![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Графические способности
114. «Рисующие пальчики». Ребенку предлагаются чистые листы Выполнение упражнений в предлагаемой ниже последовательности поможет наиболее мягко, в игровой, занимательной форме подготовить ребенка к освоению пространства листа и навыка письма. 115. Сначала ребенок выбирает любой палец и любой цвет (на 180 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация кальными, горизонтальными и наклонными линиями (сначала одной рукой, потом — другой). Затем он рисует незамкнутые волнистые линии, а после этого — прямые и волнистые «дорожки» из точек. Далее ребенку предлагается для каждого пальца выбрать свой цвет, а также размер и форму листа бумаги. Рисовать надо по очереди каждым пальцем сначала одной рукой (ребенок рисует разными пальцами одной руки на отдельных листах), затем другой. Возможны варианты рисования одновременно или по очереди обеими руками на одном листе. 116. «Путь муравьишки». При выполнении этого и последующих Ребенок рисует «путь муравьишки» сначала одной (любой) рукой, а затем — другой. При этом линия-путь должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь муравьишки» начинается от муравейника и там же заканчивается, таким образом создается замкнутая линия. 117. «Загадочный контур». Психолог рисует на доске или листе Затем, подражая психологу или вместе с ним, ребенок постепенно учится самостоятельно и свободно проводить волнистые замкнутые линии. После чего ему предлагается, глядя на свои рисунки, представить, на что похож нарисованный контур. Фантазируя, ребенок может дополнить контур необходимыми деталями (например, ушками, глазами, крыльями, элементами одежды, предметами и др.). Заполнение внутреннего пространства контура возможно не только путем простого раскрашивания, но и посредством необычного заполнения, например, незамкнутыми и замкнутыми линиями, точками, кляксами, сочетаниями геометрических фигур, орнаментов и т.д. 118. «Необычные животные». Придумывание и рисование «не Ребенку предлагается нарисовать замкнутой линией изображение какого-либо животного, например, «фантастической лисы», «крылатого зайца», добавляя при этом нетипичные для него части тела, до- Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 181 рисовывая одежду, а также какие-либо предметы и т.д. Особое внимание необходимо уделить заполнению внутреннего пространства контура. 119. «Каляки-маляки». Сначала психолог заполняет весь лист не После этого ему предлагается самостоятельно нарисовать «каля-ки-маляки» и найти в них спрятавшееся животное. Более сложной задачей является поиск ребенком в своей «каляке-маляке» заданного образа, например «котенка, играющего с клубком ниток». 120. «Коврики». Перед ребенком кладутся лист бумаги и набор 121. Дается образец (последовательность элементов), который ре 122. На рисунках 18—20 представлены образцы, которые должен Усложнение задания заключается не только в нарастании степени сложности программы, но и в постепенном переходе от механического воспроизведения заданного образца к его самостоятельному анализу с выделением элементов (подпрограмм), а в дальнейшем — к созданию и «разворачиванию» собственных серийных программ. 123. «Свободные рисунки двумя руками одновременно». На первом 182 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация овалы, круги, овалы, восьмерки и орнаменты в разных положениях; одно симметричное изображение, одинаковые и разные фигурки на левой и правой половинах листа (вначале — ближе к центру, затем — к краям листа); законченный сюжетный рисунок.
124. «Раскрути спираль, закрути спираль». Ребенку предлагается «раскрутить» предложенные вами рисунки лево- и правосторонней спирали, а затем — «закрутить» их, обязательно отмечая направление движения стрелкой. Задания выполняются сначала каждой рукой отдельно, а потом двумя руками одновременно в одном и противопо- Раздел 2. Формирование операционального обеспечения Рис. 19
184 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация Рис. 20 Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 185
Рис. 21 Рис. 21 ложных направлениях. Необходимо выполнять его, начиная из центра спирали, а затем — от внешней точки. 125. «Соедини полуовалы». Сначала ребенок обводит по контуру, 126. «Дорисуй...» Надо закончить рисунок, на котором «художник 127. «Продолжи орнамент». Каждое задание выполняется сначала 128. «Рисунки двумя руками по заданному образцу». Ребенку пред Ребенок рисует каждой рукой и обеими руками (в одну и разные стороны) разнообразные узоры в направлении от центра к краям листа, от краев к центру листа, попеременно — от центра к краям листа, от краев к центру и т.д. Затем ему надо скопировать одно изображение двумя руками одновременно и раскрасить образец и свои рисунки. 129. «Разноцветные бусы». Надо раскрасить бусы определенным, 186 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация
Рис.22 Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 187 Варианты раскрашивания бус могут быть любые (начиная с двух элементов и заканчивая сложными комбинациями), важным является строгое соблюдение ребенком заданной последовательности. Более сложный вариант — штриховка бусинок (вертикальными, горизонтальными, наклонными прямыми и волнистыми линиями; в клеточку и т.п.). Сначала можно заштриховать бусинки одним цветом, а потом — цветными карандашами. Например, одна бусинка в «красную клеточку», вторая — в «синюю полосочку» и т.д. 130. «Сотри букву». Попросите ребенка мелом написать на доске 131. «Письмо в воздухе». Прописывание ребенком в воздухе от
|