Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Протяжение материка Джамбу. 1 поле подвижничества (tapahksetra) —поле битвы, воинского подвижничества
(Главы 1—11) 1 Поле Подвижничества (tapahksetra) —поле битвы, воинского подвижничества. Сопоставление битвы с религиозной аскезой в известной мере подготовляет здесь представление о Курукшетре, поле великой битвы, как о ≪ поле дхармы≫, т. е. битвы за святое дело, образ, которым открывается ≪ Бхагавадгита≫. 2...искушенные в чтении Вед... —Подразумевается ритуальное чтение священных текстов (adhyayana), которому приписывается магическое действие. Согласно комментарию Девабодхи, здесь, кроме канонических четырех Вед, имеется в виду также ≪ Дханурведа≫, трактующая искусство стрельбы из лука (см.: Devabodha 1947: 2). 3...как солнце опаляет круг Джамбудвипы... —употребительная в древнеиндийской поэзии метафора: собирание земных вод в тучи под воздействием солнечного зноя. 4 Иоджана —мера длины, определяемая обычно как равная 13—4 км (см.: Араньякапарва 1987: 737). 5 Муж-бык. —Об этом очень употребительном в древнеиндийском эпосе эпитете см.: Араньякапарва 1987: 604. 6...с желтым зонтом... —В оригинале игра слов, основанная на созвучии pandura (≪ желтый≫) с родовым именем pandava в предшествующей строфе (переводится как ≪ сын Панду≫), имеющем то же значение ≪ желтый≫ или ≪ сын Желтого≫ (имя может означать изначально расовый признак неарийского племени, призванного панчалами в их борьбе за гегемонию с куру и содействовавшего их победе; см. в статье о ≪ Бхишмапарве≫). Некоторые исследователи полагают, что значение имени Панду может указывать на некую физическую ущербность в параллель слепоте его брата (см.: Buitenen 1981: 2), но это, скорее, можно полагать более поздним переосмыслением этнонима. Царский зонт —один из главных знаков царского достоинства в древней Индии. 7...затрубили в большие раковины... —Просверленные с одного конца морские раковины употреблялись как боевые трубы; такая раковина —обычный атрибут эпического героя, род боевого рога, нередко со своим именем; см. далее, где названы две такие раковины-горы —Панчаджанья, принадлежащая Кришне, отобравшему ее у поверженного им демона Панчаджаны, и рог Арджуны Девадатта (devadatta —букв, ≪ богоданный≫). 8 В подлиннике: yugante, букв, ≪ в конце века (юги)≫. Юга —в индийской космогонии один из четырех ≪ веков≫ истории вселенной от творения до ее гибели (которой предшествуют грандиозные стихийные бедствия и катастрофы), так называемая махаюга (см.: Араньякапарва 1987: 742—43; Индуизм 1996: 272, 477). Здесь под ≪ веком≫ имеется в виду именно махаюга. Протяжение материка Джамбу (главы 1—И) 339 9...на чьей стороне правда... —В подлиннике: dharma. Это кардинальное понятие всей религиозно-этической системы индуизма охватывает чрезвычайно широкий диапазон значений; в индологической литературе понятие ≪ дхарма≫ чаще всего оставляют без перевода. Под ним понимают прежде всего совокупность этических норм, обязательных для соблюдения в духовной и общественной жизни, что почитается необходимой основой космического порядка. В зависимости от контекста ≪ дхарма≫ может переводиться как ≪ закон≫, ≪ право≫, ≪ правда≫, ≪ праведность≫, ≪ добродетель≫, ≪ долг≫ и т. п. См.: Араньякапарва 1987: 737; Бонград-Левин, Ильин 1985: 41; Индуизм 1996: 180—82. 10...направляясь к югу. —Птицы, пролетающие к югу, —зловещее знамение (юг — страна смерти в представлениях древних индийцев). 11 Месяц карттика —октябрь—ноябрь, считался наиболее благоприятным для начала военных действий. 12 Кшатрии —вторая по статусу из четырех варн (сословий) древнеиндийского общества, воинская аристократия. Первое место в этой иерархии традиционно занимала варна брахманов, жречество, третье —вайшьи, свободные общинники, земледельцы, ремесленники и торговцы. От трех высших варн отграничивалась низшая —шудры. См.: Индуизм 1996: 112. 13 Арундхати —звезда Алькор в созвездии Большой Медведицы; ее олицетворяет жена Васиштхи, главного из Семи мудрецов (saptarsayah —Семь мудрецов, санскритское название этого созвездия, в котором Васиштха представляет звезду дзета); супруга риши считалась воплощением супружеской преданности. Звезда Арундхати, близкая к звезде Васиштхи, почиталась благоприятной. 14 Шанайшчара —планета Сатурн, почиталась особенно зловещей; ее прохождение через накшатры, созвездия лунного зодиака (так называемые ≪ лунные дома≫, или ≪ лунные стоянки≫), определяло предсказания будущего в индийской астрологии (в той или иной мере это же относится к другим планетам, см. примеч. 