Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бхагавадгита≫ в контексте индусской традиции 3 страница
С самого начала Арджуна видит в Кришне учителя, наставника —но не в науке воевать, а в науке понимать —понимать те основания (принципы), которые должны определять человеческую жизнь. Далее следует ремарка Санджаи: Ему сказал Кришна, будто улыбаясь, между двух армий, опечаленному, такие слова (II. 10). Это ≪ будто улыбаясь≫ (prahasann iva) можно, конечно, счесть рутинной ≪ эпической формулой≫, вставленной здесь просто для заполнения места в строке64. Но данная ≪ формула≫ встречается в ≪ Гите≫ здесь в первый и последний раз. Не означает ли она, что последующая —первая, как бы начальная —проповедь Кришны (II. 11—3) действительно говорится с некоторой ≪ улыбкой≫, т. е. как бы не вполне всерьез: может быть, более серьезно, чем самые первые призывы отбросить трусость (II. 2—), но все-таки не столь же всерьез, как откровения в дальнейших главах? Так или иначе, Кришна произносит длинную речь (II. 11—3), в которой можно выделить несколько смысловых блоков. ≪ Ты печалишься о том, о чем не должно печалиться≫, —говорит Кришна (II. И). Убить можно лишь то, что и без того, само по себе смертно, обречено на гибель. А то, что обладает истинным бытием, —неуничтожимо. Бытие и небытие —две совершенно различные ≪ вещи≫: У небытия нет бытия, у бытия нет небытия: различие между этими двумя видят видящие истину (II. 16). Применительно к человеку, к людям это означает различие между смертным телом и тем, что в человеке есть помимо тела и что, в отличие от тела, бессмертно: Подобно тому, как тело обладающего телом [обретает сначала] детство, [потом] зрелость, [потом] старость, так [происходит и последовательное] обретение других тел — мудрые в этом не заблуждаются (II. 13). Об ≪ эпических формулах≫ в ≪ Махабхарате≫ см.: Гринцер 1974: 32—5. Подобно тому, как, сбрасывая ветшающие одежды, новые, другие человек надевает, так и ветшающие тела сбрасывая, воплощающийся обретает другие, новые (II. 22). Подобные представления о метемпсихозе (перевоплощении душ) вряд ли были откровением для Арджуны, поскольку в ≪ Махабхарате≫ это своего рода ≪ общее место≫, идеи расхожие и общепринятые (правда, выраженные здесь особенно поэтично). Но, может быть, больше умственных усилий от Арджуны потребовало другое утверждение Кришны: Знай: неуничтожимо то, чем все это проникнуто. Уничтожение того неизменного никто совершить не может65 (II. 17). Эта строфа перекликается с ведийскими текстами: от упанишад до гимнов ≪ Ригведы≫. ≪ Все это≫ (sarvam idam) —характерное для ведийской сло- весности обозначение мира (бытия) в целом, ≪ всего, что есть≫ 66. В самой ≪ Гите≫ полустишие ≪ чем все это проникнуто≫ (yena sarvam idam tatam) — это, можно сказать, своего рода ≪ формула≫, но уже не ≪ эпическая≫, а ≪ формула мысли≫. В тексте поэмы эта ≪ формула≫ повторяется дословно еще в двух строфах (VIII. 22; XVIII. 46) и несколько раз употребляются сходные выражения (о чем речь еще пойдет далее). В строфе II. 17, в контексте данного отрывка, ≪ формула≫ ≪ то, чем все это проникнуто≫ может быть воспринята как описание неуничтожимой сущности человека, переходящей от рождения к рождению из тела в тело. И такое понимание верно —но не полно. В общем контексте ≪ Гиты≫ эта ≪ формула≫ означает еще и неизменную (и непостижимую) суть и сущность всего бытия в целом, то, что ≪ Гита≫ позже называет словом Брахман (взятым из упанишад) и что оказывается тождественным самому Кришне67. Но об этом —далее. 