![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы создания электронного учебного пособия
При разработке структуры и содержания электронного учебного пособия необходимо ориентироваться на следующие принципы и технологические особенности: 1. Принцип приоритетности педагогического подхода: реализуется через постановку образовательной цели и разработку содержания образовательной деятельности на основе одного или комбинации нескольких дидактических подходов: системного, синергетического, проблемного, алгоритмического, программного, проектного, эвристического, компетентностного и других подходов. Например, системный подход означает, что целесообразно разрабатывать комплексные пособия, включающие как лекционный материал, семинарские занятий, так и комбинированные уроки, т.е. пособие должно охватывать дисциплинарную систему. Перечислим признаки, на основании которых разработанное электронное учебное пособие относится к пособиям, реализованным в контексте компетентностного подхода: [25] 1. В электронное учебное пособие включены задания, выполнение которых способствует: - развитию навыков работы с информацией и предполагает использование инструментальных средств компьютерных технологий; - приобретению будущими специалистами навыков решения задач профессиональной направленности с использованием средств ИКТ, что формирует деятельностную составляющую информационной компетентности; 2. Электронное учебное пособие позволяет решать следующие задачи: - имеет модульную структуру и несколько уровней сложности, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории обучения; - учитывать потребности и запросы преподавателей и позволяет преподавателю оперативно менять материал, встраивать в ЭУП инновационные образовательные методики; 3. Для осуществления взаимодействия субъектов образовательного процесса в электронное учебное пособие встроены коммуникационные средства, представляемые современными электронными технологиями. Несмотря на определяющую роль самостоятельной работы в обучении с применением компьютерных технологий, основными субъектами учебного процесса остаются студенты и преподаватели. 2. Принцип распределённости учебного материала: так как обучение, основанное на компьютерных технологиях, в значительной степени базируется на технической инфраструктуре: компьютере (как инструменте для размещения и представления учебной информации) и компьютерных сетях (как средстве доступа к ней), то информационные учебные ресурсы могут быть разделены на две группы: - находящиеся непосредственно у обучаемого (локальные компоненты); - размещаемые в сети Интернет или на компьютерах учебного центра (сетевые). Способ размещения информации накладывает определённые требования на технологии создания ресурсов и доступа к ним. 3. Принцип модульности: разбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объёму, но замкнутых по содержанию. Т.е. электронное пособие (как, впрочем, и любое электронное издание) для достижения максимального эффекта должно быть составлено несколько иначе по сравнению с традиционным печатным пособием: главы должны быть более короткие, что соответствует меньшему размеру компьютерных экранных страниц по сравнению с книжными, затем каждый раздел, соответствующий рубрикациям нижнего уровня, должен быть разбит на дискретные фрагменты, каждый из которых содержит необходимый и достаточный материал по конкретному узкому вопросу. Как правило, такой фрагмент должен содержать один — три текстовых абзаца (абзацы также должны быть короче книжных) или рисунок и подпись к нему, включающую краткое пояснение смысла рисунка. Таким образом, студент просматривает не непрерывно излагаемый материал, а отдельные экранные фрагменты, дискретно следующие друг за другом. 4. Принцип полноты: каждый модуль должен иметь следующие компоненты: теоретическое ядро, контрольные вопросы по теории, примеры, задачи и упражнения для самостоятельного решения, контрольные вопросы по модулю с ответами, контрольные тесты по всему курсу, контекстная справка, исторический комментарий. 5. Принцип наглядности: каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимум текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов. Особенно полезно в электронных учебных пособиях использовать иллюстративный материал в тех местах, где возникают трудности в понимании учебного текста, требующих дополнительного наглядного разъяснения; для обобщения и систематизации тематических смысловых блоков; для общего оживления всего учебного материала и рассредоточенного по всему полю текста; видеофрагменты; аудиофрагменты; видеофильмы (в том числе аудио- и видеосюжеты). Принцип наглядности очень ярко выполняется посредством использования в пособиях условно-графической наглядности, к котором относят: Таблицы. По выполнению их функциональной роли разделяют на три вида: - разъяснительные — в жатом виде облегчают понимание изучаемого теоретического материала, способствуют сознательному его усвоению и запоминанию; - сравнительные — осуществляют составление и противопоставление материала и являются одним из видов его группировки, т.е. отражают специфику табличной формы. Сравниваться могут любые элементы, например графики функций. При их сравнении у них выделяют общее, особенное, единичное и т.д. - обобщающие или тематические — подводят итог изученному теоретическому материалу, способствуют формированию понятий. Обобщая что-либо, в логической последовательности перечисляют основные черты явлений, событий, процессов и т.п., самое существенное в них. Схемы. По функциональному признаку схемы делятся на следующие типы: - сущностные, которые отражают составные части понятий, явлений, процессов и т.п.; - логические, устанавливающие логическую последовательность между частями; - образные, улучшающие понимание трудных мест в тексте. Для создания у пользователя реалистичного образа в ряде случаев целесообразно сопоставление схематического изображения с другими видами иллюстрации. Анимация позволяет представить в динамике: - процесс «порционной» подачи текстовой информации (эффект «электронного лектора»); - процесс имитации движения частей иллюстрации; - имитации движения рисунка; - физические и химические процессы; - технологические процессы; - техническое конструирование; - процесс природных явлений; - процесс социальных явлений и т.д. Анимация представляет практически неограниченные возможности по имитации ситуации и демонстрации движения объектов. Например, с её помощью можно показать процесс построения какой-нибудь геометрической фигуры. 6. Принцип ветвления: каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками, чтобы у пользователя была возможность перехода в любой другой раздел или литературный источник. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета. Принцип ветвления позволяет регулярно повторять пройденный материал, при этом процесс запоминания основывается на возникновении взаимосвязи между процессом и объектом, между пройденным и новым материалом. Необходимо помнить о словаре терминов — глоссарии. В электронных пособиях это не просто список терминов и их разъяснение, даваемое в конце электронного учебного пособия — это своеобразная динамическая система справки. Пользователь должен иметь возможность, встретив в тексте незнакомый или малопонятный термин, тут же обратиться к его толкованию. Наилучшим образом такая система может быть реализована с помощью гиперссылок. 7. Принцип регулирования: учащийся самостоятельно управляет сменой кадров. Не следует забывать, что пользователь должен чувствовать себя при работе с электронным учебным пособием комфортно. Для этого необходимо реализовать на каждой странице пособия всевозможные подсказки, стрелки и другие элементы управления, т.е. реализовать интуитивно понятный интерфейс. 8. Принцип адаптивности: электронное учебное пособие должно допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учёбы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала и его прикладную направленность в зависимости от будущей профессии, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительные иллюстративные материалы, представлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных учащимся решений задач. 9. Принцип собираемости: электронные учебные пособия должны быть реализованы в таким форматах, которые бы позволяли компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам.
|