Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Неречевые звуки и бытовые шумы. Чувство ритма
Формирование слухового гнозиса необходимо начинать с расширения его репертуара, используя для этого природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей и т.д. 148. «Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков 149. «Послушай, как звучит». Исследуйте звуковую природу лю 150. «Угадай, чей звук». Попросите ребенка прислушаться к зву 151. «Шумящие коробочки». Поиграйте с ребенком с коробочка Другой вариант игры: психолог трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок должен запомнить звуки и повторить их в том же порядке. 152. «Подбери картинку». Упражнение состоит в узнавании и на 153. Начните «диалог» с ребенком на инструментах — чередуйте Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 193 структурированное, повторите. Продолжайте игру — один копирует ритмоформулы другого, затем поменяйтесь ролями. Продолжайте, пока ребенок не отработает спонтанную находку. Развитие чувства ритма осуществляется по двум направлениям. Первое — совмещение ритма дыхания с движением, работа с самим ритмом дыхания (углубление вдоха и увеличение длительности фаз с их последующим уравниванием). Аналогичные упражнения уже были описаны в разделе 1. Детям интересно бывает услышать свой пульс, прислушаться к ритму своего сердца или сердца другого. Второе направление — ориентация на внешний ритм. Здесь используется все многообразие средств. При выполнении любых упражнений, где вы сами считаете ребенку (счет на 8, на 12), можно, хлопая в ладоши, варьировать темп выполнения, то ускоряя, то замедляя его. Можно использовать чередование звуков разной громкости и тональности внутри ритмического рисунка. Это способствует развитию внимания и большей приспособляемости ребенка к изменяющимся условиям. 154. Психолог задает ритм, отстукивая его одной рукой, напри —ребенок повторяет ритмический рисунок правой рукой, левой —ребенок сначала «дирижирует» всей рукой, затем только кистью; —ребенку предлагается воспроизвести тот же ритмический рису Возможные пути усложнения задачи: удлинение и усложнение ритма, отстукивание ритма каждым игроком обеими руками по очереди и т.д. Детям также могут предлагаться для воспроизведения звуки разной громкости внутри ритмического рисунка, например: тихие (слабый удар — короткая вертикальная черта) и громкие (сильный удар — длинная вертикальная черта). 155. Воспроизведение ритмического рисунка руками и ногами 7 — 4794 194 Часть II. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация двумя локтями одновременно, «2» приподнимая и опуская левую руку, «3» двумя ногами одновременно или «2» правой рукой и левой ногой одновременно, «2» левой рукой и правой ногой одновременно, «3» удара одновременно правой рукой по правому бедру и левой рукой по левому бедру). В качестве дополнительного упражнения или в случае, если ребенок испытывает трудности при воспроизведении ритма, предлагается развернутая опора на речь. В рассматриваемом примере этой опорой могут быть слова: со-кол («2»), ле-тит («2»), вы-со-ко («3»). 156. Ребенок считает, сколько ударов в каждой серии, и подби Если ребенок все же не может воспроизвести образец, дается ориентир в виде цифровой его записи «2-2-3», где цифра отражает число непрерывно, через равные интервалы следующих друг за другом хлопков или ударов, а тире между ними — пауза. 157. «Ритм по кругу». Дети садятся полукругом. Психолог отбива 158. Сначала так, как это было показано, происходит отработка 159. Упражнения с применением ритмических музыкальных инст 160. Упражнения с использованием специально подобранных му Раздел 2. Формирование операционального обеспечения 195 предлагается произвольно (или повторяя уже усвоенные двигательные упражнения) двигаться под музыку в соответствии со звучащим ритмическим рисунком. 161. * Громко—тихо». Попросите ребенка произнести гласный 162. «Камертон». Предложите ребенку проговаривать по слогам Усложнение задания: ударный слог отбивается кулаком, безударный — ладошкой, предлог с гласной — ладошкой, предлог без гласной — ребром ладони. Задание может быть действительно полезным только при регулярных упражнениях в течение длительного времени.
|