Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развития Болонской системы в РФ. Опыт зарубежных стран






Высшее профессиональное образование регламентируется различными федеральными законами. Cистема высшего образования является совокупностью организаций, имеющих право на предоставление высшего образования, органов власти, регулирующих сферу образования, и предприятий, проводящих научные исследования с целью развития образовательной отрасли, а так же, в систему входят государственные требования, стандарты и программы.

После введения в 1992 г. Закона " Об образовании" высшее образование в России перешло на многоуровневую систему обучения. В 1996 г. был принят закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», в котором было выделено 3 ступени высшего образования: «бакалавр» (не менее четырёх лет обучения), «дипломированный специалист» (не менее пяти лет обучения), «магистр» (не менее шести лет обучения) [3]. Одно из наиболее важных событий в развитии высшего образования в нашем государстве произошло в 2003 году. Россия, от имени министра образования В. М. Филиппова, подписалась под Болонской декларацией и стала участником болонского процесса. Болонский процесс основан на партнерстве систем высшего образования европейских стран и направлен на создание общего образовательного пространства с целью сотрудничества высших учебных заведений в Европе. Одним из преимуществ Болонской системы является то, что в ней присутствует возможность так называемого непрерывного образования. Эта концепция заключается в том, что человек может в течение жизни получать образование несколько раз. Для вузов – это получение дополнительного дохода, а для обучающихся – получение дипломов и ученых степеней. Однако основная проблема, которая присутствует в концепции непрерывного образования – это то, что большинство студентов останавливается на начальной ступени системного образования – бакалавриате. Еще один плюс Болонской системы – мобильность обучающихся, которая заключается в том, что студент может продолжить обучение в любой стране. [22] Благодаря тому, что у государств-участников Болонского процесса существует единая система образования, обучающиеся и преподаватели имеют возможность стажироваться и участвовать в создании проектов на международном уровне. Кроме этого, в государствах, подписавших декларацию, для трудоустройства нет необходимости подтверждать диплом или получать дополнительную квалификацию. Участие России в Болонском процессе нужно было для того, чтобы сделать более динамичным рынок труда и систему высшего образования.

По данным ЮНЕСКО в настоящее время в вузах Российской Федерации обучается около 90 тысяч иностранных граждан, в том числе около 70 тысяч на контрактной основе и свыше 30 тысяч за счет федерального бюджета. Наибольшее количество обучающихся составляют граждане стран Азии, Африки и Латинской Америки (55%) и государств-участников СНГ (33%), далее следует представители стран Европы и других стран. Среди специальностей, по которым иностранные граждане получают образование в России, преобладают: медицина (19, 2%), экономика, финансы и менеджмент (17, 5), гуманитарно-социальные (15, 6%) и инженерно-технические специальности (12, 1%), право (8%) и естественные и точные науки (6, 8%). Меньше иностранных студентов привлекают информатика и вычислительная техника (3, 8%), культура и искусство (3), сельское хозяйство (2, 4%), педагогика (0, 9%) и другие специальности (3, 2%). [27]

На данный момент в РФ действует программа «Глобальное образование». Она направлена на поддержку российских студентов, которые самостоятельно поступили в иностранные образовательные организации. Государственным заказчиком данной программы выступает Министерство образования и науки РФ. [5] В порядок участия в данной программе входит проведение конкурсного отбора и перечисление гранта (до 2, 763 млн. руб. в год), а так же по окончанию обучения возвращение в Россию в течении 30 дней после окончания обучения и трудоустройство в одну из организаций-работодателей в течение трех месяцев. В грант входят такие расходы, как проезд до места обучения и обратно, проживание, питание, медицинское страхование и учебная литература. [10]

Согласно статистике международной организации UniPage, которая специализируется на высшем образовании за рубежом, а так же помогает желающим в поступлении в высшие учебные заведения по всему миру, по данным за 2016 год, 50 642 российских граждан обучается за рубежом. Далее представлен рисунок 2.1, на котором показана статистика российских граждан, обучающихся за границей. Данные представлены в тыс. чел.

Рисунок 2.1 – Статистика граждан России, обучающихся за рубежом

Из данной диаграммы можно заметить, что большинство российских граждан предпочитают обучаться в Германии. На втором месте стоит США. И хотя это государство не является участником Болонского процесса, оно является большим конкурентом на рынке образовательных услуг. Далее мы более подробно рассмотрим конкурентные преимущества США в образовательной системе. Великобритания занимает третье место в выборе российских студентов. В категорию «другие» входят такие страны, как: Австралия, Киргизстан, Армения, Норвегия, Швейцария, Польша, Нидерланды, Саудовская Аравия, Канада, Греция, Объединенные Арабские Эмираты, Швеция, Латвия, Япония, республика Корея, Новая Зеландия, Монголия, Бельгия, Болгария, Литва, Египет, Венгрия, Дания, Азербайджан и Кипр.

Далее хочется проанализировать систему высшего образования США и разобраться, в чем ее преимущества. Высшее образование в США признано самым престижным. По статистике Международной сети университетов Universitas 21, США занимают первое место в рейтинге национальных систем высшего образования. В академическом рейтинге университетов мира в «топ-500 лучших вузов мира» первую тройку возглавляют американские высшие учебные заведения, такие как:

1) Гарвардский университет

2) Стэндфордский университет

3) Массачусетский технологический институт

Далее будет приведена статистика лучших вузов мира за последние 5 лет, начиная с 2011 года по 2015 год, и в сравнение будет представлено место лучшего российского университета в мировом рейтинге лучших вузов. (см. таблицу 2.1)

 

 

Таблица 2.1 - Ведущие вузы мира, позиция в академическом рейтинге университетов мира

Название вуза, страна          
Гарвардский университет, США          
Стэнфордский университет, США          
Массачусетский технологический институт,          
Калифорнийский университет в Беркли,          
Кембриджский университет, Великобритания          
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова, Россия            

 

Академический Рейтинг Университетов Мира в 2015 году был опубликован Центром Исследования Университетов Мирового Класса(CWCU) в Шанхайском Университете Цзяо Тун. Американские вузы занимают лидирующие позиции с 2007 до 2015 года. Для сравнения, МГУ им. М.В. Ломоносова занимает 86 место в «топ-500 лучших вузов мира». По данному рейтингу, в 2011 г. МГУ им. М.В. Ломоносова занимал 77 место. Анализ представленных выше данных дает понять, что лучший российский университет существенно отстает от лучших университетов мира. Также, можно сделать вывод, что в последнее время конкуренция на рынке образовательных услуг растет, однако США остаются непревзойденным лидером. В рейтинге лучших университетов мира по версии Times Higher Education / THE University Rankings Россия с Московским гос. университетом им. М.В. Ломоносова занимает 161 место. Конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг определяется его положением в международных рейтингах. Данной теме уделяется значительное внимание в отечественной литературе. Так, обсуждаются вопросы важности участия вузов в рейтинговых оценках для совершенствования своей деятельности [11], значимости рейтингов для потребителей образовательных услуг и непосредственно для развития самого рынка образовательных услуг. [18] Государственная политика Российской Федерации в области высшего образования в последнее десятилетие предусматривала достижение российскими вузами высоких позиций в плане обеспечения качества образования, показателем которого является их вхождение в рейтинги авторитетных рейтинговых агентств. [17]

В прил. А будет приведена статистика по странам по версии Академического Рейтинга Университетов мира. В таблице будет показано, сколько вузов входит в топ-20, топ-100, топ-200, топ-300, топ-400, топ-500 лучших вузов мира. Проанализировав статистику, можно увидеть, что в топ-20 из 20 мест 16 занимают вузы США. Еще 3 вуза от Германии и 1 от Швейцарии, которые являются участниками Болонского процесса. Помимо этого можно увидеть то, что в топ-500 входит 146 высших учебных заведений США, а российских всего лишь 2. Россия идет наравне с количеством вузов, вошедших в топ-500, наряду с Сингапуром, Новой Зеландией, Ираном, Польшей, Чили, Грецией и Малазией.

