![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прибыль и ее виды
Прибыль – это вознаграждение за предпринимательскую деятельность. Различают следующие виды прибыли: 1) прибыль от реализации продукции; 2) прибыль от прочей реализации; 3) внереализационная прибыль; 4) валовая прибыль; 5) налогооблагаемая прибыль; 6) чистая прибыль. Прибыль от реализации продукции (Пр) равна разнице между выручкой от реализации продукции, акцизом, НДС и себестоимостью продукции.
Пр = Выручка – Акциз – НДС – Себестоимость
Выручка от реализации продукции определяется произведением цены продукции на количество продукции. Прибыль от прочей реализации (Ппроч.)– это прибыль от реализации основных фондов и другого имущества предприятия, отходов, нематериальных активов.
Ппроч. = Цпродажи имущества – Цостаточная стоимость имущества
Внереализационная прибыль (Пвнереал.) равна разнице между доходами и расходами от внереализационных операций. Доходы от внереализационных операций включают доходы от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям, процентам по облигациям, доходы от сдачи имущества в аренду, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий хозяйственных договоров, доходы от возмещения причиненных убытков, прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году. Расходы на внереализационные операции включают затраты по аннулированным производственным заказам, затраты на производство, не давшее продукции, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, потери от уценки производственных запасов и готовой продукции, убытки по операциям с тарой, судебные издержки и арбитражные расходы, штрафы, пени, неустойки, расходы по возмещению причиненных убытков, убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, потери от стихийных бедствий, отрицательные курсовые разницы по валютным счетам. Валовая прибыль равна сумме прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации и внереализационной прибыли.
Пваловая = Пр + Ппроч. + Пвнереал.
Налогооблагаемая прибыль определяется как разность между валовой прибылью и льготами по налогу на прибыль.
Пналогооблагаемая = Пваловая - Льготы по налогу на прибыль
Льготы по налогу на прибыль: 1) прибыль, направленная на техперевооружение производства; 2) прибыль, направленная на природоохранные мероприятия в размере 30% от капитальных вложений; 3) затраты предприятия на содержание социально-культурной сферы, находящейся на его балансе; 4) взносы на благотворительные цели, в экологические и оздоровительные фонды (не более 3% налогооблагаемой прибыли). 5) дополнительные льготы для малых предприятий с численностью до 100 чел.: а) исключается прибыль, направленная на строительство, реконструкцию; б) в первые два года не уплачивается налог на прибыль предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, производству стройматериалов. Чистая прибыль (Пчистая) равна разнице между налогооблагаемой прибылью и налогом на прибыль.
Пчистая = Пналогооблагаемая – Налог на прибыль
Ставка налога на прибыль с 2009 г. составляет 20%. Тема 8. Планирование на предприятии 8.1 Сущность, принципы планирования и система планов предприятия 8.2 Разработка стратегии предприятия
8.1 Сущность, принципы планирования и система планов предприятия Планирование – это установление целей на определенную перспективу, анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Принципы планирования: 1) непрерывность. Он заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно и планы должны непрерывно сменять друг друга. 2) гибкость. Он состоит в способности планирования менять свою направленность в случае возникновения непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться таким образом, чтобы в них можно было вносить изменения. 3) точность. Он означает, что планы должны быть конкретизированы, особенно краткосрочные планы. Система планов предприятия отражается в стратегическом планировании, которое обобщает все виды плановой деятельности на предприятии, включая долгосрочное, тактическое и функциональное планирование. Главное, чтобы все управленческие решения были направлены на реализацию стратегии. На современном предприятии должны разрабатываться следующие виды планов. 1. Стратегические планы: o от одного года до пяти лет с перспективами совершенствования производства, новыми технологиями, выпуском новой продукции; o основные направления деятельности на 10- 15 лет. 2. Текущие планы на 1 год. 3. Оперативные планы от 1 смены до 1 месяца. Стратегический план включает следующие разделы: Ø миссия и цели предприятия Ø анализ состояния и перспектив развития внешней среды Ø Ааализ состояния и прогноз развития конкуренции Ø анализ сильных и слабых сторон предприятия Ø мероприятия для реализации функциональных стратегий Ø ресурсы, необходимые для реализации стратегий. Ø основные этапы реализации стратегии Ø оценка стратегического плана. Текущий (годовой) план. Он разрабатывается в полном соответствии со