18 к текущ. разд.); наиболее неблагоприятным было время ее пребывания в четвертой (начиная с Ашвини, см. ниже) накшатре —Рохини (часть созведия Тельца). См. также: Араньякапарва 1987: 738. * 15...пятно на луне... —В Индии это пятно называют ≪ заяц на луне≫, по поверьям, он отвращает беду. 16...рождают солнечных птиц и павлинов. —Мифические солнечные птицы, именуемые обычно супарнами (в оригинале: vainateya —≪ потомки Винаты≫, мифической праматери птиц), появляются на полях сражений вместе со стервятниками. Павлин — зооморфный атрибут (вахана) бога войны Сканды. 17...побуждаемые Смертью... —В подлиннике: kala —≪ Время≫, одна из ипостасей бога смерти в индуистской мифологии. См. также, примеч. 286 к разд. ≪ Песнь Господа≫. 18 Белая (sveta) планета —так именуется в лексиконах Шукра (Венера), но здесь, возможно, имеется в виду Кету, спутник упомянутого непосредственно перед этим Раху, демона затмений, периодически поглощающего Солнце и Луну, который почитался одной из планет, соответствующей восходящей точке пересечения лунной орбиты (см.: Араньякапарва 1987: 721). Упоминаемая далее Читра —альфа Девы, четырнадцатая накшатра (если начинать счет, как принято бьио в астрономических трактатах, с накштры Ашвини, см. примеч. 2 9 к текущ. разд.). 19 Великая планета (mahagraha) —обычно так именуется Раху, иногда —Шанайшчара (Сатурн); возможно, Раху или Кету подразумеваются под упоминаемой выше ≪ необычайно грозной≫ (mahaghora) кометой (dhumaketu), вторгающейся в накшатру Пушья (восьмой знак лунного зодиака, группа звезд в созвездии Рака). 2 0 Ангарака —планета Марс, Брихаспати —Юпитер. Созвездия Магха (соответствует альфе и еще пяти звездам в созвездии Льва) и Шравана (альфа, бета и гама Орла) —соответственно десятая и двадцать третья накштры. 21 Сын Солнца —Шанайшчара (см. выше примеч. 14). Созвездие Бхагья, которое он ≪ угнетает≫, —двенадцатая накшатра (включающая звезду бета Льва, более известная под названием Уттара-пхальгуни). 2 2 Подножье Скамьи (prasthapada) —двойное созвездие двадцать пятого и двадцать шестой и двадцать седьмой накшатр, знаков лунного зодиака, лунных стоянок (Пурва-бхадрапада и Уттарабхадрапада, соответственно —альфа и бета Пегаса и ню Пегаса и альфа Андромеды). Указанные здесь и далее движения планет относительно созвездий должны предвещать недоброе. О действительном движении планет в эпоху сложения текста существовали, очевидно, еще очень смутные представления. 2 3 Темная (syama) планета —Будха (Меркурий). Джьештха —восемнадцатая лунная стоянка (альфа, сигма и тау Скорпиона), традиционно считается священным созвездием Индры. Упоминаемые далее Дхрува и Свати —соответственно Полярная звезда и Арктур (пятнадцатая накштра), Брахмараши, согласно комментарию Нилакантхи, —другое название созвездия Шравана (см. выше примеч. 20). Жестокая планета —по-видимому, Ангарака (Марс), то же, что Краснотелый (lohitanga); считалась неблагоприятной и у индийцев также ассоциировалась с богом войны. Другое толкование parusa, ≪ жестокий≫, как эпитета Раху (см.: Roy 1925/4: 6; также Dutt 1897: 4) менее вероятно; в одной из рукописей вместо parusa читаем angaraka (см. разПротяжение материка Джамбу (главы 1—11) 341 ночтения в критическом изд., с. 14). В лексиконах paruseya дается как патроним Брихаспати, считающегося сыном Ангираса (Ангараки). 2 6...пятиглавый ячмень и стоглавый рис. —Подразумевается, очевидно, вырождение злаков, подобное появлению животных-уродов, о котором повествуется в началеглавы. 27 Лучшие из всех существ... коровы... —Представление, характерное для индийского мировоззрения с древнейших времен. 2 8.Две планеты... близ обоих созвездий. —Брихаспати (Юпитер) и Шани, или Ш анайшчара (Сатурн); созвездие Вишакха, шестнадцатая накшатра, отождествляется с четырьмя звездами в созвездии Весов, обычно рассматривается как объединяющее два по две звезды(йота и гамма, бета и альфа Весов). 2 9 Гневная планета... великий страх. —Очевидно, Будха, считающийся обычно благоприятным светилом, но в определенных положениях способный, как и Шанайшчара и Ангарака, предвещать недоброе (оба автора английских переводов называют здесь Раху, но они, следует заметить, ориентируются при этом на текст бомбейского издания ≪ Махабхараты≫, значительно отличающийся от принятого в критическом издании; см.: Roy 1925/4: 7; Dutt 1897: 4). Первая накшатра —Ашвини (бета и гамма Овна). Неестественное движение Будхи, стремительно минующего также вторую и третью накшатры (Бхарани —три звезды Овна —и Криттики —Плеяды), имеет, очевидно, следствием преждевременное наступление новолуния, о котором говорится далее. 