65 Или в чуть более свободном, но зато вполне изосиллабическом переводе: ≪ Знай: неуничтожимо то, / чем все это проникнуто. / Уничтоженье вечного / никто не в силах совершить≫. * 66 См., напр., начало ≪ Иша-упанишады≫: ≪ Господом объято это все...≫ (Tsavasyam idam sarvam...), а также строки из знаменитого гимна Пуруше в ≪ Ригведе≫: Ведь Пуруша (есть) это все, Purusa evedam sarvam что было и что будет... yad bhutam yac ca bhavyam... 67 См. строфу IX. 4: ≪ Мною проникнут этот весь / мир...≫ (Maya tatam idam sarvam / jagad...). Пока же Кришна продолжает ≪ дискурс≫ о человеке: Конечны эти тела вечного воплощающегося, который неуничтожим и непостижим68 — поэтому69 сражайся, о Арджуна! (И. 18). Затем идет знаменитая строфа: Тот, кто считает его70 убивающим, и тот, кто мнит его убитым, оба они не понимают: он ни убивает, ни убиваем (II. 19). Вслед за доводами ≪ онтологическими≫ Кришна довольно неожиданно обращается к доводам, которые можно назвать ≪ социальными≫ или ≪ социально-психологическими≫. Арджуна, как мы помним, просил Кришну объяснить ему, что есть дхарма. Кришна же предпочитает говорить не о дхарме вообще, а о дхарме кшатрия, т. е. воина. Кришна говорит Арджуне: Осознав свою дхарму, ты не должен колебаться: ведь лучше, чем праведная71 война, для кшатрия нет ничего (II. 31). Если же ты эту праведную (≪ дхармичную≫) битву не поведешь, ты, и свою дхарму, и славу потеряв, навлечешь на себя зло (II. 33). Уделив еще три строфы теме бесславия и позора, которые ожидают Арджуну в случае уклонения от битвы, Кришна заключает: Убитый —обретешь небо, победивший —насладишься [властью над] землею; поэтому вставай, о сын Кунти, решившись на битву (II. 37). 6 8 Или: ≪ неизмерим≫ (аргатеуа). 6 9 Логика этого ≪ поэтому≫ нередко вызывала критику у западных исследователей ≪ Гиты≫. Так, напр., М. Винтерниц писал: ≪ Нет такого убийства или такого насилия, которое нельзя было бы оправдать столь жалкой софистикой. Поразительно, как это- го не понимают благочестивые читатели " Гиты" ≫ (Wintemitz 1977: 429, примеч. 1). 7 0 Т. е. ≪ вечного воплощающегося≫ (II. 18). 71 Букв, ≪ дхармичная≫ (dharmya). В следующих двух строфах опять происходит смена темы —характерным для ≪ Гиты≫ не логическим, а ≪ ассоциативным≫ способом. Строфа П. 38 подхватывает призыв ≪ вставай... на битву≫, но присоединяет к нему другой ≪ мотив≫, важный для дальнейшего: ≪ мотив≫ отрешенного приятия любых проявлений бытия: Равно принимая удовольствия и страдания, обретения и потери, победы и поражения, впрягайся в битву (yuddhaya yujyasva) — так ты не навлечешь на себя зло72 (II. 38). Эта строфа примечательна помимо прочего тем, что в ней впервые в ≪ Гите≫ появляется форма от глагольного корня yuj, одного из самых употребительных корней в поэме. Как справедливо заметил Р. Зэнер, слова, производные от этого корня, можно назвать ключевыми словами ≪ Гиты≫ 73. Самое известное из этих слов, уже вошедшее в русский язык, —это, разумеется, слово yoga. Однако знакомство русского читателя с этим словом может скорее помешать, чем помочь пониманию ≪ Гиты≫. У большинства современных русских со словом йога связаны представления о неких экзотических манипуляциях с человеческим телом. Некоторые читатели, может быть, знают и об индийской философской школе под названием йога. Оба эти значения слова yoga можно найти и в ≪ Гите≫, но в поэме они отнюдь не главные, скорее второстепенные. Вообще санскритский корень yuj значит прежде всего ≪ соединять≫, ≪ сочетать≫, ≪ сопрягать≫, ≪ запрягать≫ (например, лошадей), затем ≪ задействовать≫, ≪ использовать≫, ≪ снаряжать≫, ≪ (об)устраивать≫ и т. д. Слово yoga в санскрите весьма многозначно. Это и ≪ сочетание≫, ≪ соединение≫, и ≪ запрягание≫ (например, лошадей), и сама ≪ упряжь≫ 74 или ≪ упряжка≫, и вообще ≪ снаряжение≫ в разных смыслах этого слова, ≪ использование≫, ≪ задействование≫, ≪ обустраивание≫; ≪ способ≫, ≪ метод≫, ≪ средство≫, ≪ путь≫ какого-либо действия и само ≪ действие≫, ≪ усилие≫, ≪ деятельность≫. В тексте ≪ Гиты≫ широко используется и обыгрывается многозначность слова yoga, но, чтобы не потеряться во всем этом изощренном многообразии, можно, вслед за И. ван Бёйтененом73, исходить из того, что чаще всего и прежде всего слово yoga в ≪ Гите≫ 72 Последние слова последнего полустишия —такие же, как в конце строфы II. 33 (см. выше). Подобные повторы-переклички очень характерны для ≪ Гиты≫. " См.: Bhagavad Glta 1969: 138. 74 Санскритскому слову yoga этимологически родственны английское yoke и русское иго (первоначальное значение —≪ ярмо≫, т. е. средство запрягать рабочий скот). " См.: Buitenenl 981: 162. означает вообще ≪ упорное и целенаправленное усилие (деяние)≫, а в частности —деяние ≪ без заинтересованности в плодах≫ (как идеал любого деяния —см. далее). Впервые слово yoga появляется в строфе П. 39, где оно может быть переведено просто как ≪ деятельность≫, ≪ практика≫. Подводя предварительный итог уже сказанному, Кришна говорит Арджуне: Таково понимание (объяснение) в плане размышления (теории); теперь же выслушай [объяснение] в плане деятельности (практики —yoge); Оснащенный таким пониманием, о Арджуна, ты отбросишь путы деяний76 (II. 39). Но прежде чем перейти к позитивному изложению своих взглядов на ≪ деятельность≫ и ≪ деяния≫, Кришна посвящает несколько строф (П. 42—6) ≪ критике≫ тех, кто привержен ведийскому ритуализму {veda-vada-ratah). Стоит привести последнюю строфу из этого ряда: Сколь пользы в колодце (бассейне? пруде?)77, когда кругом —вода в изобилье, столь же [пользы] во всех Ведах для брахмана, обладающего знанием78 (II. 46). Затем строфы П. 47—3 посвящены собственно теме ≪ деяний≫. Первая строфа этого ряда —одна из самых известных строф поэмы: 76 Karma-bandham —можно, конечно, перевести и как ≪ путы (узы) кармы≫ (ср.: Семенцов 1985: 153). Но санскритское слово karma(n), очень часто используемое в ≪ Гите≫, значит прежде всего ≪ дело≫, ≪ деяние≫, ≪ поступок≫ и т. д. и лишь вследствие этого значения —также и ту ≪ впутанность в бытие≫, которую (согласно индийским представлениям) влекут за собой человеческие деяния (то, что европейцы назвали ≪ законом кармы≫). В ≪ Гите≫ слово karma(n) используется чаще всего, пожалуй, в своем первоначальном значении, хотя нередко (как и в случае с yoga), очевидно, обыгрывается многозначность этого слова. 77Санскритское слово uda-pana можно буквально перевести как ≪ водо-пой≫ (uda — ≪ вода≫, рапа —≪ питие≫). 