Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Помнить о том, что все находится во власти Аллаха
Человек, устремившийся к Аллаху, полагается только на Него, ибо знает, что Аллах – Обладатель Мощи и Власти над всем сущим и ни один листок не упадет с дерева без Его ведома. Верующий осознает, что в любой жизненной ситуации следует обращаться за помощью и мольбой только лишь к Аллаху. Он взял Его себе Покровителем, и для него уже нет никого и ничего, кроме Аллаха, в чьей поддержке или помощи он нуждался бы. Это и есть истинный смысл понятий упования и доверия. Верующий, обретший чувство полного упования и покорности Воле Аллаха, ни перед какими трудностями своей жизни, пусть даже на миг не поддастся страху, огорчению или недовольству. Ибо он понимает, что все в этом мире происходит по воле Аллаха. Если перед лицом этой истины он позволит себе поддаться чувству печали, огорчения или отчаяния, то совершит тем самым очень неблаговидный и несправедливый шаг пред Всевышним. Поскольку подобное поведение будет означать то, что человек не согласен и недоволен ситуацией, сотворенной Аллахом с Высшей Мудростью и Благом, а недовольство есть ничто иное, как неуважение ко Всевышнему Создателю и отрицание Его Воли. Все, что сотворяет Всевышний, заключает в себе бесчисленные блага и знамения для человека верующего, который каждый миг своей жизни проходит с этой мыслью. Лишь Аллах ведает о том, что является добром, благом для человека, ибо сообщается нам об этом в Коране так: ...И может быть, вы ненавидите что-нибудь, а оно для вас благо, и может быть, вы любите что-нибудь, а оно для вас зло, – поистине, Аллах знает, а вы не знаете! (Сура «Аль Бакара», 2: 216) Человек, осознавший суть Божественного предопределения (кадара), очистивший свою веру от ширка, даже столкнувшись с каким-либо неожиданным событием, внешне кажущимся очень негативным, или в его жизни случится нечто такое, что характеризуется другими людьми очень опасным или страшным, не утратит даже малейшей доли упования и веры в Милость Аллаха. Поскольку даже «миг сомнения» будет свидетельством слабости его надежды и признания Беспредельной Мощи, Мудрости и Милости Аллаха. Истинная вера в Аллаха и чистая любовь порождают абсолютную покорность Ему Воле и Мудрости. Мусульманин старается не поддаваться даже секундным слабостям, ибо он осознает, что даже миг сомнения в крепости веры или мысль о том, чтобы просить помощи у кого-либо кроме Аллаха будет означать шаг к пропасти ширка и придания Аллаху равных, чему не может быть извинения и оправдания в степени Всевышнего Господа. Скрытый ширк предстает большой опасностью перед человеком именно в подобных ситуациях. К примеру, если человек, столкнувшись с каким-либо жизненным испытанием, позволит себе допустить мысль такого рода: «Обычно я полностью покорен Воле Аллаха и всегда полагаюсь на Него, но только лишь в очень редких случаях впадаю в волнения и страх и теряю свое упование», – то это будет очень неправильным и недостойным рассуждением. Подобный самообман – шаг крайне опасный, ибо человек, действующий согласно этой логике, пусть хоть иногда, но обретает себе других помощников, значит Аллах для него не достаточен. Следовательно, даже если он и признает существование Аллаха – он не полагается на своего Господа всем сердцем и умом, не может постичь Безграничности могущества Аллаха и поэтому пребывает в многобожии, ширке. Истинный мусульманин, уповающий лишь на Аллаха, всем сердцем с радостью принимает то предопределение (кадар), что сотворил для него Всевышний, ибо знает, что изменить предопределение Аллаха или выйти за его пределы невозможно. Каждый миг жизни мусульманин не забывает о том, что Аллах определил каждому человеку его жизнь, и она разворачивается перед ним с точности согласно установлению Всевышнего. Во многих айатах Корана Аллах сообщает нам, что каждое событие, происходящее в жизни каждого их людей, записано в его Книге жизни, ни с одним из нас не произойдет ничего, кроме того, что написано нашей книге. Вот лишь один из айатов: И не скроется от Господа твоего ни одно [из ваших деяний], будь оно весом даже меньше пылинки, поскольку все [это записано] в книге ясной. (Сура «Йунус», 10: 61) Как видно из айата, все, с чем сталкивается человек в своей жизни – от самого незначительного до великого, – учтено в Книге жизни. Каждый человек в течение мирской жизни словно бы прочитывает свою Книгу предопределения. Поэтому верующий расценивает каждое событие своей жизни, осознавая эту истину и в каждой детали предопределения, сотворенного для него