Россия является страной, подписавшей Болонскую декларацию в 2003 году. Россия обязалась выполнить основные требования болонского процесса. Была введена двухуровневая система высшего образования, подразделяющаяся на бакалавриат и магистратуру и отвечающая основным требованиям стандартизированного высшего образования в мире. В РФ на данный момент, действуют следующие уровни высшего профессионального образования, отвечающие требованиям Болонской декларации:

1) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) " бакалавр" - бакалавриат;

2) высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) " специалист" или квалификации (степени) " магистр" - подготовка специалиста или магистратура. [3]

В таблице 2.2 рассмотрим сравнительную характеристику всех существующих уровней образования.

Таблица 2.2 - Сравнительная характеристика уровней образования

  Бакалавриат Специалитет Магистратура
Срок обучения 4 года 5 лет 2 года
Выпускная работа Выпускная работа Дипломная работа(проект) Магистерская диссертация
Дальнейшее обучение магистратура -магистратура -аспирантура -аспирантура
Описание ступени Это первая ступень, которую выпускник получает после получения и подтверждения основных знаний по выбранному направлению. Набор производится на конкурсной основе. Бакалавр имеет право после сдачи специальных экзаменов поступить на следующую ступень образования и получить степень магистра. Также бакалавриат расширяет возможности дальнейшего обучения и трудоустройства за рубежом, так как степень бакалавра принята по международной классификации и понятна работодателям во всем мире. Это традиционная ступень для российского высшего образования, которая существовала до подписания Россией Болонской декларации. Специалитет включает как базовое образование, так и специальную подготовку в рамках выбранного Квалификация «специалист» считается второй ступенью высшего образования, как и магистратура. Специалист, в отличие от бакалавра, может поступить в аспирантуру. Диплом специалиста традиционно считается престижным в России, однако он создаст проблемы при трудоустройстве за границей. Магистратура — вторая часть двухуровневой системы высшего образования, которая выпускает профессионалов с более углубленной специализацией. Для поступления необходимо сдать специальный квалификационный экзамен, который определяется вузом, и пройти по конкурсу. В магистратуру могут поступать как бакалавры, так и специалисты.

Еще одной отдельной ступенью высшего образования в России является аспирантура. Ее целью является подготовка к получению научной степени кандидата наук. Это происходит после сдачи экзаменов и защиты диссертации. Обучение в аспирантуре происходит в течение трех лет на очной форме обучения, срок обучения в заочной аспирантуре 4 года, по некоторым специальностям срок обучения составляет 5 лет. Как и на других уровнях образования на очной форме обучения позволена отсрочка от армии.

Помимо аспирантуры существует такая форма подготовки научных кадров, как соискательство. Отличие соискательства от аспирантуры в том, что соискатель не проходит обучение, не занимается научной и педагогической деятельностью, а подготавливает диссертационное исследование.

США, являясь неоспоримым конкурентом на рынке образовательных услуг, не являются участником Болонского процесса. Следует разобраться, какие плюсы и минусы существуют у Болонской системы. Преимущества Болонского процесса:

1)способствует укреплению экономических, политических, культурных связей между странами, подписавшими Болонскую декларацию;

2) направлена на увеличение мобильности обучающихся и преподавательских кадров. Помимо этого, единая образовательная система и диплом единого образца дает возможность обучения и поиска работы в странах-участницах Болонского процесса;

3) для России несомненное преимущество-привлечение иностранных студентов, которые будут приносить доход федеральному бюджету от образовательных услуг;

4) двухуровневая система дает возможность повышать свой уровень профессиональной подготовки, благодаря тому, что можно повышать свой уровень образования (после бакалавра можно идти в магистратуру, а далее в аспирантуру, тем самым повышая свой образовательный уровень.).