78 Эта строфа (как и немало других строф ≪ Гиты≫) вызвала много разнотолков у исследователей. Но здесь достаточно отметить отсутствие безусловного пиетета перед Ведами и предпочтение им некоего ≪ (истинного) знания≫ —очевидно, того, которое можно найти в самой ≪ Гите≫. Ср., однако, пер. B.C. Семенцова: ≪ Если людям полезен колодец, / изобильно водою текущий, / то и в Ведах не меньше пользы / для разумного брахмана...≫ (Семенцов 1985: 154). Возможно, B.C. Семенцов ориентировался на какие-то индийские комментарии, стремившиеся сгладить антиведийские высказывания ≪ Гиты≫. Только на деяния (работу, труд) ты имеешь право, [но] на плоды [их] —никогда; да не будет у тебя мотивом (причиной) [деяний] [желание обрести] плоды [этих] деяний; но не будь и привязан к бездеятельности (II. 47). Это одна из формулировок той ≪ теории незаинтересованного действия≫, о которой часто говорят и пишут в связи с ≪ Гитой≫. Многие индийцы извлекали и извлекают из этих слов Кришны утешительную жизненную философию: человек должен трудиться, но не должен ожидать награды за свои труды; не получать вознаграждения за труд —вполне естественно. Впрочем, в самой ≪ Гите≫ речь идет не только об этом. Рассмотрим еще одну строфу из той же серии: Оснащенные пониманием (buddhi-yukta) мудрые, отвергнув плод(ы) деяний", от пут рождений80 освобожденные, к состоянию идут беспечальному81 (II. 51). В этой строфе выражена мысль, которую можно счесть одной из главных в ≪ Гите≫. Мысль эта —своего рода компромисс между идеалом мокши (≪ освобождения от бытия≫) и идеалом (или необходимостью) активной, деятельной жизни в миру. Существовало представление, что любая деятельность, любые дела привязывают человека к бытию —и освободиться от ≪ пут деяний≫ (≪ пут кармы≫) можно, только отказавшись от любых дел, уйдя в аскезу совершенного недеяния. ≪ Гита≫ же утверждает, что, во-первых, состояние совершенного недеяния для человека невозможно (об этом идет речь в третьей главе поэмы), а во-вторых, если действовать ≪ незаинтересованно≫ (т. е. не будучи заинтересованным в плодах деяний), то сами деяния потеряют свою ≪ связывающую≫, ≪ впутывающую≫ силу. Иными словами, человек может активно жить в миру и в то же время быть своего рода ≪ аскетом≫, устремлен- ным к мокше и в конце концов обретающим оную. Заключительная часть второй главы (II. 55—2) посвящена описанию такого человека, обладающего ≪ устойчивым сознанием≫ (sthita-prajna). Вот характерная строфа из этой серии: 7 9 По-видимому, это надо понимать в том смысле, что ≪ мудрые≫ отрешаются от желания непременно получать ≪ плоды≫ своих трудов. 8 0 Janma-bandha. Есть вариант (разночтение): karma-bandha —≪ от пут деяний≫ или ≪ от пут кармы≫. Современные переводчики, как правило, соглашаются с Шанкарой, который понимал здесь ≪ беспечальное состояние≫ как мокшу, освобождение от сансары. Среди печалей не горюющий, среди удовольствий не жаждущий, свободный от страстей, страха и гнева, — вот мудрец с устойчивым сознанием (II. 56). Примечательна и последняя строфа второй главы: Таково высшее (brahmi) состояние, о Арджуна, достигнув которого [человек больше] не заблуждается; утвердившись в нем, хотя бы на пороге смерти, он обретает высшую нирвану (brahma-nirvanam) (II. 72). Эта строфа интересна тем, что в ней высшая цель человека названа словами, явно заимствованными из словаря буддистов82. ≪ Гита≫ и буддизм — это особая сложная тема, которая еще не очень хорошо исследована и таит в себе немало интересных проблем. Следующая, третья, глава ≪ Гиты≫ посвящена в основном также проблемам ≪ деяний≫. Здесь мы рассмотрим несколько наиболее любопытных строф этой главы. В одной из первых строф Кришна говорит: В этом мире два пути (образа действий, образа жизни) давно объявил я, о Беспорочный: путь знания для людей созерцательных (размышляющих) и путь действия для людей деятельных (III. 3). Итак, ≪ путь знания≫ (jnana-yoga) и ≪ путь действия≫ (karma-yoga). Далее в поэме появляется и выражение ≪ путь бхакти (т. е. путь любви и преданности)≫ (bhakti-yoga). Куда ведут эти пути? Иногда речь идет о ≪ высшей цели≫, т. е. ≪ освобождении≫ от бытия (мокше), иногда —о соединении с Кришной как Высшим Божеством и Абсолютом (об этом —далее). В контексте ≪ Гиты≫ эти две цели как будто сливаются: соединение с Высшим Божеством и есть чаемое освобождение. По крайней мере, такова одна из возможных интерпретаций ≪ Гиты≫. Соотношение между тремя Йазванными ≪ путями≫ в ≪ Гите≫ отнюдь не просто, не однозначно. В разных работах о ≪ Гите≫ можно встретить на этот счет весьма различные мнения. Иногда пишут, что якобы в поэме главным провозглашается ≪ путь знания≫, иногда —что ≪ путь действия≫, иногда — что ≪ путь бхакти (любви)≫. Однако подобные суждения основаны на раз- 82 См., напр.: Bhagavad Glta 1969: 158—59, 212—15. 8 3 Ср. в европейской традиции различение ≪ жизни созерцательной≫ (vita contemplativa) и ≪ жизни деятельной≫ (vita activa). личных —но так или иначе пристрастных —интерпретациях текста. Непредвзятое же чтение поэмы скорее приводит к такому выводу: ≪ В Гите нет явственных указаний на превосходство какого-то одного из них (т. е. из трех " путей". —С. Д. С), если же такие указания встречаются, то они носят противоречивый характер≫. Пожалуй, менее известна, но не менее примечательна мысль, высказанная в двух других строфах третьей главы. Призывая Арджуну к деятельной жизни, Кришна, среди прочего, говорит: Именно деятельностью успеха добились Джанака85 и другие: [поэтому] ради благоустройства мира (loka-samgraha) ты должен быть деятельным (III. 20). И еще чуть далее: Привязанные к своим деяниям, неведающие совершают их (т. е. деяния), о Арджуна; знающий да совершает их без привязанности, стремясь к благоустройству мира (loka-samgraha) (III. 25). Правда, ни здесь, ни далее ≪ Гита≫ не разъясняет подробно, что именно следует понимать под ≪ благоустройством мира≫. Для поэмы более характерны рассуждения в масштабах личности, рассуждения о наилучшей ≪ стратегии≫ индивидуального поведения, а не о ≪ стратегии≫ обустройства мира в целом. Иными (индийскими) словами, поэма больше озабочена дхармой (точнее — дхармами) отдельных (разных) людей, чем некой универсальной дхармой. В той же, третьей, главе Кришна говорит Арджуне: Лучше своя дхарма, хотя и недостойная, чем чужая дхарма, [даже] хорошо выполненная; лучше смерть [при исполнении] своей дхармы; чужая дхарма —опасна (вредоносна) (III. 35). Мысль эта, очевидно, столь важна для ≪ Гиты≫, что почти дословно повторяется еще раз —в последней, восемнадцатой, главе: Лучше своя дхарма, " хотя и недостойная, чем чужая дхарма, [даже] хорошо выполненная; собственной [его] природой установленное дело делая, [человек] не навлекает на себя зла (XVIII. 47). 84 Бонгард-Левин, Герасимов 1975: 118. Джанака —легендарный царь Видехи; в упанишадах —участник мудрых бесед. В конкретном контексте ≪ Гиты≫ и ≪ Махабхараты≫ эти общие утверждения означали, конечно, что Арджуна должен был выполнять свою дхарму кшатрия-воина, т. е. идти и сражаться. Четвертая глава обращается к темам более отвлеченным и божественным. Кришна говорит Арджуне: Это учение непреходящее я поведал Вивасвану86, Вивасван передал его Ману87, Ману —Икшваку88 (IV. 1). Так передаваемое от одного к другому его знали царственные мудрецы, [но] с течением времени в этом мире это учение было потеряно, о Арджуна (IV. 2). Именно это мною тебе сегодня учение поведано древнее: потому что ты мои бхакт, ты мои друг, а это —высшая тайна (IV. 3). Арджуна поражен: ведь он принимал Кришну за своего друга и двоюродного брата, т. е. за человека с человеческим сроком жизни90, —а тут Кришна вдруг говорит, что он в незапамятные времена сообщил свое учение богу Вивасвану (IV. 1). В ответ на недоумение Арджуны Кришна объясняет (лучше сказать: ≪ открывает≫ —это именно откровение) ему, что он, Кришна, на самом деле —≪ вечный≫ (avyayatma) и ≪ нерожденный≫ (aja) Бог91, ≪ владыка существ≫ (bhutanam isvara), по собственной воле (atma-mayaya) пришедший в мир (IV. 6). В двух следующих знаменитых строфах вкратце изло 8 6 Вивасван (или Вивасват, букв, ≪ сияющий≫) —в ведийской мифологии солнечное божество и родоначальник людей. 8 7 Ману (собственно ≪ человек≫) —сын Вивасвата, первый человек. 8 8 Икшваку —старший сын Ману, основатель Солнечной династии царей. Исследователи обьино отмечают, что эта ^традиция откровения≫, согласно Кришне, сохранялась в среде не брахманов, а именно царей-кшатриев. 8 9 Т а к впервые в поэме появляется слово ≪ бхакт≫ (bhakta) и вообще корень bhaj — о которых см. примеч. 2. 7. 9 0 В предыдущих ≪ книгах≫ ≪ Махабхараты≫ Арджуна, впрочем, имел и другие случаи узнать о божественной природе Кришны, но здесь в силу своего рода ≪ художественной условности≫ он будто бы забывает об этом. 91 Здесь уместна и даже необходима заглавная буква в слове ≪ Бог≫, потому что речь идет не о каком-либо одном боге многобожного пантеона, а о Божестве высшем и в своем роде единственном (хотя и отличном, очевидно, от единого Бога авраамитских религий). жено представление об аватарах, ≪ нисхождениях≫ Бога (или просто бога) в мир: В тех случаях, когда дхармы упадок происходит, о Арджуна, и торжество адхармы — тогда я порождаю (букв.: сотворяю) себя93 (IV. 7). Для защиты праведных и для уничтожения неправедных, для утверждения дхармы я прихожу в бытие из века в век94 (IV. 8). Не менее интересны (хотя, может быть, менее популярны) три следующие строфы, которые, по мнению Р. Зэнера, ≪ как бы резюмируют все учение Гиты≫ 9 3: Мое рождение и мое дело (karma) божественное кто знает так доподлинно, тот, оставив тело, к новому рождению не приходит —[а] приходит ко мне, о Арджуна (IV. 9). Преодолевшие страсть, страх и гнев, мною проникнутые, ко мне устремленные, многие, подвижничеством познания (jnana-tapasa) очищенные, достигли моего бытия96 (IV. 10). 