Господом, ищет Высшую Мудрость и Милость Аллаха. Он верует, что каждый сюжет, каждый кадр фильма под названием «Жизнь», в котором ему предначертано играть главную роль, сотворен Аллахом только во благо и с Высшим смыслом. Для му’мина, осознающего истину Божественного предопределения, все переживаемое им безусловная и очевидная Милость Господа. Он никогда не впадет в заблуждение, сетуя с обидой или недовольством на пережитые в прошлом или происходящие в настоящем испытания. Он счастлив и благодарен Всевышнему за каждый, без исключения, миг своей жизни. Проявления иного мышления и восприятия событий говорят о слабости веры, об имеющихся заблуждениях и скрытом ширке. Человек может говорить о том, что он уверовал в Аллаха и День Господнего Суда, вечную жизнь и является правоверным мусульманином. Однако тот, кто не может принять с благодарностью какое-либо из дарованных ему испытаний, испытывает недовольство Высшей Мудростью Аллаха, по сути, не может осознать истинного смысла упования, предписанного в Коране, не в силах постичь предопределение (кадар) Всевышнего, а это есть признак скрытого ширка. Как очевидно, вопрос скрытого ширка очень важен и не терпит пренебрежения, ибо представляет постоянную опасность чистоте веры каждого мусульманина. Поэтому все мысли и чувства человека в повседневной жизни, его внутренняя реакция на происходящее имеют очень большое значение. В этом отношении каждый искренний мусульманин должен снова и снова пересматривать и анализировать всю свою прошлую жизнь, события каждого прожитого дня, свои мысли и чувства, ощущения, реакцию, проявленную на то или иное событие, и, что самое важное, подсознание, исходя из осознания опасности скрытого ширка. Временами ширк может столь глубоко пустить корни в сознание человека, что даже какое-либо беспокойство или страх его может воспрепятствовать чистому исповеданию веры в Аллаха. К примеру, в серьезных заботах и беспокойстве о будущем он, под предлогом «обеспечения своего будущего», может пренебречь повелениями Аллаха и в некоторых ситуациях, на свое усмотрение может даже поступиться своей верой. Или же человек может расценить встречающиеся на его жизненном пути трудности как неудачи, впасть в мятежное состоянии духа, испытывая скрытое недовольство Волей Аллаха. Преобладающее большинство людей, пребывающих в подобных ситуациях, впадает в ширк, забывая о Беспредельном Величии и Могуществе Аллаха, Его Абсолютной Власти над всем сущим. Они забывают о том, что Аллах и сотворил их, и наделил их имуществом, властью, богатством, создал для них испытания в жизни, но также только Аллах способен устранить сотворенные им испытания и трудности с их пути и лишь к Нему следует обращаться с надеждой и мольбой. Как следствие «забывчивости» люди начинают приписывать обладание «спасительной силой» другим творениям Аллаха и ожидать помощи от них. Между тем как каждый человек должен решительно избегать столь опасного невежества и всеми силами отводить его от себя. Он должен глубоко размышлять о своем положении и каждый миг своей жизни помнить, что Господь его – Обладатель Мощи над всем сущим, Единственный Повелитель предопределения (кадара) каждого существа и события. Только помня и веруя в эту истину, человек может удалить от себя опасность скрытого ширка. К примеру, человек может заболеть неизлечимой формой рака или попасть в автокатастрофу, получить тяжелые увечья и узнать о том, что он будет инвалидом на всю жизнь и никогда больше не сможет ходить. Человек, обладающий чистой верой и покорностью Воле Аллаха, избавивший себя от греха ширка, ни на минуту не почувствует в себе обиды или гнев из-за несправедливости произошедшего с ним; он не испытает огорчения, страдания из-за своей болезни и не будет жаловаться на случившиеся с ним. Он примет все с покорностью и верой, помня, что Господь его желает ему лишь добра, ибо верует, что все испытания мирской жизни очень малы и кратковременны по сравнению с вечной жизнью после смерти, и достойно выдержанные испытания станут источником великого воздаяния Всевышнего Аллаха в дольней жизни. Мусульманин, обладающий чистой верой, избавленной от ширка, узнав о предписанной ему Аллахом трудности или испытании, в тот же миг, без сомнений, принимает эту весть с покорностью и добром, размышляя о Высшей Мудрости и Благе, сокрытом в нем. Но следует особо подчеркнуть, что эти размышления и поиск сокрытой Высшей Мудрости – не попытки пустого самоутешения. Напротив, при наличии истинной веры человек искренне убежден, что постигшее испытание станет великим благом для него. Даже по