3 0...новолуние... на тринадцатую ночь! —Лунный синодический месяц в индийском календаре разделялся на две половины (paksa) по пятнадцать суток (tithi), не вполне совпадающих с естественными. Шестнадцатая ночь —первая следующей половины месяца. В результате нарушений в движении небесных тел одна половина месяца сокращается, таким образом, на двое суток. 31...в неурочное время... —В подлиннике: aparvani. Подразумеваются, очевидно, несвоевременные, следующие непосредственно одно за другим затмения луны и солнца. 3 2 К солнцу обращаясь, вещают уликие мудрецы... —Речь идет о том, что солнце, померкшее на заре, предвещает битву. 33 Великие стихии (mahabhutah) —вода, огонь, воздух, эфир и земля, т. е. пять первоэлементов в индийской космологии (см. примеч. 42 к текущ. разд.). 34...подобен крику осла. —В Индии этот крик считается зловещей приметой (как и другие приметы, указанные ниже). 35 Рок —В подлиннике: kala —Время. 3 6...боевые трубы... —В подлиннике: sankhah —≪ раковины≫ (см. выше примеч. 7). 37...войско четырех родов оружия (caturanga)... —В древнеиндийской армии это пехота, конница, колесницы и боевые слоны. 38...и мириады, и тьмы... —В подлиннике: arbuda, koti —единицы счета, обозначающие обычно 10 млн; в данном тексте —обычная для эпоса гиперболизация. 3 9...люди и животные... —Нижеследующая классификация четырнадцати видов животных (pasu), включая человека, —одна из традиционных в индийской мифологии (первоначально выделялось только пять видов домашних животных, к которым мулы и ослы добавлены позднее). Не входящие в число этих четырнадцати относятся к прочим ≪ живородящим≫ (jarayuja). 4 0...виды трав, держащиеся кожурою (tvaksara). —Подразумеваются растения, лишенные ствола, —травы и тростники. Ср. классификацию подвижных (trasa) и неподвижных (sthavara) существ в ≪ Законах Ману≫ (см.: Законы Ману 1960/1: 43 — 48). 41 Гаятри —ведийский стихотворный размер, которым сложен носящий то же название (или другое —≪ Савитри≫) особо почитаемый священный стих гимна богу солнца Савитару (РВ. III. 62. 10); содержит двадцать четыре слога (три строки по 8). К числу видов подвижных и неподвижных существ (14 и 5) добавляется число ≪ великих элементов≫ (стихий) (см. ниже примеч. 42), что дает основание рассматривать Гаятри (персонифицируемую в образе богини) как олицетворение природы (пример характерной числовой символики). 4 2...из пяти стихий... —Отражение представления о пяти космических первоэлементах в основе мироздания усматривают уже в памятниках протоиндийской цивилизации (см.: Альбедиль 1994: 216); упоминаются уже в Упанишадах. Позднее, в учении санкхьи термин mahabhuta определяет пять ≪ грубых элементов≫ как конечный продукт эволюции материи (см. примеч. 33 к текущ. разд.). 4 3 Они разрушаются... возникают в должной последовательности. —Считается, что земля растворяется в воде, вода —в огне, огонь —в воздухе, воздух —в пространстве; возникновение же их происходит в обратной последовательности. 4 4...принадлежит непостижимому. —В подлиннике: acintya —букв, ≪ немыслимое, не постигаемое мыслью≫. 45 Сударшана (Sudarsana) —≪ Прекрасный≫. Так именуется здесь Джамбудвипа, обычно почитаемый центральным из семи материков земли в индийской традиционной космографии. Деление его на Смоковницу (pippala) и Зайца (sasa) в дальнейшем не совсем ясно прослеживается. Но в следующей главе описывается центральная его часть, включающая Бхаратаваршу (т. е. страну Бхараты, Индию), которая и упоминается далее в описании материка первой из семи стран, называемых ≪ варшами≫ (varsa), расположенных, согласно этой полуфантастической географии, между разделяющими их горными хребтами. Упоминаемые в конце следующей главы Нагадвипа и Кашьяпадвипа определяются как ≪ уши≫ Зайца также в ≪ Падмапуране≫ (III. 3); обещанное же описание другой части материка отсутствует, и не исключено, что текст этого раздела дошел до нас не полностью. Здесь, очевидно, подразумевается отличная от общепринятой версия описания Земли, которая излагается не очень последовательно (см. ниже). 4 6 Вайдурья (vaidurya) —драгоценный камень, отождествляется с бериллом или ≪ кошачьим глазом≫. 4 7 Совершенные существа и странники небес —мифологические классы небожителей низшего ранга, названия которых чаще оставляют без перевода. ≪ Совершенные≫ (siddha) — ангелоподобные праведники, обитающие в поднебесье; ≪ странники≫ (сагапа) —родственные им небесные певцы и музыканты. 