9 2 В санскрите, как и в греческом, а —означает отрицание. Таким образом, adharma — это ≪ не-дхарма≫, ≪ без-дхармие≫, ≪ отсутствие дхармы≫ или ≪ нечто противоположное дхарме≫ (ср.: ≪ аномия≫ —≪ беззаконие≫). 93 Почти такая же строфа есть и в третьей ≪ книге≫ ≪ Махабхараты≫. Ср. пер. В.Я. Василькова и С.Л. Невелевой: ≪ Всякий раз, когда отступает справедливость и торжествует беззаконие, о достойнейший, я воссоздаю сам себя≫ (Араньякапарва 1987: 388). 9 4 Автор данной статьи однажды увидел эту строфу на стене в доме бомбейскогобизнесмена; она была вышита шелком на ткани и помещена под стекло, в рамочку. 95 ≪...May be said to sum up the whole teaching of the Gita≫ (Bhagavad Gita 1969: 185). P. Зэнер не ссылается при этом ни на какие индийские источники, так что возможно, что это ≪ всего лишь≫ его личное мнение. Но и в таком случае оно ценно какмнение одного из самых внимательных (хотя и не самых беспристрастных) западных читателей и исследователей ≪ Гиты≫. 9 6 Или: ≪ стали одной сущности со мною, приобщились к моему бытию (к моей сущности)≫ и т. п. Подобные выражения в ≪ Гите≫ могут интерпретироваться весьма поразному. Кто как ко мне прибегает (обращается), того так и я почитаю (bhajami); моим путем ходят люди повсюду, о Арджуна (IV. 11). Толкованию этих строф, как и ≪ Гиты≫ в целом, посвящено уже немало страниц. Здесь отметим лишь три главных момента. Во-первых, из этих строф можно понять, что ≪ освобождение от рождений≫, т. е. мокша, отождествляется с ≪ приходом к Богу≫ 97. Во-вторых, здесь подчеркивается роль ≪ знания≫ в достижении такого ≪ освобождения≫. В-третьих, хоть и несколько приглушенно, но все же звучит тема бхакти, эмоциональной приверженности Богу, устремленности к Нему. Вообще ≪ Гиту≫ можно сравнить с музыкальным произведением из многих частей. ≪ Музыка текста≫ творится из различных ≪ тем≫ и ≪ мотивов≫, которые по-разному развиваются и сочетаются от части к части. В четвертой главе преобладает тема ≪ знания≫ (или ≪ мудрости≫). Вот строфы, в которых эта тема звучит fortissimo: Даже если ты из злодеев всех —самых злочинный, всякое на лодке знания (jnana-plavena) зло ты преодолеешь (IV. 36). Подобно тому как зажженный огонь дрова превращает в золу, о Арджуна, так и огонь знания все дела превращает в золу (IV. 37). В главах пятой и шестой вновь на первый план выходит тема ≪ деяний≫ — и тема их сочетания с ≪ отрешенностью≫. Но возникают и некоторые новые мотивы. Примечательна, например, такая строфа: Обретают высшую нирвану (brahma-nirvanam) мудрецы-провидцы, отбросившие скверну, разрушившие сомнения, овладевшие собой, преданные благу всех существ (V. 25). ≪ Преданные благу всех существ≫ (sarva-bhuta-hite ratah) —это своего рода ≪ формула≫, которая еще раз повторяется в самой ≪ Гите≫ (в строфе XII. 4) — и много раз в других ≪ книгах≫ ≪ Махабхараты≫. Как справедливо отмечает Р. Зэнер, подобная≪ формула≫ вряд ли могла 9 7 В строфе IV. 9 слова ≪ приходит ко мне≫ Шанкара объясняет именно как ≪ освобождается≫, ≪ обретает мокшу≫ —и такое объяснение кажется вполне естественным (хотя Р. Зэнер его и оспаривает). появиться в упанишадах (с их преобладающей установкой на отрешенность от мира) и поэтому вполне возможно, что она впервые возникла именно в ≪ Гите≫ 98. Вместе с тем эта ≪ формула≫ весьма напоминает буддийские формулировки, особенно в текстах махаяны. Но, как всегда, остается