Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Е) войны и мира.
Статья определяет, какие федеральные законы, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Перечень, содержащийся в статье, относительно невелик. Однако он охватывает вопросы чрезвычайной важности. Эти вопросы условно можно разбить на три группы: группа вопросов бюджетного характера; группа вопросов, связанных с проблемой ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; группа вопросов, связанных с безопасностью государства. Совет Федерации обязательно рассматривает в группе вопросов бюджетного характера законы, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии. По смыслу статьи рассмотрению в Совете Федерации подлежат все законы, серьезно затрагивающие эти вопросы. Значит, обязательному рассмотрению подлежит не только закон о федеральном бюджете или закон о федеральных налогах, но все законы, в которых затрагиваются вопросы федерального бюджета и федеральных налогов. Таковыми, например, могли бы быть законы о порядке подготовки и составления федерального бюджета и установлении порядка взимания федеральных налогов. Вторая группа вопросов, как уже указывалось, охватывает проблему, связанную с ратификацией и денонсацией международных договоров Российской Федерации. Ратификация, т.е. утверждение международного договора, и ранее была важной функцией парламента. Ныне ее значение еще более возросло, поскольку «международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы» (часть четвертая статьи 15 Конституции), и, более того, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Отсюда обязательно особое внимание к ратификации со стороны обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации. Подлежащие ратификации международные договоры вносятся в Государственную Думу Президентом или Правительством (в зависимости от того, кем было принято решение о подписании договора) вместе с проектом закона о ратификации. В обеих палатах закон о ратификации принимается большинством от общего числа депутатов. Денонсация, т.е. односторонний правомерный отказ от международного договора (его расторжение), производится палатами Федерального Собрания лишь в отношении тех договоров, которые были ими ратифицированы, что юридически может рассматриваться как отмена закона о ратификации. Процедура денонсации должна соответствовать процедуре ратификации. Речь, как правило, идет о непростом политическом акте. Третью группу законов, подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, составляют законы по вопросам статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, а также по проблемам войны и мира. Очевидно, сюда могут быть отнесены многие законы, в которых затрагиваются вопросы внешней политики, включая участие Российской Федерации в межгосударственных объединениях, а также вопросы передачи ею части своих полномочий этим объединениям. Регламентом Совета Федерации к перечню статьи 106 сделано добавление, согласно которому обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат законы по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это - добавление конституционного уровня. Однако оно логически вытекает из предназначения палаты как представительства субъектов Федерации в сочетании со статьей 72 Конституции (см.комментарий к ней).
|