4 8 Четыре острова (dvlpa) —четыре страны, которые по этой версии окружают гору Меру соответственно с востока, запада, юга (название Джамбудвипа обозначает здесь один из этих ≪ островов≫ или ≪ материков≫) и севера. ≪ Островами≫ они называются, согласно комментарию Нилакантхи, как окруженные водами протекающих по ним многочисленных рек (см.: Kirfel 1920: 9 3). См. также ниже примеч. 56. 4 9 Сюжет об обиде Сумукхи, сына царя мифических птиц супарн, на гору Меру в ≪ Махабхарате≫ подробно не излагается. Неясно, идентичен ли он мудрецу Сумукхе, упоминаемому в ≪ Сабхапарве≫ (гл. 5). 5 0.. хлева направо (pradaksinam). —Обходить кого-либо, обращаясь к нему правой стороной, было принято в знак уважения (см.: Араньякапарва 1987: 631). 51...со многими вознаграждениями. —В подлиннике: daksina; под термином ≪ дакшина≫ (иногда его оставляют без перевода) понимается обычно вознаграждение брахману за совершение обряда (см.: Индуизм 1996: 160). 52 Карникара —дерево (цветок) Pterospermum acerifolium. 53...окруженный небесными духами... —В подлиннике: bhuta —букв, ≪ существо≫. ≪ Бхутами≫ именуется в шиваитской Мифологии род духов, близких по характеру к демонам и составляющих вместе с другими подобными мифическими существами зловещую свиту Шивы как бога, воплощающего разрушительные силы вселенной. См.: Араньякапарва 1987: 734; Индуизм 1996: 104. 54 Лунное озеро —так именуется здесь, очевидно, Гангахрада, священное место паломничества в Тханесаре. 55 На вершинах Гандхамаданы... окруженный сонмами апсар. —В этой строфе перечисляютс три класса мифических существ: гухьяки (guhyaka, ≪ таящиеся≫) —стражи скрытых в недрах гор сокровищ (возможно здесь под ними подразумеваются якши, составляющие преимущественно свиту Куберы в индуистской мифологии; иногда они отождествляются с гухьяками, с которыми имеют одинаковые функции, иногда от них отграничиваются, см. ниже); ракшасы (raksasa) —один из основных разрядов индийской демонологии, ночные оборотни и людоеды, нарушители священных обрядов (но иногда, как в данном случае, рассматривающиеся в положительном аспекте как духихранители, родственные якшам); апсары (apsara) —небесные нимфы, супруги гандхарвов (см. примеч. 61 к текущ. разд). 5 6 Илаврита —срединная область материка Джамбудвипы с горою Меру в центре; на запад от нее расположена Кетумала, на восток —Бхадрашва. Айравата —страна на крайнем севере Джамбудвипы, чаще именуемая Уттаракуру (Северные Куру); гора Шрингаван отделяет ее от расположенной южнее Хайраньяки, чаще называемой Хиранван, Хиранмая (все эти названия означают: ≪ Золотая≫). Непосредственно к Илаврите примыкают —с севера Рамьяка, с юга Хариварша, еще южнее расположена Кимпуруша; форму лука имеют Бхаратаварша и Айравата, занимающие соответственно южную и северную оконечности Джамбудвипы, заключающей между ними пять вышеназван- ных срединных стран. 57 Долг (dharma), желание (kama) и польза (artha) —три цели (trivarga) человеческой жизни, ее основные ценности, по учению индуистской этики. Первый из этих терминов, слово чрезвычайно многозначное, ниже переводится также: добродетель, закон. См.: Араньякапарва 1987: 741; Индуизм 1996: 420. См. также примеч. 9 к текущ. разд. 58 Биндусарас —священное озеро в верховьях Ганга (в Гарвале, на северо-западе современного штата Уттар-Прадеш). Согласно мифу, образовалось из вод Ганги там, где они стекали с небес на землю по волосам Шивы; здесь же Индра (Тысячеокий) совершил сто жертвоприношений, давших ему статус царя богов (жертвенные столбы были воздвигнуты богом Вишну). Ср. описание этого озера в гл. 3, ст. 9—5 ≪ Сабхапарвы≫. 59 Богиня, минующая три мира на своем пути (tripathaga) —Ганга, протекающая по небу, земле и подземному миру. 6 0 Перечень семи священных рек (реально существующих и мифических), почитающихся ответвлениями небесной Ганги, ва£ ьируется в различных текстах. 61 Сарасвати... бывает то зрима, то незрима... здесь и там. —Имеется в виду, вероятно, обмеление реки Сарасвати, исчезающей в песках Раджастхана после изменения климата Северо-Западной Индии ко времени создания ≪ Махабхараты≫....на Химаване... ракшасы... Шрингаван же... убежище предков. —В этих строфах названы различные классы небесных и демонических перснажей индуистской ми- фологии. О ракшасах и гуньяках см. примеч. 