Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.






1. Комментируемая статья содержит открытый (т.е. неисчерпывающий) перечень полномочий федерального Правительства в таких основных сферах жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, обеспечение законности, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность. Таким образом, Правительство выступает в качестве органа общей компетенции, ибо ему поручено руководство практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной и административно-политической сфер, относящимися к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.

Пункты «а» и «б» части первой статьи 114 регулируют основные направления деятельности Правительства в сфере экономики и финансов. На Правительство возложены разработка и организация исполнения федерального бюджета и представление бюджета и отчета о его исполнении на рассмотрение Государственной Думе. Порядок составления бюджета, источники формирования его доходной части, и основные направления бюджетных расходов определяются в соответствии с бюджетным, налоговым и иным законодательством Российской Федерации, с учетом взаимоотношений Федерации и ее субъектов и утвержденных в установленном порядке федеральных программ экономического и социального развития. Правительство обеспечивает составление прогнозов экономического и социального развития России для выбора наиболее рациональных путей и механизмов влияния на развитие рыночной экономики, осуществление экономических реформ. На заседаниях Правительства периодически рассматриваются вопросы подготовки и исполнения федерального бюджета, а также формирования и использования государственных внебюджетных фондов, находящихся в его ведении. Оно систематически рассматривает и проекты программ экономического и социального развития как России в целом, так и ее регионов. Разработку предложений и проектов решений, выносимых на рассмотрение Правительства, обеспечивают Министерство финансов, Министерство экономики и другие федеральные органы, к ведению которых отнесены соответствующие вопросы.

Обеспечение суверенитета Российской Федерации, единства экономического пространства, создание условий для достойной жизни и свободного развития человека обусловливают обязанность Правительства Российской Федерации, возглавляющего всю систему исполнительной власти, проводить единую в масштабе России финансовую, кредитную и денежную политику (пункт «б» части первой комментируемой статьи). Правительство призвано реализовывать положения и требования Конституции и федеральных законов, указов Президента России по вопросам финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, инвестирования отраслей хозяйства и т.д.

На заседаниях Правительства рассматриваются также предложения об объеме выпуска государственных ценных бумаг и об увеличении государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, об установлении или изменении ставок налогообложения, принимаются решения о представлении Президенту проектов указов по вопросам финансовой и налоговой политики, о внесении законопроектов в Государственную Думу. Рабочие документы для Правительства в данном случае подготавливают Министерство финансов, Центральный банк России, Министерство экономики и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Правительство принимает решения, касающиеся работы указанных органов, порядка финансирования и кредитования различных отраслей хозяйства и крупных предприятий и строек. При проведении экономической и финансовой политики оно учитывает необходимость обеспечения условий для свободного предпринимательства, охраны здоровья и труда людей, социальной ориентированности экономики, всемерного развития производства, рационального использования земли и других природных ресурсов.

На Правительство возложено проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии (пункт «в» части первой данной статьи). В этих целях Правительство осуществляет исполнение соответствующих статей федерального бюджета, контролирует реализацию государственных программ поддержки культуры, науки и образования. Оно координирует работу отраслевых федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, образования, культуры и здравоохранения, утверждает Положения об этих органах, определяет их обязанности и права. Правительство принимает меры, обеспечивающие социальную защищенность граждан, их право на труд, на охрану здоровья и окружающей среды, разрабатывает основные направления социальной политики государства и социальной защищенности населения, в том числе принимает меры по поддержке наименее социально защищенных групп населения - инвалидов, престарелых и т.д. Правительство координирует также работу нижестоящих органов исполнительной власти, касающуюся совместного проведения природоохранных мероприятий и реализации экологических программ федерального и международного значения; принимает меры по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий.

Конституция возлагает на Правительство осуществление управления федеральной собственностью как одного из основных источников экономического и финансового благополучия общества (пункт «г» части первой комментируемой статьи). Разграничение федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и муниципальной собственности проводится на основе законодательства Российской Федерации и указов Президента. Правительство решает основные вопросы управления государственными промышленными предприятиями, предприятиями топливно-энергетического комплекса, связи, транспорта и др. В ведении Правительства для оперативного решения вопросов управления государственными предприятиями и организациями, разработки прогнозов и планов развития отраслей производства находятся также федеральные министерства, такие, как топлива и энергетики, сельского хозяйства и продовольствия, транспорта, связи, путей сообщения, по атомной энергии, и, кроме того, федеральные государственные комитеты и комитеты Российской Федерации по промышленной политике, по оборонным отраслям промышленности, по металлургии, по машиностроению, по химической и нефтехимической промышленности, по драгоценным металлам и камням, по земельным ресурсам и землеустройству, по геологии и использованию недр, по рыболовству, по водному хозяйству. Общее управление федеральной собственностью возложено на Государственный комитет по управлению государственным имуществом. Правительство повседневно занимается решением вопросов, связанных с рациональным использованием объектов федеральной собственности, их акционированием, передачей тех или иных объектов в собственность трудовых коллективов. Регулярно рассматриваются проекты программ приватизации объектов государственной собственности и предложения об основных направлениях использования средств, полученных от приватизации. Значительное внимание Правительство уделяет проблемам военно-промышленного комплекса и конверсии оборонной промышленности.

