Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 108
1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. 1. Статья вводит новую для российской правовой системы категорию - «федеральный конституционный закон». Это закон особой важности. Его юридическая сила, разумеется, меньше, чем у Конституции, но выше, чем у просто федерального закона. Согласно части третьей статьи 76 Конституции, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Такие особо значимые законы в теории конституционного права получили название органических. В одних конституциях (например, Франции) прямо указывается, какие органические законы должны быть приняты; в других (например, Испании) обозначен круг общественных отношений, правовая регламентация которых возможна лишь органическими законами. Особая значимость органических законов обусловливает особые условия их принятия (квалифицированное большинство или предварительное одобрение органами конституционного контроля). Конституция Российской Федерации предусматривает принятие ряда федеральных конституционных законов, в том числе по следующим вопросам: основания и порядок введения чрезвычайного положения на территории России и в ее отдельных местностях и установление возможных ограничений основных прав и свобод в условиях чрезвычайного положения (статья 56); порядок образования нового субъекта Федерации (часть вторая статьи 65) или изменения статуса субъекта Федерации (часть пятая статьи 66); описание и порядок использования флага, герба и гимна Российской Федерации (часть первая статьи 70); назначение референдума (пункт «в» статьи 84); порядок деятельности Правительства Российской Федерации (часть вторая статьи 114); судебная система России (часть третья статьи 118); полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации; порядок внесения конституционных поправок (часть вторая статьи 135, статья 137). Как видно из приведенного перечня, федеральные конституционные законы принимаются лишь по вопросам, отнесенным к ведению Федерации. Указание в Конституции на необходимость издания федерального конституционного закона не исключает того, что в других своих нормах она предусматривает принятие обыкновенных законов на федеральном уровне. 2. Для принятия федерального конституционного закона необходимо квалифицированное большинство в каждой из палат Федерального Собрания. В Государственной Думе это квалифицированное большинство должно составить не менее двух третей от общего числа ее депутатов. В Совете Федерации, куда поступает принятый Государственной Думой законопроект, он должен быть одобрен не менее чем тремя четвертями голосов от общего числа его членов. Таким образом, прохождение федерального конституционного закона в верхней палате усложнено в сравнении не только с порядком принятия простого федерального закона, но и с порядком принятия федерального конституционного закона нижней палатой - Государственной Думой. В отличие от статьи 107 (часть третья), которая предоставляет Президенту России возможность вернуть на новое рассмотрение поступивший к нему на подпись закон (право вето), часть вторая статьи 108 о такой возможности Президента в отношении федерального конституционного закона не говорит. Такое решение логично, поскольку для преодоления вето Президента Федеральному Собранию требуется менее сложное квалифицированное большинство голосов, чем для принятия федерального конституционного закона. В то же время отсутствие права вето не означает, что в случае обнаружения в переданном на подпись федеральном конституционном законе несоответствия конституционным нормам Президент России не вправе обратиться к палатам Федерального Собрания с предложением вновь вернуться к спорным вопросам. Но юридической силой вето такое обращение не обладает.
|