55 к текущ. разд. Змии (sarpa) и наги (naga) —две разновидности мифического змеиного рода (различаются не всегда). Демоны —в оригинале: asura, что чаще оставляют без перевода. Асурами именуется обычно главный класс демонов, постоянно противопоставляемый богам (deva), как людям противопоставляются ракшасы. В эпосе, однако, asura может означать и ≪ демонов≫ в широком смысле; асуры же, враги богов, подразделяются на два подкласса: дайтьев (daitya) и данавов (danava). Гандхарвы (gandharva) —небесные певцы и музыканты, супруги апсар (см. выше примеч. 55), с ними совместно развлекающие небожителей пением и танцами. Предки (pitr) —души усопших, вместе с богами и людьми составляющие три класса существ положительного характера, противопоставляемые трем отрицательным, соответственно —асурам, ракшасам и пишачам (кладбищенским бесам). 6 3...существа движущиеся (gatimat) и недвижные (dhruva). —Имеются в виду животные и растения (ср. выше гл. 5, ст. 10—1 и примеч. 40 к текущ. разд.). 6 4...сок... шести вкусов... —Различается шесть основных видов вкуса (rasa); свойства жидких тел: сладкий, кислый, соленый, едкий, горький и вяжущий. 65 Амрита (amrta) —в в индийской мифологии напиток бессмертия, нектар. См.: Индуизм 1996: 51—2. 6 6...изошедшие из мира богов... —Т о есть бывшие небожителями в предшествующем рождении....в благие и неблагие времена (samesu nisamesu ca). —Перевод следует здесь толкованию Девабодхи (см.: Devabodha 1947: 6). 6 8 Чакравака —птица, род дикого гуся, казарка (Anas casarca); по поверьям, чета этих птиц вынуждена разлучаться и тосковать по ночам; в древнеиндийской поэзии — символ супружеской любви и преданности (подобно голубкам в европейской традиции). Упоминаемые ниже бхарунда —мифические птицы. 6 9 Джамбу —розовая яблоня, вечнозеленое дерево (Eugenia jambolana). Здесь имеется в виду мифическое гигантское дерево Джамбу, якобы осеняющее центральный материк земли, которому оно далр имя; оно же, как и этот материк, носит также название Сударшана (см. примеч. 45 к текущ. разд.). В индийской космографии каждому из материков принадлежит такой же вегетативный символ, дерево или растение, название которого присваивается и всему континенту (за исключением одного, носящего название птицы как своего символа). Из четырех стран-≪ островов≫, описываемых в этом разделе ≪ Бхишмапарвы≫ (см. примеч. 48 к текущ. разд.), такое деревосимвол, кроме Джамбудвипы, имеет также Бхадрашва, а именно —Черное Манго (см. выше в предшествующем описании этой страны, имя, однако, у названного древа не заимствующей). 7 0 Золото джамбунада (jambunada) —неплавленое золото особой чистоты, происходящее, как считалось, из мифической реки Джамбу, образующейся из сока плодов дерева Джамбу в центре материка того же имени (см. примеч. 69 к текущ. разд.). 71 Свертывающий (samvartaka) —одно из названий космического огня, уничтожающего вселенную по истечении кальпы или махаюги (см. примеч. 21 к разд. ≪ Песнь Господа≫); чаще локализуется на дне океана. 72...изошедшие из мира Брахмы... искушенные в Брахмане. —Мир Брахмы (brahmaloka) —высший мир небес, обитель душ благочестивых людей; под ≪ изошедшими≫ подразумеваются достигшие его в прежнем рождении. Брахман здесь означает священное Слово (как синоним Вед). 73...входят в Создателя дня. —Создатель дня (divakara) —обычный эпитет Солнца; здесь подразумеваются спутники Солнца, мифические мудрецы валакхильи (см.: Араньякапарва 1987: 735). 7 4 Колесница же та —восьмиколесная... —Образ восьмиколесной колесницы воплощает здесь ≪ низшую≫ природу Вишну (см. далее по тексту в ≪ Песни Господа≫, гл. 29, ст. 4—). 75 Сжатие (samksepa) и Развитие (vistara) [вселенной]... —Подразумевается ее гибель по миновании кальпы и последующее воссоздание. 7 6 Пожиратель жертвы (hutasana) —обычный эпитет Агни; ср. ниже в одиннадцатой песни Гиты вселенский образ Вишну. 77 Сута (suta). —В эпосе так именуется обычно царский колесничий, сопровождающий своего повелителя в битвах, сочетая обязанности возницы с ролью барда, воспевающего затем как очевидец подвиги царя; суты прославляли также царских предков и в их традиции, как считают, и сложился героический эпос. См.: Араньякапарва 1987: 741. 7 8 Арии и млеччхи... —С древнейших времен индоарии отграничивают себя от млеччхов (mleccha), под которыми понимаются варвары, иноверцы, неарийские народности, пребывающие вне круга восходящей к Ведам культуры (см.: Индуизм 1996: 288). 7 9 Река третьего неба (tridiva) —вторичное упоминание в тексте; повторяются и другие названия. Очевидно, одно название может принадлежать различным рекам. 8 0...о странах, которые я назову. —8 нижеследующем перечне сохранена в переводе характерная для оригинала форма множественного числа, объединяющая топонимию с этнонимией; некоторые названия повторяются, см. ниже. 81...