открытым вопрос, в какой среде —буддийской или ≪ индусской≫ —подобные идеи возникли первоначально. Даже если эти идеи были позаимствованы ≪ Гитой≫ у буддистов, в поэме они включены в контекст совсем не буддийских, теистических представлений, как, например, в последней строфе пятой главы, в которой Кришна вновь утверждает свою высшую божественную сущность: [Всех] жертвоприношений я —получатель, всего мира великий владыка, друг всех существ; кто знает меня [таковым], тот обретает мир (покой)" (V. 29). Из шестой главы рассмотрим две строфы: Во всех существах себя и все существа —в себе зрит тот, чье ≪ я≫ устроено [правильным] устроением, во всем одно видящий (VI. 29). Тот, кто меня видит во всем [мироздании] и все [мироздание] видит во мне, для того я не уничтожаюсь и тот для меня не уничтожается (VI. 30). По мнению Р. Зэнера, ≪ значение этой строфы (VI. 30. —С. Д. С.) вряд ли может быть преувеличено≫. Британский теолог толкует эту строфу в том смысле, что даже в состоянии ≪ освобождения≫ (мокши) личность человека и личность Бога продолжают существовать как две отдельные сущности; ≪ освобождение≫ —это всего лишь ≪ начало личной встречи целостной и освобожденной личности (self) с Босом≫ 100. Вряд ли такое толкование дал бы какой-либо традиционный индийский (индусский) комментатор, но вполне в духе индийской традиции —признать за европейским ученым право на " См.: Bhagavad Grta 1969: 215. Шанкара поясняет, что речь опять-таки идет о мокше. 100 См.: Bhagavad Glta 1969: 234, 235. собственное (христианское) понимание слов ≪ Гиты≫. Этот пример показывает также, что поэма таит в себе еще немало возможностей для новых (иноверных, инокультурных) интерпретаций и немало возможностей для межкультурных диалогов. Но вернемся пока к диалогу Кришны и Арджуны. В начале седьмой главы нас ожидает новый поворот. Кришна говорит Арджуне: Знание – мудрость поведаю тебе полностью (без остатка), познав которое ничего более в этом мире познавать [тебе] не останется101 (VII. 2). И вот, очевидно, в чем состоит это ≪ окончательное откровение≫: Превыше меня нет ничего, о Арджуна! На меня все это нанизано, словно на нить —жемчужины (VII. 7). Слова ≪ на меня все это нанизано≫ (mayi sarvam idam protam) явным образом перекликаются с ≪ формулой≫ ≪ [тот], кем все это проникнуто≫ (yena sarvam idam tatam), о которой шла речь ранее. Так, можно сказать, Кришна отождествляет себя с сущностью, с самим бытием мироздания. Далее в главе эта идея разрабатывается с подробностями, на которых здесь нет возможности остановиться. Кришна говорит также о разных типах людей, поклоняющихся ему. В частности: В конце многих рождений мудрый (знающий) приходит ко мне, [познав, что] Васудева —это все. Такая великая душа —редкость (VII. 19). Здесь опять ≪ знание≫ —верный путь к Богу; бхакти —в ≪ подтексте≫, а о ≪ пути деятельности≫ —ни слова. 101 Эта мысль о полноте, окончательности и всеобъемлющем характере сообщаемого ≪ знания≫ очень существенна для ≪ Гиты≫, что, по-видимому, роднит ее с другими текстами, содержащими ≪ откровения≫. Ср. замечание отечественных авторов: ≪ Знание, дающее верующему видение высшего божества, провозглашается исчерпывающим; обладающий им не нуждается уже в каком-либо ином прозрении≫ (Бонгард-Левин, Герасимов 1975: 118; Бонгард-Левин 1993: 116).
|