прошествии долгого времени после постигшего его испытания болезнью или увечьем, требующего от него истинного терпения и веры, будь то наедине с самим собой или среди людей, он будет проявлять все то же смирение и покорность Воле Аллаха, ибо знает, что все происходит согласно предопределению Аллаха и случившееся с ним – есть Высшее Благо. Каждый человек может столкнуться в повседневной жизни с совершенно неожиданными событиями. Он может подвергнуться большим несправедливостям, чудовищной клевете, словесным или физическим нападкам со стороны окружающих его людей, неверием или предательством со стороны близких... Но человек, избавивший свою веру от явного или скрытого ширка, в подобной ситуации не забывает о Божественном предопределении, не дает волю своим эмоциям, не впадет в уныние или в огорчение, позабыв о том, что все происходит с ведения и соизволения Всевышнего Аллаха. Он может столкнуться с событиями и несправедливым поведением людей, способными вызвать его негодование, раздражение, однако всегда помнит, что и они, по сути, являются частью его предопределения, и, как повелевает Аллах в Коране, ответит с достоинством и добром даже на то зло, что направлено на него. Он может столкнуться с такими событиями и испытаниями жизни, которые ввергнут в страх и отчаяние любого, кто не живет с верой и отрицает предопределение Аллаха, но истинного мусульманин никогда не допустит боязни и сомнения в свое сердце. Он знает, что каждый миг рядом с ним ближе, чем кто-либо, и знает все скрытые тревоги души, а потому надеется и полагается только на Него. Если Аллах предопределил ему испытание, вмиг забрав у него все состояние и имущество, более того, всю семью, но даже в тот миг человек покорен Аллаху и не испытывает недовольства. Он может потерять своего ребенка, остаться без средств к существованию, оказаться вынужденным уйти с работы или узнать о том, что один из самых близких ему людей заболел неизлечимым недугом... Во всех этих и подобных им ситуациях истинно верующий человек всегда пребывает в непоколебимом уповании на Волю Аллаха и покорности Ему. Ни на долю секунды не испытает в сердце смятения, отчаяния, оптимизма или огорчения, не утратит и доли своего упования на Аллаха. Каждый мусульманин должен искренне задуматься над тем, какой должна быть его реакция в подобных ситуациях, принять все необходимые меры, дабы спасти себя от скрытого заблуждения, ширка. Ибо верхом невежества и заблуждения будет логика «это лишь недолгое сомнение, и Аллах непременно простит меня», нельзя брать критерием оценки глубины своей веры реакцию и поведение в подобных ситуациях большинства людей, как правило, не верующих вообще, считая их нормой. Ибо повелевает нам Аллах в одном из айатов: Если ты [, Мухаммад, ] будешь слушаться большинства обитателей земли, они сведут тебя с пути Аллаха. Они ведь только следуют предположениям и строят догадки. (Сура «Аль Ан`ам», 6: 116) Но есть еще одно обстоятельство, способное стать причиной скрытого ширка: человек склонен принимать свои успехи и деяния как плод лишь собственных стараний. К примеру, человек произнес красивую, проникновенную речь и будет довольно полагать, что сделал это благодаря лишь своему уму, тогда как подобная мысль будет заблуждением. Поскольку, сказано об этом в Коране, «внушающим речь всякой вещи» является Аллах (Сура «Фуссилат»; 41: 21). Не будь на то Его воли, человек вообще не в состоянии наделить себя навыком речи, и уж тем более говорить мудро и проникновенно. Все это происходит по воле Аллаха. Или если человек достигает успеха в своей профессиональной деятельности, совершает полезные для людей научные открытия и изобретения, развивающие жизнь человечества, то все это он делает с дозволения Аллаха и благодаря Его помощи. Без Воли и Ведения Аллаха человек не в состоянии добиться чего-либо. И если, несмотря на очевидные истины, человек все еще продолжает приписывать свои успехи лишь самому себе, бахвалиться ими и своими талантами, независимыми от Воли Аллахе, то подобное поведение будет весьма невежественным и глубоко ошибочным. Так, в одном из айатов Корана Аллах сообщает нам о полном отсутствии у человека собственной воли или знания: Но не можете пожелать вы, если не пожелает Аллах, – поистине, Аллах – Мудрый, Всезнающий! (Сура «Аль Инсан», 76: 30) Если человек, наряду с успехами, столкнется с каким-либо несчастьем, например с болезнью или травмой, то он должен помнить о том, что и это сотворено Всевышним в его предопределении (кадаре). Нельзя выдвигать причиной болезни какой-либо вирус и обвинять в аварии и травме – плохой водитель, забывая при этом о Воле Аллаха, то будет большим невежеством и безверием. Конечно же, в свершении каждого события существует множество промежуточных звеньев, посредством которых Аллах совершает то или иное событие, предопределенное нам, но нельзя забывать, что Он совершает их и ведает о них, все в Его власти. Человек заболевает не по вине вируса или попадает в аварию не из-за беспечности водителя, но по тому, что недуг предопределен Аллахом как испытание в его книге жизни. Непринятие человеком этой истины и внутренний бунт против Воли Аллаха будут тайным ширком. Крайне опасно думать, что тяготы и недуги, даруемые нам, не свершаются с Высшим Благом и Мудростью, происходят произвольно, без ведома Аллаха, полагая, что недуги исходят от вирусов и микробов, забывая о том, что и эти вирусы и микробы сотворил тоже Аллах как средство свершения Его предопределения (кадара). Священный Коран содержит в себе множество айатов, гласящих о том, что каждое событие происходит с ведения и соизволения Аллаха. Так, к примеру, об одном из трудных периодов, с которыми столкнулись первые мусульмане во времена пророка Мухаммада, Всевышний сообщает нам: Бедствие, которое вас постигло, когда встретились две рати [при Ухуде], свершилось по воле Аллаха для того, чтобы Он выделил верующих, (Сура «Аль Имран», 3: 166) Как гласит этот айат, любое событие, с которым сталкиваются люди, происходит лишь по воле Аллаха. В таком случае, если человек забывает о том, что все находится во Власти Аллаха, и начинает полагать, что время от времени может влиять на ход некоторых событий самостоятельно, без участия в этом Всевышнего Господа, сотворившего его, он ввергает себя в великий грех сомнения и ширка. Аллах осведомлен обо всем происходящем, каждый этап, каждая секунда человеческой жизни также происходят только по Воле Аллаха и лишь с Его Ведения, не следует забывать, что предопределение, установленное Аллахом, всегда является самым благословенным для Его искренне верующих рабов. Для истинного мусульманина во всем пережитом заключена Божественная Милость и Мудрость, порой она не сразу открывается человеку, он постигает ее по прошествии какого-то установленного опять-таки Всевышним времени и возносит хвалу своему Господу. Порой же Мудрость бывает непостижима его разумом, но он все равно надеется и уповает только на Аллаха, ибо верует сердцем и умом, что произошедшее с ним сотворено Господом его со многими благами и милостью.
Великое заблуждение логики «немного веры – немного ширка»
Размышляя о скрытом ширке, следует непременно учитывать еще один момент: человеку свойственно поддаваться логике «немного веры – немного ширка», или же мыслям вроде «от крупинки ширка вера не пострадает», тогда как такие мысли ведут к глубокому заблуждению. Каждое мгновение устремляться к Аллаху и ни при каких обстоятельствах не поступаться своей верой – вот норма жизни, подобающая истинному мусульманину, этого требует разум. Ибо мысль, могущая впоследствии привести к ширку, к приданию равных, уже является ширком, следовательно, человек полностью проникнуться твердым убеждением в том, что нет другого сущности, обладающего безграничным могуществом и силой, кроме Аллаха. Так, во многих айатах Корана Всевышний Аллах сообщает нам, что каждое событие происходит по Его Воле и Ведению, и повелел людям не придавать Ему равных:
Скажи, [Мухаммад]: " Хвала Аллаху и мир Его рабам, которых Он избрал. Аллах лучше или те, кому вы поклоняетесь наряду с Ним? [Идолы лучше] или Тот, кто создал небеса и землю, низвел для вас с неба дождь, при помощи которого Мы вырастили прекрасные сады, [в то время как] вы не могли вырастить ни одного дерева? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? " Но они - люди, которые уклоняются[от правого пути]. [Скажи: " Они лучше] или Тот, кто сделал землю жилищем, провел по ней реки, воздвиг неколебимые горы и установил преграду между водами пресными и солеными? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? " Но большая часть их не ведает об этом. [Скажи: " Они лучше] или Тот, кто удовлетворяет мольбу страждущего, когда он взывает к Нему, устраняет зло и назначает вас на земле наследниками? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? Мало вы призадумываетесь! " [Скажи: " Они лучше] или Тот, кто ведет вас прямым путем во тьме суши и моря? Кто направляет ветры доброй вестью перед Своей милостью? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? " Превыше Аллах тех, кому [неверные] поклоняются [наряду с Ним]! [Скажи: " Они лучше] или Тот, кто порождает начало творения и потом повторяет его, кто дает нам пропитание с неба и земли? Есть ли какой-либо [другой] бог наряду с Аллахом? " Скажи: " Приведите ваши доводы, если вы говорите правду". (Сура «Аннамль», 27: 59-64) Как сказано нам в айате, каждое событие происходит по Воле Аллаха; забывать об этой истине, полагая, что некоторые события лишены зависимости от Аллаха и происходят сами по себе, будет также означать придание Ему равных. Нельзя забывать, что скрытый ширк – это самое большое препятствие на пути человека к истинной вере. Вероисповедание может быть истинным только в том случае, если оно будет «чистым», «не оскверненным» заблуждениями. Искать же иной, срединный путь, полагая, что некоторые события происходят под контролем Аллаха, а другие – да простит нас Всевышний – под контролем людей или других сил, будет откровенным многобожием и ересью. Делая вид непонимания сути проблемы, человек не принесет себе ничего, кроме страдания и вечных мук. Рассматриваемые здесь вопросы есть истины, над которыми непременно должен глубоко размышлять каждый мусульманин и претворить осознанное в жизнь как можно скорее. Будет верхом невежества и гордыни считать себя избавленным от этой опасности, так и проведя всю жизнь полумусульманином-полумушриком, тем самым ввергнув себя в величайшие муки вечного Ада. Человек должен искренне оценить все мысли и деяния своей души и стремиться как можно быстрее увидеть заблуждения и покаяться перед Всевышним. В любом ином вопросе небрежение и леность человеческой души и не принесет ему вовсе большого вреда и греха. Но нерадивость и небрежение в этом вопросе может обернуться для человека ошибочной и чрезвычайно опасной линией поведения. Поскольку рассказанное здесь – вовсе не из разряда вопросов, рассмотрением которых можно заняться, а можно и пренебречь. Все, описанное в данной книге, чрезвычайно важно для каждого мусульманина, потому что ширк есть та тонкая грань, что проходит между верой и безверием. Скрытый ширк образует перед взором человека толстую пелену заблуждения, мешающую ему осознать истину, затмевая его ум и проницательность, заставляя его позабыть истинный смысл пребывания в этом мире, ввергая его в непростительное небрежение вплоть до Судного Дня. Только через глубокое и искреннее изучение скрытых сторон ширка человек сможет избавиться от пелены заблуждения, затмевающей сердце и ум. Но следует особо подчеркнуть, что очиститься от ширка чрезвычайно легко. Ему стоит лишь суметь по достоинству оценить Беспредельное Могущество и Мудрость Всевышнего Аллаха, сотворившего его из ничего. Но не стоит воспринимать написанное здесь как нечто, невообразимо сложное для осознания и воплощения в жизни, вести себя так, словно бы преодолеваешь что-то очень трудное и запутанное, совершая над собой героический поступок. это также будет заблуждением. Будет большой неискренностью и невежеством воспринимать веру, Иман как нечто очень сложное, непостижимое и запутанное, руководствуясь логикой «религия тоньше волоса и острее меча». Ибо повеления Всевышнего Аллаха праведному му’мину чрезвычайно просто и легко: каждый миг дарованной ему жизни устремляться лишь к Аллаху и уповать на Него чистой верой, не придавая в равные ничего из созданного Им... Когда мусульманин обретает этот благочестивый характер и устремляется всей душой и сердцем к своему Господу, он может надеяться на Беспредельную Милость и Щедрость Аллаха. Ибо Аллах даровал нам в Коране благую весть: Своих рабов, избавленных от ширка, одарит Он великим воздаянием как в этом мире, так и в мире последующем. Тем из Его рабов, которые чисты в вере, в этом мире весть радости Аллаха такова: Тем из вас, кто уверовал и вершил добрые дела, Аллах обещал, что непременно сделает их преемниками на земле, подобно тому как Он сделал преемниками тех, кто был до них; [обещал, ] что укрепит их веру, которую Он одобрил для них, что Он вселит в них спокойствие, после того как они испытали страх; [обещал тем, которые] поклоняются Мне, не признают наряду со Мной других богов. А если кто после этого станет неверным, то он – грешник. (Сура «Ан Нур», 24: 55) О будущей обители и жизни уверовавших, очистившихся от любого рода ширка и обретших чистую веру, Священный Коран гласит так: Воистину, мунафики [будут гореть] во глубине адского огня. И не найти им заступника. [Избегнут кары] лишь те, которые раскаялись, стали праведными, уповают на Аллаха и искренни в своей вере в Аллаха. Они-то и будут в числе верующих, а верующим Аллах дарует великое вознаграждение. (Сура «Женщины», 4: 145-146)
|