Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монастырь
Внутри кельи устоялся густой и золотистый, как мед, воздух. Из стен сочилась смола, сквозь узкое окно брезжил неяркий свет. Перед образом Умиления горела свеча. Пока Дмитрий был в походе, Сергий оставался в Москве. Он жил в маленькой келье, в Симоновом. Утром ему принесли Псалтырь, переписанную для Троицы. Сергий внимательно рассматривал еще не сплетенные листы книги. Писана она была во весь лист по бумаге, а не по пергаменту, как прежде. Впервые Сергий держал в руках эти дивные, мягкие и плотные листы и всматривался в невиданный прежде почерк — писали эту Псалтырь полууставом, легким, быстрым, словно и книге пришло время ускорять свою речь. Но заглавные буквы в ней выведены были тщательно, алой киноварью с разводами. Сергий сам понес прочитанные листы к переписчику. Прислонясь к стене, молодой монах облокотился о поднятое колено и, положив лист на левую ладонь, писал. Он отложил рукописание и встал. Сергий попросил писать при нем, и монах снова пристроился, четко отделяя букву от буквы, оставляя широкие берега по краям листа. Как же медленно и трудно рождалась книга! Сергий посмотрел и других писцов. Иные писали на пергаментах. И эти книги писались не в полный лист, а в четверть и даже в восьмушку. Писали «Апостола», «Триодь», «Александрию», «Хронограф». Предания древней Эллады, и греческая песня, и византийский канон вновь оживали в твердых строках славянского письма. Дорого стоила каждая завершенная книга. Медленно писалась: две-три страницы в день. Постом, покаянием, исповедью очищали себя писцы, прежде чем приступить к написанию книги. Сергий читал «Александрию» через плечо писца: «Тот свое волхование творя, не дадяше жене родити. Пакы же сглядав небесная течениа и мирская стихия, и видев всего мира посреди небеси суща, и светлость некую узрев, яко солнцю посреди небеси суща, и рече к Алимпиаде: „Уже пусти глас к рождению своему“.» «Что знает он о муках рожениц, о сроках родов, а вот пишет же о том! — подумал о писце Сергий. И задумался: — А что знаю я? Бьются и умирают сейчас воины русские, и жены их в муках рождают на свет. Так держится мир. Мы же, отрекшиеся от своего тела, благословляем павших». Он неохотно оторвался от созерцания кропотливого прилежного труда и пошел к себе, когда сказали, что митрополит Митяй приехал к нему. «Не потрудился пешой прийти. На колеснице пожаловал», — осудил Сергий, но покорно пошел на зов властителя Всероссийской церкви. Книжник, красавец, жизнелюбец, Митяй лишь после настойчивых уговоров Дмитрия принял постриг. — Князем князей станешь! — убеждал его Дмитрий. — Москва собирает Русь. Бог помогает нам. Митрополит должен стать оружием божиим. Ты же уклоняешься сего! — Княже мой, господине мой, жаль мне мира со всеми скорбями его, со всеми радостями! — каялся Митяй. — Михаило! Вникни: придет митрополит-грек, поревнует о себе, а о Руси забудет. Ты же сам коломнянин, свой, Русь любишь, учен, мудр. Отрекись от мира — и дам тебе власть! — настаивал Дмитрий. Митяй уступил. Утром после обедни принял постриг, а к вечеру поставлен был в Спасский монастырь архимандритом. Неслыханно сие: постом, праведной жизнью, смирением должно возвышаться монаху над монахами. Тут же волей мирского князя встал над праведниками полумирской человек. Ропот пошел между монахами. И Митяй заподозрил тут козни Сергия. Но Дмитрий не устрашился, позвал Митяя в свои печатники — ведать ключами от бумаг и от великокняжеских печатей, вести все Дмитриевы письменные дела. А потом, по воле Дмитрия, Всероссийский православный собор поставил Митяя митрополитом, без благословения вселенского патриарха из Царьграда. Вселенский же патриарх поставил митрополитом Киприана. И Митяй узнал, что Киприан уже в Любутске, на пути в Москву. Сергий подошел