Таким образом, мы видим, что Болонская система имеет свои большие плюсы, но в ней так же присутствуют и недостатки, особенно в контексте нашего государства:

1) Болонская система стандартизирована для всех стран-участниц, что создает проблему того, что она не учитывает их укоренившиеся образовательные стандарты, культурные, политические и социальные особенности, происходит унификации менталитета обучающихся разных государств (российских и европейских студентов). Это создает необходимость в повышении квалификации преподавательских кадров и внесении изменений в государственные образовательные стандарты;

2) направленность на экономические развитые страны не учитывается различие в экономическом положении стран-участниц. Здесь проблема заключается в механизме «утечки мозгов». Высококвалифицированные специалисты стремятся переехать из малоразвитых стран, найти высокооплачиваемую работу с лучшими условиями труда. Неэффективность болонского процесса здесь заключается в том, что кадры будут перемещаться в благополучно развитые в экономическом отношении страны, а малоразвитые будут становиться еще беднее;

3) срок получения образования, согласно болонской системе, сменился с 5 лет на 4 года. Суть данной системы заключается в том, чтобы продолжать дальнейшее образование, однако, большинство студентов предпочитают останавливаться на бакалавре, а этих знаний зачастую не хватает для выполнения практических заданий;

4) многие работодатели в РФ являются консерваторами и не желают принимать новую систему обучения, считая диплом бакалавра недостаточно квалифицированным или «неоконченным».

Таким образом, изучив плюсы и минусы болонского процесса, можно сказать о том, что цели создания Болонской системы являются полезными и ориентированными на ценные результаты, однако полная реализация всех задач требует серьезного исследования и доработки. Исполнение основных идей болонского процесса зависит от государственной политики в сфере образования стран, подписавших болонскую декларацию. [23]

Основная причина широкого распространения двухуровневой системы образования заключается в том, что такая модель оказалась более адаптированной к рыночной экономике. Применение образовательных степеней бакалавр и магистр в России было введено с тем, чтобы дипломы об окончании наших ВУЗов стали равноправными в Европе и остальном мире. Несмотря на то, что целью подписания Болонской системы являлось приведение высшего образования РФ к стандартизированной европейской системе, оно значительно отличается от ведущих систем образования США и Великобритании. Стоит разобраться, в чем заключаются отличия. Во-первых, одно из крупных отличий заключается в том, бакалавр США и Великобритании не нацелен на подготовку студента в какой-то конкретной специализации (для более углубленного и узкого изучения профессии существует магистратура). Бакалавр этих стран направлен на развитие у студентов широкого кругозора и профессиональной мобильности. В результате, студент бакалавриата начинает изучение профессиональных дисциплин только на третьем курсе. Первые года обучения, студенты обучаются общим дисциплинам и дисциплинам, которые они выбрали сами. Профессиональные дисциплины они начинают изучать только на третьем курсе. Стоит еще раз отметить, что наличие профессиональных дисциплин никак не углубляет человека в определенную специализацию. Это позволяет выпускникам бакалавра работать в широкой сфере деятельности, например, бакалавр экономики или юриспруденции. Как можно заметить из собственного опыта, система высшего образования в настоящее время в Российской Федерации не предполагает выбора ведущей дисциплины без узкой специализации и углубленного изучения своей будущей профессии. Даже при наличии общих дисциплин и дисциплин по выбору изучение конкретной отрасли начинается уже с первого курса.
Во-вторых, большое отличие заключается в технологии преподавания. В высших учебных заведениях США и Великобритании обучение больше нацелено на развитие самостоятельности в обучении. Студенты общаются с преподавателями через сайт университета, и преподаватель еженедельно высылает задания. В последнее время в России так же развивается такой способ преподавания, который называется дистанционное обучение. Однако большая часть обучения все равно направлена на очные занятия. У данной методики обучения есть свои как плюсы, так и минусы.[16] Однако, следует отметить, что образовательная система США изначально составлена по-другому, нежели, чем в России. В США, начиная, со школьного образования все ориентировано на развитие самостоятельности и индивидуальности ребенка. Структура школьного образования в США выглядит примерно следующим образом:

1)Начальное образование – классы 1-5, с 6 до 10-11 лет;

2)Среднее образование – классы 6-12, с 11-12 до 18 лет
а)Средние классы 6-8 (Middle School) или классы 7-9 (Junior High School)
б)Старшие классы 9-12 или 11-12 (High School, Senior High School).

Большое отличие российского среднего образования здесь заключается в том, что в средних классах американских школ у учеников присутствует возможность выбора дополнительных предметов, например, журналистика или театральное искусство. А в старших классах присутствует еще больше свободы в выборе дополнительных предметов.[28]Поэтому, хочется сделать вывод о том, что в США в детях, начиная со школьного образования, государство воспитывает навыки самостоятельности, в том числе умение проводить самостоятельную работу в учебе, а так же мотивацию к обучению. В Российских школах такой ориентации нет, поэтому нельзя однозначно сказать является ли плюсом то, что дистанционное обучение не так развито в нашем государстве.

В-третьих, как уже было сказано, в американских вузах бакалавр нацелен на развитие широкого кругозора и профессиональной деятельности. Студенты получают обширные знания в какой-либо области. Для углубленной специализации в конкретной сфере, для профессионализации в конкретной отрасли предназначена магистратура. В российском бакалавре студенты с первого курса начинают изучать специализирующие предметы. Поэтому, можно сказать, что магистратура в российской образовательной системе теряет свое истинное назначение и становится ступенью между бакалавром и магистратурой.

Из-за данных различий в образовательных системах России и ведущих стран появляется разница в качестве образования. Помимо данных различий, хочется выделить так же несколько плюсов высшего образования в США.

Одним из плюсов американских высших учебных заведений является большое техническое оснащение и предоставление широкой исследовательской базы, которые подкрепляются различными источниками финансирования. В России научные исследования такого уровня ведутся в НИИ. Так же несомненным плюсом является то, что дипломы об окончании высших учебных заведений США имеют широкое признание во всем мире, благодаря своей престижности. Язык преподавания в вузах США в основном английский. В настоящее время английский язык является одним из признанных международных языков, а вузы США дают по нему хорошую практику. По данным международной организации SIL International, основной целью которой является изучение, развитие и документирование малораспространённых языков для расширения лингвистических знаний и развития литературы, на 18 ноября 2015 года существует следующий рейтинг международных языков. (см. таблицу 2.3)

 

Таблица 2.3 – Рейтинг международных языков

Ранг Язык Родной Второй
  Китайский язык до 1, 2 миллиарда -
  Английский язык 335 миллионов 505 миллионов
  Испанский язык 399 миллионов до 90 миллионов
  Русский язык 166 миллионов 125 миллионов
  Арабский язык 242 миллионов 21 миллион
  Португальский язык 203 миллионов 28 миллионов
  Французский язык 76 миллионов 87 миллионов
  Немецкий язык 78 миллионов 27 миллионов

Как видно из данной таблицы, русский язык занимает 4 место в рейтиге международных языков. Однако государство заинтересовано и нацелено на развитие и распространение русского языка и культуры посредством государственной политики в сфере образования. В последнее время развивается большое количество программ и проектов по распространению русского языка в образовательных учреждениях России и на мировом уровне. Например, федеральная целевая программа " Русский язык" на 2016 - 2020 годы, международная волонтёрская программа «Послы русского языка в мире», а так же проект «Образование на русском». Все это говорит о том, что государство заинтересовано в развитии и распространении русского языка в России и за рубежом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал