Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 103
1. К ведению Государственной Думы относятся: А) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; Б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; В) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; Д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; Е) объявление амнистии; Ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. 1. Поскольку Конституция Российской Федерации предусматривает ответственность Правительства перед парламентом, решение вопросов о назначении Председателя Правительства и выражении недоверия Правительству (пункты «а» и «б») входит в компетенцию палаты общенародного представительства (так называемой нижней палаты), как и в других государствах, относящихся к парламентарным или к «полупрезидентским» республикам и имеющих двухпалатные парламенты. Председатель Центрального банка и Председатель Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека - это должностные лица, призванные исходить в своей деятельности из общегосударственных интересов и потому быть независимыми от субъектов Федерации. Это и предопределяет их назначение Государственной Думой (пункты «в», «г», «д»), а не Советом Федерации. Институт Уполномоченного по правам человека является для Российской Федерации новым. А в мировой практике он уже занимает важное место в системе органов, защищающих права личности. В разных странах он называется по-разному: омбудсмен, проведор, медиатор и т.д.; обобщающее, почти общепринятое наименование - «омбудсмен». Впервые такая должность была введена в 1809 году в Швеции и получила название «парламентский омбудсмен». Идея учреждения должности омбудсмена вскоре широко распространилась. В настоящее время в различных странах мира существует более 100 омбудсменов. В государственно-правовом смысле омбудсмен понимается как достойное доверия независимое лицо, уполномоченное парламентом на охрану прав граждан и осуществляющее опосредованный парламентский контроль за всеми государственными должностными лицами, но без права изменения принятых ими решений. Ведомство омбудсмена относится к высшим органам государства, не являясь в то же время ни органом законодательной власти, ни органом исполнительной власти, ни судебным органом. Важнейшая черта статуса омбудсмена - независимость. В большинстве стран он избирается парламентом и отчитывается только перед ним. Свои контрольные функции омбудсмен осуществляет по собственной инициативе, по требованию или по жалобам граждан. Главными в работе омбудсмена являются ее простые и понятные всем способы, доступность населению и бесплатность производства по делам. Правовой статус омбудсмена определяется конституцией или специальным актом парламента. Омбудсмен- обычно избирается парламентом на срок полномочий последнего. В большинстве стран мира омбудсмен в соответствии с концепцией разделения властей подчинен органу законодательной власти и считается ее вспомогательным инструментом. Широкие функции омбудсмена и их активная полезная деятельность определили высокий авторитет этого института и его признание общественностью. Основной метод работы омбудсмена - рассмотрение и проверка жалоб, поступающих от граждан. При их рассмотрении омбудсмен решает, идет ли речь о сугубо индивидуальной жалобе или она имеет общественное значение. Осуществляя свои обязанности по рассмотрению жалоб, омбудсмен обладает достаточно широкими полномочиями: может потребовать необходимые ему акты для проверки, знакомиться с документами, проводить проверочные действия, требовать объяснений от должностных лиц и граждан. Как посредник между гражданами и государственными органами омбудсмен не имеет права своей властью изменять решения административных органов. Конкретные формы реагирования омбудсмена на нарушения прав граждан весьма разнообразны: представления, рекомендации, обращения, жалобы в Конституционный Суд, возбуждение уголовных дел и т.д. Практикуются ежегодные доклады омбудсменов парламентам. Конституция Российской Федерации 1993 года ввела пост Уполномоченного по правам человека. Новый институт должен будет вписаться в уже действующую систему защиты прав и свобод человека и гражданина. Основные задачи Уполномоченного, его статус и порядок работы будут определены федеральным конституционным законом. По традиции, амнистию объявляет орган законодательной власти (см.комментарий к статье 71) и делает это в зарубежных странах парламент в целом или его палата общего представительства (а не палата представительства субъектов Федерации, т.е. не верхняя палата парламента). Это единственный случай, когда законодательный акт внешнего действия принимается одной палатой - Государственной Думой. Такое решение не нуждается в каком-либо утверждении. Президенту Российской Федерации этот нормативный акт, в отличие от законов, на подпись не представляется. Амнистия (с греческого буквально - «забвение»)- полное или частичное освобождение от ответственности (обычно от уголовной, но иногда и от административной и дисциплинарной) персонально не определенной группы лиц. Категория лиц, подпадающих под амнистию, устанавливается в каждом случае актом об этой амнистии и может очерчиваться различными способами. Чаще всего это делается путем указания на деяния, предусмотренные теми или иными статьями Уголовного кодекса либо иного закона, на возраст и пол лиц, привлекаемых к ответственности или отбывающих наказание (взыскание), на наличие у них инвалидности, малолетних детей и т.д. Нередко амнистия объявляется по случаю крупных исторических событий, государственных и международных праздников, но может и не быть связана с ними. В соответствии с актом об амнистии наступают такие последствия: если по материалам о преступлении или ином правонарушении дело еще не возбуждено, то оно и не возбуждается; если дело было возбуждено, то оно прекращается производством; если лицо уже осуждено и отбывает наказание, то оно освобождается от дальнейшего его отбывания или ему сокращается срок наказания; однако если обвиняемый, подпадающий под амнистию, настаивает на рассмотрении его дела судом (чтобы добиться оправдательного приговора), то дело не может быть прекращено и судебное разбирательство по нему продолжается, но если потом суд установит виновность такого лица, дело все равно тут же прекращается. Под амнистии, таким образом, подпадают как лица, совершившие преступления, или иные правонарушения, так и лица, невиновность которых была бы установлена, если бы дела в отношении этих лиц не были прекращены производством на основании акта об амнистии. В отличие от амнистии помилование имеет всегда строго персональный (именной) характер и касается только лиц, осужденных за совершение преступлений. Помилование означает освобождение от наказания и может предусматривать также снятие судимости. Помилование производится, как правило, по ходатайству осужденного, его адвоката или близких родственников (бывали помилования и по ходатайствам учреждений и предприятий). Осуществление помилования относится к компетенции Президента Российской Федерации (см.комментарий к статье 89). Государственная Дума приняла 23 февраля 1994 г. постановления «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» и «Об объявлении политической и экономической амнистии», а затем, 25 марта, - постановление о некоторых вопросах применения первых двух постановлений, которое содержало несколько дополнительных и уточняющих правовых норм. В связи с принятием новой Конституции Российской Федерации были, например, амнистированы ранее осужденные женщины; мужчины старше 60 лет; инвалиды I и II групп; несовершеннолетние мужского пола, осужденные к лишению свободы на срок до 5 лет (включительно) и отбывшие не менее одной трети срока наказания, и ряд других лиц. Было решено, также прекратить производством все следственные дела определенных в постановлении категорий лиц. Одновременно был приведен перечень преступлений (со ссылками на статьи УК РСФСР), на которые данное постановление не распространялось. Второе из упомянутых постановлений было принято, как сказано в его преамбуле, «в целях национального примирения, достижения гражданского мира и согласия». Под это постановление подпали, в частности, все уголовные дела, находившиеся в производстве следователей, и дела, не рассмотренные судами, в отношении лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по событиям 19-21 августа 1991 г., связанные с созданием ГКЧП, по факту столкновения демонстрантов и работников органов внутренних дел 1 мая 1993 г. в Москве, за участие в событиях 21 сентября- 4 октября 1993 г. в Москве, связанные с Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 1400, «независимо от квалификации действий по статьям Уголовного кодекса РСФСР», и ряда других лиц. В этом постановлении говорилось и об амнистии лиц, совершивших хозяйственные преступления. Согласно пункту «ж» комментируемой статьи, с учетом мировой практики конституционализма палата общего представительства лишь возбуждает вопрос об импичменте Президента, а окончательное решение по данному вопросу принимает верхняя палата - в США, например, Сенат, у нас - Совет Федерации (см.комментарий к статье 93). 2. Часть вторая комментируемой статьи означает, что компетенция данной палаты, как и Совета Федерации, исчерпывающим образом определяется только Конституцией, т.е. не может расширяться текущим законодательством. 3. Порядок принятия постановлений Государственной Думой идентичен тому, который установлен применительно к постановлениям Совета Федерации. Однако для принятия решений по некоторым вопросам требуется иное, чем в другой палате, число голосов (см.комментарий к статьям 135-137).
|