к Митяю под благословение, и Митяй растерялся. Благословляющая его рука дрожала: сам преподобный Сергий признал его владыкой русской церкви, если первый склонился под Митяево благословение. Под пристальным взглядом Сергия митрополит оробел. — Каюсь, отче! Томлюсь! Сменил скорбную мирскую юдоль на ангельский чин. Не по своему корыстолюбию. — И тотчас встретился с глазами Сергия. И по своему корыстолюбию, грешен бо есть! Тоскую, мятусь, ищу тишины. Благослови мя! И Сергий вдруг увидел жалкого, растерявшегося, измученного бессонницей человека. — Бог тебя благословит, отче святителе. Не мне бо, грешному, судить печаль твою. Как жаждал Митяй от Сергия тихого, ласкового слова, и сразу утихла боль, едва слабая рука Сергия взметнулась и прочертила в воздухе крестный знак. И Сергий мирно проводил его до ворот. И это видели все, и молва о их встрече пошла по Руси, переплетаясь с вестью о татарском побоище. После вечерни в тесную келью вошел Бренко. И Сергий вдруг почувствовал, что в келье стало просторно, — он любил словоохотливого и широкого Бренка. Бренко достал из рукава скрученный трубочкой лоскут кожи: — Письмо тебе, отче Сергие, от святителя из Любутска. Сергий взглянул строго: — Митяй есть святитель. На единую Русь единого святителя вдосталь. Бренко развел руками: — Не я так мню, а патриарх в Цареграде. По тому, как чуть вздрогнула и скосилась борода Сергия, Бренко понял, что Сергий улыбнулся. Сергий протянул руку к письму. Бренко на минуту задержал послание. — Письмо сие гонец вез тебе в Троицу. Сергий уже явно улыбнулся: привез-то гонец к Бренку, а не к Троице. И вспомнил: — А что ж о гонце сведал, которого ко мне государь слал? — А нету гонца. — А коли нет, выслушай притчу. — Письмо то чти, отче. — А о чем оно? Сергий будто невзначай взглянул на Бренка и потом посмотрел прямо в глаза боярину: — Прочти вслух, Михайло Ондреич, ты его разберешь скорей моего. Кровь ударила в лицо Бренка: «Провидец!» Но смолчал. Бренку казалось, что лишь ему дан дар угадывать затаенные мысли и дела людей. За это самое Дмитрий и понял и оценил его. И если кто из людей догадывался о его тайных деяниях, то сие казалось ему непостижимым. Недовольный, он притворился, что разбирает почерк с трудом. Но слова сами вырывались, прежде чем глаза добегали до конца строк. Киприан писал Сергию: «Мню: не утаилось от вас все, что сотворилось надо мною. Подобного ни над одним святителем не сотворилось, с тех пор как Русская земля есть. Меня, волею божиею и благословением вселенского патриарха поставленного на всю Русскую землю, встретили послы ваши. Заставили заставы, рати сбив и воевод впереди поставив. И великое зло надо мной сдеяли; не догадались лишь смерти предать! Приставили надо мной мучителя, проклятого Никифора, и нет зла, которое он не совершил бы надо мной. Хулы и наругания, посмехание, грабление, голод. Меня в ночи заточил, нагого и голодного; от той студеной ночи посейчас дрожу. Слуг моих отпустили на хлибивых клячах, в лычных обротьях; из города вывели ограбленных до сорочки, и до ножев, и до ноговиц. И сапогов, и киверов не оставили на них!..» — Большой грех принял Никифор! — сказал Сергий. — Не боится греха, — сокрушенно посочувствовал Бренко. Они помолчали. — А что за притча? — не утерпел Бренко. — А такова: тому уж четвертый год пошел. Был я в Переяславле; у Дмитрия Иваныча сына крестили Юрья. Много па крестины съехалось. Надумали мы с Дмитрием на озере рыбу ловить. А чтоб не мешали нам, надели тихое платье и пошли так. Спустились к Трубежу-реке, сели в челн. Видим — стоит на берегу чернец, переправы просит. Дмитрий говорит: «Поторгуемся!» Что, спрашиваю я чернеца, — заплатишь за перевоз? — «Я, — кричит, — полушку дам!» — Мало! — говорю. — «Две дам!» — Мало, — говорю. — «Три дам! Я к великому князю от святителя Алексея гонец!» — Ну, — отвечаю, — коли от святителя гонец, перевезу за четыре. — «Вези!» — кричит. А Дмитрий нашему торгу радуется. Поплыл я в челне, высадил Дмитрия на берег, принял чернеца и хотел везти, а он взял меня за пояс, выкинул на берег, а сам махнул веслами да и переплыл. И кричит мне с того берега: «Поищи, там в песке я пять кун серебра забыл!» Так мы с ним и поторговались! Спасибо, — кричу, добрый человек. Как мне за тебя бога молить? — «А молись, — говорит, — за раба божья Кирилла!» Дмитрий же, видя сие и стыдясь мне смех свой выказать, скрылся. Сей-то вот озорной монах Кирилл доставил мне княжое письмо. Я его лицо добре запомнил. Но справа на нем была воинская. — Я, отче, розыск тому Кириллу учиню. — Да он, мню, где-либо далеко обретается. — Со дна достану. А примет нет ли? Сергий описал Кирилла: — Лик — то озорной, то детский, тихий, то гневом распален, то весельем всколыхнут. И всегда как бы потревожен чем-то. — И, подумав, добавил: — Кольцо на пальце. Золотое, византийское. Камень опал. Редкостное. — Не гриф ли на нем? — Гриф сжимает камень когтями острыми. — Знаю одно кольцо такое. У князя Боброка видел. С Волыни вывезено. Когда Бренко ушел, к Сергию пришел переписчик. — За советом, отче Сергие. Просвети: пишем ныне книги на бумаге, а она из тряпья варится. Ведь прежде чем бумагой стать, тряпье могло плотский грех покрывать, рубищем на грешнике быть, любого соблазна соучастником. Из латынских рук вышла, из нечестивых стран привезена. Достойно ли начертание божиих слов на тряпье? — А из свиной кожи делается пергамент. Нешь свинья не во всякой нечисти живет? А священные книги сотворены из ее кожи. А мы чтим их. И разве в нечистом мерзостном теле человека не может таиться высокий дух? И не оказываются ли в червичных рубищах юродов чудотворцы и подвижники? Мерзка плоть, но слово, ею принесенное, может своим высоким глаголом и осветить ее. Так великая мысль растет из убогого человека. Так пламень теплится из грубой свечи. Они долго еще говорили о бренном мире, о чистоте в помыслах и поступках человеческих. А Бренко уже допытывался у князя Боброка: — Видел я дивное кольцо у тебя, Дмитрий Михайлович. А ныне не вижу. Боброк насторожился: — Затерял давно. — Затерял? А не упомнишь ли, в коем месте? От него след ведется. Боброк передернул плечом. Бренко настаивал! — С кровью след, Дмитрий Михайлович. Боброк побледнел и насупился: — О какой крови говоришь, мне невдомек. А куда след? — К убиению гонца великокняжеского. А может, и ко многим иным грехам. — А каков человек? Бренко описал Кирилла со слов Сергия. — Видал я того человека на воздвижении Тайницкой сторожни. Забыл, как звать… — Не Кириллом ли? — Истинно! Жив сей человек? — Живуч. — Охрана-то что же? — Теперь выпытаю. Может, он и не один скрылся. — Одного там жалею. Попытай, може, и тот убежал? — А кого? — Ты попытай сперва: сколько, мол, ушло. — Нонче же выведаю. — А каков след-то? Бренко рассказал о посещении Кириллом Сергия: — Письмо отдал, страхом пренебрег. От крови к провидцу пошел. Глубоко засело неверие в том Кирилле. Страшен такой человек! — Не подметнул, в руки отдал письмо? Такой человек возле войск ныне. В лесу не станет таиться. — Тако мыслишь? — Иначе не чаю. Между Москвой и Рязанью. Там ему быть! Бренко послал за Гришей Капустиным. — С весны тебя не тревожил. Послужи, Гриша. Живым достань. Надо спытать: как живым от стражи ушел? Как на великого князя гонца руку поднял? Какие злодейства ныне творит? — Спытаю, Михайло Ондреич. У меня рука твердая. — Зорок будь. Не в Рязань ли кинулся, не в Литву ль? Такой народ в Смоленск либо в Белев бежит, А этот смел. Может, где поблизости ходит. — Сведаю. И Бренко до дому дойти не успел, а уж Гришины дружки седлали коней, поспешали по Коломенской дороге к Оке приметного Кирилла искать.
|