Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие электронного учебного пособия, его отличительные характеристики
Для современного информационного общества в условиях модернизации образования необходима целенаправленная подготовка современного конкурентоспособного специалиста. В учебном процессе средней профессиональной школы наиболее целесообразно использовать разнообразные формы информационно-коммуникативных технологий для глубокого и всестороннего обучения студентов. Одним из направлений этой работы преподавателя в настоящее время является создание электронных учебных пособий по дисциплинам, курсам и, в условиях внедрения ФГОС, модулям. Это обусловлено низкой обеспеченностью технических специальностей средних профессиональных учебных заведений специальной литературой, которая бы учитывала последние изменения и достижения производства. Несмотря на то, что термин электронное учебное пособие приобретает всё большее распространение, разные авторы вкладывают в него существенно различный смысл. Попробуем сформулировать понятие. Электронное учебное пособие — учебное электронное издание, созданное на высоком научно-методическом и техническом уровне, частично заменяющее или дополняющее обычный учебник. Содержание электронного учебного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке. Необходимо чётко определить отличительные признаки электронного учебного пособия от его печатного аналога. Они состоят в следующем: 1. Каждый печатный учебник (на бумажном носителе) рассчитан на определённый уровень подготовки учащихся и предполагает конечный уровень обучения. Электронное пособие по конкретному учебному предмету может содержать материал нескольких уровней сложности. При этом он будет весь размещён на одном лазерном компакт-диске, содержать иллюстрации и анимацию к тексту, многовариантные задания для проверки знаний в интерактивном режиме для каждого уровня. 2. Наглядность в электронном учебном пособии значительно выше, чем в печатном. Данное преимущество достигается за мультимедийных технологий: анимации, звукового сопровождения, гиперссылок, видеосюжетов и т.п. В электронном учебном пособии возможно представление физических процессов в динамике, наглядное представление объектов, недоступных для непосредственного наблюдения, а также компьютерное моделирование процессов и объектов, требующих для своего изучения уникальных или дорогостоящих оборудования и материалов. 3. Электронный пособие обеспечивает разнообразие проверочных заданий и тестов. Оно позволяет все задания и тесты давать в интерактивном и обучающем режиме. Например, при неверном ответе можно давать верный ответ с разъяснениями и комментариями. 4. В электронном пособии возможна организация контекстных подсказок, что позволяет, например, организовать самостоятельную работу учащихся (в печатном варианте пришлось бы в аналогичной ситуации искать необходимую подсказку с сети Интернет, книгах, идти за справочной литературой в библиотеку и т.п.). 5. Использование гипертекстовых ссылок, позволяющих мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста. 6. Электронные учебные пособия являются по своей структуре открытыми системами. Их можно дополнять, корректировать, модифицировать в процессе эксплуатации, что особенно важно для творчески работающего преподавателя. 7. Для обеспечения многофункциональности при использовании и в зависимости от целей разработки электронные учебные пособия могут иметь различную структуру. Например, для использования на уроках можно создавать электронное пособие, поддерживающее программу по конкретному предмету и учебный материал подавать согласно имеющемуся тематическому планированию. Можно разрабатывать электронное учебное пособие без привязки к тематическому планированию, а просто следуя учебному плану по конкретному курсу. Можно создавать пособия по принципу вертикального изучения учебного материала. К недостаткам электронных учебных пособий можно отнести не совсем хорошую физиологичность дисплея как средства восприятия информации (восприятие с экрана текстовой информации гораздо менее удобно и эффективно, чем чтение книги) и более высокую стоимость по сравнению с книгой.
|