стратегическим планом и служит инструментом реализации стратегического плана. Он включает следующие разделы: 1) экономическая эффективность производства; 2) нормы и нормативы; 3) производство и реализация продукции; 4) материально-техническое обеспечение производства; 5) персонал и оплата труда; 6) издержки производства, прибыль и рентабельность; 7) инновации; 8) инвестиции и капитальное строительство; 9) охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; 10) социальное развитие коллектива предприятия; 11) фонды социального назначения; 12) финансовый план. Оперативный план. Он направлен на строгое и четкое по времени выполнения запланированных работ и включает в себя оперативно- календарные планы, то есть графики запуска- выпуска деталей, сменно- суточные задания на уровне цехов, участков, рабочих мест. Оперативное планирование осуществляется для цеха на 1 месяц, для участка, рабочего места - от недели до смены. 8.2 Разработка стратегии предприятия Под стратегией предприятия понимается разработка организационно-экономических мероприятий, нашедших конкретное выражение в годовых и перспективных планах, необходимых для достижения поставленных целей. Четко разработанная стратегия обеспечивает организации гибкость в управлении, способность и умение быстро перестраиваться, не упустить новые возможности, открываемые рынком и нововведениями, видеть перспективы развития. Стратегическое управление включает следующие основные этапы. 1 этап. Анализ внешней и внутренней среды предприятия. Это начальный этап в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии развития. Стратегический анализ проводится на основе системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на деятельность организации и определяющие весь процесс стратегического управления. Результатом проведенного анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. 2 этап. Выбор стратегии развития. На этом этапе на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяются позиция предприятия на рынке, стратегические задачи и способы их решения. Мероприятия по выбору стратегии должны проводиться с учетом целей, с увязкой по ресурсам и времени, эффективно сочетаться. Процесс выбора стратегии состоит из следующих этапов: 1) разработки стратегий, позволяющих достичь поставленных целей; при этом желательно предложить и разработать как можно больше альтернативных стратегий; 2) доработки стратегий до уровня адекватности целям развития предприятия и формирования общей стратегии; 3) корректировки общей стратегии и разработки отдельных поддерживающих стратегий.2 Выделяют четыре базовые стратегии. 1. Стратегия ограниченного роста. Цели развития данного вида стратегии устанавливаются «от достигнутого» и корректируются в соответствии с изменяющимися условиями. Это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действий. Его выбирают предприятия в сложившихся сферах деятельности со стабильной технологией. 2. Стратегия роста. Она характеризуется динамичным уровнем развития с быстро меняющейся технологией. Этой стратегии придерживаются предприятия, стремящиеся к высоким темпам экономического роста. Такая стратегия включает в себя: ü Стратегию концентрированного роста (усиление позиции на рынке, развитие рынка, развитие продукта); ü Стратегию интегрированного роста (приобретение собственности; внутреннее расширение) ü Стратегию диверсифицированного роста (производство новых продуктов). 3. Стратегия сокращения. Это целенаправленное и сбалансированное сокращение данного бизнеса в связи с изменениями на рынке, в экономике в целом. В рамках данной стратегии имеется несколько вариантов: ликвидация, отсечение лишнего, сокращение и переориентация. 4. Комбинированная стратегия. Это целесообразное сочетание всех рассмотренных выше базовых стратегий. Данной стратегии придерживаются, как правило, крупные предприятия, функционирующие в нескольких отраслях. Существует несколько методических подходов к планированию стратегических альтернатив и выбору стратегии: матрица возможностей по товарам/рынкам; матрица Бостонской консультативной группы – метод оценки позиции организации на рынке и др. 3 этап. Выполнение стратегии. На данном этапе стратегическое управление смещается в сторону практических мероприятий – распределения работ, ответственности за составление планов, графиков, способов выполнения работ. На этом этапе корректируется организационная структура управления, система принятия решений, должностные инструкции. 4 этап. Контроль и оценка выполнения стратегии. Процедура контроля обеспечивает обратную связь в процессе реализации стратегии. Основными задачами контроля являются: ü обеспечение своевременной и необходимой информации по выполнению выбранной стратегии; ü установление системы показателей, по которым осуществляется стратегический контроль; ü своевременный анализ отклонений и их причины; ü введение соответствующих корректив при отклонениях в процессе реализации стратегии.
|