дальние Каши... —В оригинале: aparakasayah (перевод условный, ср. ниже: Дальние Кунти, Дальние Танганы). Протяжение материка Джамбу (главы 1—11) 347 8 2 Видарбхи Прибрежные (vidarbhanupavasikah) —здесь, очевидно, название страны, расположенной вдоль по течению реки Нармады. 8 3 Ванарасьи (vanarasyah) —букв, ≪ обезьяноликие≫. Встречающиеся этнонимыпрозвища даются, как правило, без перевода; наиболее явные буквальные значения указываются далее в примечаниях. 8 4 Марубхаумы (marubhaumah) —букв, ≪ жители пустыни≫; возможно, подразумевается территория Марвара. 8 5 Рубленые (upavrscah) и Нерубленые (anupavrscah) Сураштры —таково, вероятно, обозначение двух областей одной из стран Южной Индии (перевод условный). 8 6 Дяайлхеи (dvaidheyah) —возможный перевод: ≪ двуличные≫. 8 7 Мадхуманы _______(madhumantah) —букв, ≪ медвяные≫. 8 8 Каришаки (karisakah) —букв, ≪ навозники≫. 8 9 Пастушьи Болота. —В оригинале: gopalakacchah. 9 0 Мушаки (musakah) —букв, ≪ грабители≫. 91 Копаны (kopanah) —букв, ≪ гневливые≫. 9 2 Кекараки (kekarakah) —букв, ≪ косоглазые≫. 9 3 Станапы (stanapah) —букв, ≪ сосунки≫. 9 4 Хриши-Видарбхи (hrsividarbhah) —возможный перевод: ≪ Веселые Видарбхи≫. 9 5...северные варварские племена... —Далее следуют этнонимы неарийских народностей Северной Индии, среди которых перечислены и пришельцы с севера, а также с запада: яваны с камбоджами, под которыми подразумеваются, очевидно, грекоязычные и ираноязычные жители Арахосии, гунны (huna) и китайцы (ста). 9 6 Гиригахвары (girigahvarah) —букв, ≪ горные пещеры≫ (или: ≪ жители горных пещер≫). 9 7 Хансамарги (hamsamargah) —возможный перевод: ≪ лебединые пути≫ (т. е. живущие на путях перелета лебедей или фламинго). 9 8...дары трех ценностей... —См. выше, примеч. 57 к текущ. разд. 9 9...волшебная корова... —В оригинале: kamaduh, корова, дающая, как молоко, своему владельцу исполнение желаний; в индийской мифологии и поэзии —символ плодородия и изобилия. 100...убежище для тел... богов и людей... —Комментарий Нилакантхи поясняет: земля кормит людей, они же поддерживают жертвоприношениями богов. Автор английского перевода указывает, что ≪ земля≫ в тексте этой главы означает и мир (один из трех миров Вселенной), и один из первоэлементов (см. выше, примеч. 28; см.: Roy 1925: 25). 101...посредством договора (saman), дарения (dana), раздора (bheda) и кары (danda)...—Здесь перечисляются четыре средства одоления внешнего врага в традиционной политической теории. 102...о коей должная и неукоснительная забота... проявлена. —Перевод основывается на комментарии Девабодхи, который в эпитете samyagacchidradarsim, ≪ проявляющая должную и неукоснительную [заботу]≫, усматривает связь с применением упомянутых выше (см. предыдущ. примеч.) традиционных политических средств (см.: Devabodha 1947: 7). 103 Пушья —относительно редкое название четвертой юги, более известной как Калиюга (соответствует железному веку греков). ЗЕМЛЯ (Главы 12—13) 1...о протяженности [охватывающего ее] океана... —Подразумевается океан, в индуистской космографии кольцом окружающий центральный материк Джамбудвипу и отделяющий ее от первого из шести кольцеобразных же материков, расходящихся от нее концентрическими кругами (как центр мира рассматривается гора Меру на Джамбудвипе). Последовательность этих материков и разделяющих их кольцеобразных океанов (см. ниже их описание) варьируется в текстах эпоса и пуран (см.: Kirfel 1920: 57). 2 Существует много островов... —В этом более широком значении употреблено здесь в оригинале слово dvlpa, означающее обычно ≪ материк≫ (число коих ограничено семью, считая Джамбудвипу; см. предыдущ. примеч.). 3 Соленый Havana) океан —в индийской космографии океан, охватывающий кольцом Джамбудвипу (см. примеч. 1 к текущ. разд.), отделяя ее от следующего материка (в этой версии —Шакадвипы). В большинстве пуранических версий за Соленым океаном расположен материк другого названия, Шакадвипа же отодвинута дальше к периферии, на предпоследнее место среди кольцеобразных материков. 4 Молочное море (kslroda) —фантастический океан, окружающий кольцом Шакадвипу во всех версиях мифа, но —в соответствии с расположением этого материка — занимающий либо второе место от центра (как в тексте этой главы), либо шестое, пред- последнее (как в большинстве пуранических версий). Ревати —двадцать восьмая накшатра (дзэта Рыбы). 6...