Одна из важнейших задач Правительства - осуществление мер, обеспечивающих оборону страны, государственную безопасность и реализацию внешней политики Российской Федерации (пункт «д» части первой комментируемой статьи). Оно осуществляет конкретные мероприятия по воплощению в жизнь военной доктрины, утверждаемой Президентом, и реализации внешней политики России, руководство которой возложено на Президента (см.комментарии к ст.83 и ст.86). Опираясь на Министерство обороны, Правительство в связи с этим разрабатывает и нормативно закрепляет программы развития Вооруженных Сил и оборонной техники, обеспечения армии всеми необходимыми видами довольствия, строительства военных городков и т.п. По предложениям Министерства иностранных дел и Министерства внешних экономических связей Правительство заключает межправительственные соглашения, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации. В сфере внешнеэкономической деятельности оно осуществляет в пределах своей компетенции регулирование экспорта и импорта, регламентирует выдачу лицензий на экспорт сырьевых ресурсов, определяет таможенные пошлины и тарифы, контролирует деятельность соответствующих федеральных органов управления. В ведении Правительства находятся Федеральная служба по валютному и экспортному контролю, Государственный таможенный комитет. Руководствуясь федеральным бюджетом, Правительство обеспечивает финансирование и кредитование мероприятий по укреплению обороноспособности страны и в сфере внешнеэкономической деятельности, определяет общую численность аппарата и объем средств, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, призванным обеспечивать государственную безопасность, в том числе Службе внешней разведки, Федеральной службе контрразведки, Федеральной пограничной службе.

Правительство Российской Федерации осуществляет меры, обеспечивающие законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью (пункт «е» части первой комментируемой статьи). Одна из его главных задач - создать финансовую и материально-техническую базу для нормальной и эффективной деятельности судов и правоохранительных органов, прежде всего прокуратуры, юстиции, внутренних дел. Министр юстиции и Министр внутренних дел Российской Федерации являются по должности членами Правительства. Их отчеты о состоянии законности в стране и борьбе с преступностью Правительство периодически заслушивает на своих заседаниях. В то же время оно заботится о своевременном финансировании правоохранительных органов и социальном обеспечении их сотрудников, руководствуясь законами и указами Президента Российской Федерации.

В рассматриваемой статье прямо указывается на осуществление Правительством и иных полномочий, возложенных на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации (п.«ж» ч.1 ст.114).

2. Часть вторая комментируемой статьи предопределяет необходимость принятия федерального конституционного закона, который должен установить порядок деятельности Правительства Российской Федерации. Пока подобного закона нет. В настоящий момент действует (в части, не противоречащей Конституции) Закон Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. «О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации». В нем имеется раздел VI об организации и порядке деятельности Правительства. Там перечислены вопросы, решения по которым могут быть приняты только коллегиально на заседании Правительства, определены периодичность заседаний (не менее одного раза в квартал), порядок голосования (большинством членов Правительства).

Закон предусматривает также функционирование постоянного органа Правительства - Президиума в составе Председателя Правительства, его заместителей и ряда министров: финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, Председателя 1осударственного комитета по управлению государственным имуществом и Руководителя Аппарата Правительства. В настоящее время, когда численный состав Правительства сокращен (по состоянию на 7 февраля 1994 г. в нем было менее 30 членов), имеется возможность регулярно проводить заседания Правительства с участием всех его членов (напомним, это глава Правительства, его заместители и федеральные министры), что в свою очередь позволит более эффективно решать все вопросы и оперативно обеспечивать координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Правительство имеет ряд координационных и консультативных органов, создаваемых по проблемам, имеющим общегосударственное значение (правительственные комиссии и правительственные советы). Эти органы возглавляются, как правило, заместителями Председателя Правительства. Создан целый ряд комиссий, например, в качестве постоянных органов функционируют Комиссия по оперативным вопросам, Правительственная комиссия по вопросам кредитной политики. В январе 1994 года Правительство утвердило в новой редакции Положение о Комиссии по оперативным вопросам и ее состав. В качестве основных задач Комиссии названы рассмотрение вопросов, связанных со структурной перестройкой промышленности, выработкой и реализацией мер, обеспечивающих устойчивую и эффективную работу предприятий, рациональное использование сырьевых ресурсов, повышение надежности и безопасности работы транспорта и др.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал