспособности человеческого потенциала, нами были выявлены и проанализированы качества, которыми должен обладать конкурентоспособный специалист. Было выяснено, что один из навыков, который придаст конкурентное преимущество профессиональным кадрам – владение речевой культурой. На основании этого, нами было сделано предложение по совершенствованию образовательной системы РГРТУ для повышения конкурентоспособности выпускников, которое заключается во введении образовательных курсов под названием «Мой язык и культура». Были выявлены проблемы, с которыми можно столкнуться в ходе реализации проекта.
Глава 3. Разработка предложения по повышению конкурентоспособности выпускаемых специалистов на примере ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет» - (РГРТУ)
|