по ним различаются варны. —Комментарий Девабодхи, которому следуют, очевидно, английские переводы (см.: Roy 1925/4: 27; Dutt 1897: 15), толкует varnantaram в подлиннике иначе —как ≪ смешение (melaka) цветов≫ (Devabodha 1947: 7). В этом контексте, однако, varna может означать как ≪ цвет≫ (буквально), так и варну, сословие. 7...от его красы потемнела [гора]. —В индуистской мифологии и иконографии красота Кришны связывается с темным цветом его кожи и передается горе, на коей он пребывает, —ее же название Шьяма (Syama) означает букв, ≪ темный≫. 8 Бакула —вечнозеленое дерево Mimusops Elengi; в оригинале: kesara. Этот вариант перевода следует комментарию Девабодхи (см.: Devabodha 1947: 7). 9...страны... —В оригинале: varsah. 10 Дающая воду (jalada) —гора Малайя. Шака —тиковое дерево, указывается здесь в большинстве рукописных версий; вариант —бетель (puga)....там почитается Шанкара... —В других версиях говорится о почитании на Шакадвипе самого дерева, давшего имя материку; Шанкару (Шиву) в одной из версий этого текста заменяет Солнце (bhaskara), что может быть обусловлено идентификацией фантастической Шакадвипы с реальным Ираном или Сеистаном, откуда в раннее Средневековье пришел в Индию храмовый культ солнца. 13 Маги и Машаки... Манасы и Мандаги. —См. примеч. 77 к разд. ≪ Протяжение...≫. Как явствует из дальнейшего текста, в действительности под этими названиями подразумеваются не страны, а четыре сословия, соответствующие четырем ≪ варнам≫ древнеиндийского общества, по образцу которого и описывается население мифологической Шакадвипы; сами названия отражают проникновение в Индию (приблизительно с I в. до н. э.) иранского солнечного культа (см. предыдущ. примеч.). Maga, наименование наследственных жрецов этого культа (которое уже Геродот воспринимал как название племени), восходит к авест. moghu. Другие названия И. Шефтеловиц возводит: masaka —к санскр. masak —≪ великий, знатный≫; manasa к (n)mana-za —≪ домашний≫; mandaga (букв, ≪ медлительный≫) —к среднеиранск. bandag —≪ слуга≫ (см.: Scheftelowitz 1983: 316). ≫ 14...закону и пользе... —См. примеч. 57 к разд. ≪ Протяжение...≫. 15...океан, чьи воды —топленое масло (ghrta)... —Океан, охватывающий следующий за Шакадвипой материк —Кушадвипу; в большинстве пуранических версий сдвинут вместе с этим материком дальше от центра, на четвертое место, как и указанный далее океан с водой из сыворотки (dadhimandodaka), окружающий почти во всех версиях Краунчадвипу, —на пятое. 16 Океан вина (suroda) —Во всех версиях сюжета окружает Шалмалидвипу, однако в большинстве пуран этот материк помещается за вторым, Плакшадвипой, образуя второе от центра кольцо (т. е. на том месте, где в нашем тексте указана Кушадвипа). 17 На срединном острове... —Какой именно остров или материк имеется здесь в виду, остается неясным (см.: Kirfel 1920: 127). Названные далее горы Гаура и Кришна (букв. Белая и Черная), возможно, идентичны одноименным, упоминаемым в пуранах среди гор Кетумалы, запада Джамбудвипы (см.: Ibid.: 107); тогда следует полагать, что здесь подразумевается именно Джамбудвипа (и лучше переводить: ≪ срединный материк≫). В космографии пуран гора Гаура помещается севернее Кайласы, над знаменитым озером Биндусарас (см. примеч. 58 к разд. ≪ Протяжение...≫). Но в этом случае следует констатировать непоследовательность описания, которое здесь уже перешло к другим материкам. Отмечают значительное расхождение космографического описания в этом разделе ≪ Бхишмапарвы≫ с большинством других версий (прямое соответствие обнаруживается только в версии ≪ Падмапураны≫), что позволило предполагать здесь искажение первоначального текста (см.: Ibid.: 57, см. также примеч. 45 к разд. ≪ Протяжение...≫). Но в пуранах называется также гора Гаура на Кушадвипе (см.: Mani 1975: 285), и не исключено, что и здесь, в ≪ Бхишмапарве≫, под ≪ срединным≫ подразумевается этот материк (как расположенный между Шакадвипой и Краунчадвипой, см. также примеч. 19 к текущ. разд.). 18...Кришна, образом своим близкая Нараяне... —Подразумевается, очевидно, что на это указывает совпадение названия горы с именем земного воплощения бога Вишну-Нараяны (Кришны). 19...Кешава... ниспосылает созданиям счастье. —Поскольку непосредственно вслед за этим (тремя строфами ниже) говорится о пребывании того же божества на Краунчадвипе, другой горе, здесь речь может идти о пребывании его и на Кушадвипе, соседнем материке (что более отвечает последовательности изложения). Неясно, кто подразумевается под именем Владыки созданий, о котором далее говорится как о пребывающем и на других материках (см. примеч. 27 к текущ. разд.). 2 0 Куша (kusa) —иначе называемая дарбха (darbha), трава Роа Cunosuroides, почитавшаяся священной и использовавшаяся во многих брахманистских ритуалах. См.: Индуизм 1996: 251. 21 Шалмали (salmali) —шелковичное дерево Bombax Heptaphyllum с покрытыми шипами ветвями и красными цветами. 22...шесть главных гор. —В этом текст ≪ Бхишмапарвы≫ тоже отклоняется от большинства пуранических версий, определяющих для всех материков, кроме последнего, семь главных гор. Тем не менее далее в описании число стран, лежащих между этими гор Земля (главы 12—13) 351 ными хребтами, —семь, как и в других версиях сюжета (названия гор и стран при этом варьируются). 2 3...[жители...] в большинстве светлокожие... —Можно понять, что это относится только к последней из перечисленных стран, но, вероятно, имеется в виду материк в целом. В описании Краунчадвипы, как и в предыдущем (см. предыдущ. примеч.), названы шесть гор и семь стран и вообще не названы (в отличие от других версий, ср. также выше описание Шакадвипы) семь главных рек и четыре сословия. ≪ Светлокожие≫, возможно, означает, что жители Краунчадвипы принадлежат к одному сословию (≪ цвету≫), как в других версиях к одному сословию (брахманов) относят всех жителей Пушкарадвипы. К этому материку непосредственно и переходит далее наш текст, опуская описание Шалмалидвипы и шестого материка, который вообще не назван в этом разделе; отмечается только, что они не имеют деления на страны (см. также примеч. 26 к текущ. разд.). 2 4 На Пушкаре... —Имеется в виду Пушкарадвипа, последний материк, кольцом охватывающий все остальные. В большинстве версий на нем помещается кольцеобразный горный хребет Манаса (или Манасоттара), разделяющий материк на две страны, ≪ внешнюю≫ и ≪ внутреннюю≫. 25...Владыка созданий... —См. примеч. 27 к текущ. разд. 2 6... только одна вера... —В подлиннике: dharma, что в данном контексте может означать также священный долг, совокупность обязанностей, налагаемых принадлежностью к той или иной варне, сословию. Возможно, и здесь подразумевается, что жите- ли этой (единственной) страны принадлежат к одному сословию (ср. примеч. 23 к текущ. разд.). 2 7 Он —Царь, он —Благой... он —Прародитель... —Этот перечень эпитетов божества, именуемого здесь Владыкой созданий (prajapati, в индуистской мифологии — эпитет сыновей Брахмы, но в Ведах —имя бога-творца, прототип самого Брахмы), включает имя Шивы (Siva —букв. ≪ Благой≫) и наиболее употребительный в эпосе эпитет Брахмы (pitamaha —≪ Прародитель≫). Т. е. можно предполагать, что здесь это собирательный образ, объединяющий черты двух членов верховной триады индуизма (исключая соседствующего с ними Вишну; см. примеч. 19 к текущ. разд.), а также, вероятно, и других наиболее значительных богов индуистского пантеона. Упомянутый выше жезл (danda) —символ власти и кары —ассоциируется с образом Царя (царская власть олицетворяется прежде всего в образе Индры), и это —главный атрибут Ямы, бога смерти и посмертной кары. 2 8 Сама (sama) —редко встречающееся название земли, лежащей за последним океаном, опоясывающим Пушкарадвипу, скалистой и необитаемой. Чаще ≪ край света≫ остается в источниках без названия, сообщается только, что это —золотая страна, которую окаймляет снаружи стена гор Аокалока, отделяющая зримый мир от вечной тьмы (см.: Kirfel 1920: 121). Деление ее на тридцать три ≪ округа≫ (mandala, см. ниже) далее никак не уточняется. 2 9...четыре мировых слона... —В индуистской мифологии эти слоны поддерживают землю с четырех сторон как хранители стран света; зооморфные атрибуты антропоморфных Хранителей мира (локапалов; см.: Араньякапарва 1987: 737). Наш текст помещает их на Саме. Имена их варьируются в различных версиях; в ≪ Падмапуране≫ имя третьего слона, здесь не названное, —Анджана; поскольку пропуск этот ничем не мотивирован, здесь в ≪ Бхишмапарве≫ следует предполагать искажение текста (см.: Kirfel 1920: 122). 3 0...с разверстыми висками и ртом. —Образ слона, находящегося в состоянии возбуждения в период ≪ муста≫, когда у него на висках вскрываются железы, выделяющие мускус, —одно из общих мест в древнеиндийской литературе (см.: Карнапарва 1990: 247). 31...об исходе его... —Перевод следует здесь критическому изданию и комментарию Девабодхи, толкующему ≪ исход≫ (niryana) как ≪ смерть≫ (marana) (см.: Devabodha 1947: 7). Более отвечает содержанию главы чтение nirmana, ≪ размеры≫, принятое в Калькуттском издании. 32...день перемены луны (parvan)... —Имеются в виду дни новолуния, полнолуния и восьмой и четырнадцатый дни светлой и темной половины месяца (см.: Араньякапарва 1987: 738—39).
|