Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семантическая структура слова. Развитие лексического значения.






Слово – это единица наименования, характеризуется цельнооформленностью (фонетической и грамматической) и идиоматичностью. Это основная языковая единица.

Слово – двусторонняя единица, имеет содержание – лексическое значение. Слова создаются, чтобы номинировать.

Денотат – это явление реальной действительности, подлежащее наименованию.

Слово выполняет двойную функцию, называя одновременно реальный денотат и обобщенное представление об этом денотате.

Сигнификат – обобщенное представление о денотате, мыслительный аналог класса однородных предметов.

Слово (язык) – Сигнификат (мышление) – Денотат (действительность).

Слово – знак, который имеет ЛЗ. ЛЗ складывается под влиянием различных факторов:

1. Денотативного (они различны и проявление их признаков разные).

2. Сигнификативного (понятие содержит признаки существенные, общие для языка, при этом содержание понятия - уже признаков ЛЗ).

3. Собственно языковой (в ЛЗ присутствует исходное представление о денотате).

ЛЗ – сложное явление, формируется в течение долгого времени. Это есть один из путей пополнения словарного запаса, то есть его развития.

Развитие выражается:

o Сужении значения. Например, пиво, уха, семья, бланк.

o Расширении значения. Например, товарищ, стерлядь, гражданин.

o Развитии многозначности (полисемии). Например, стена, дом, писать.

Лексема = форма слова, семема = значение слова. Это 2 стороны слова.

Каждой лексеме соответствует своя семема.

Могут варьироваться обе стороны слова. Формальные варианты: АФВ, ЛГВ, ЛСлВ, ЛСВ. Форма членима. Но членимо ли содержание? В современной лексикологии разработана методика компонентного анализа ЛЗ (Новиков, Васильев). Методика основана на идее выделимости в значении слова минимальных семантических компонентов.

Сема – минимальная предельная составная часть элементарного значения.

Архисема – сема, отражающая общие признаки определенного класса единиц. Например, учитель, докторв, менеджер. Архисема - человек.

В структуре ЛЗ микрокомпоненты-семы объединяются в макрокомпоненты. Одни их них обязательны, другие - возможны. Обязательными являются компоненты денотативно сигнификативного ряда, эмпирический макрокомпонент присутствует в ЛЗ тех сов, которые обозначают явления, доступные для чуственного восприятия.

Мотивированный компонент только в производных словах. В ЛЗ выделяются ядро (архисема + наиболее существенные семы), центр (осознаваемые в семе носители языка характеристики), периферия (созначение).

 

Коннотация – добавочные оценочные и эмоционально-экспрессивные элементы ЛЗ, включаемые в толкование слов (уменьш., ироническое).

Коннотация – характеристика слова, которое оно приписывает своему денотату, но которое не входит в толкование ЛЗ, это ассоциации, связанные с носителем языка, с этим денотатом. Они носят устойчивый характер, хоть и несущественны.

На наличие коннотации у слова указывают тафтологические сочетания: холостяк и есть холостяк. Акцент делается на ассоциациях. Это позволяет строить: не теща, а мать родная.

Объем и характер коннотации у разных слов различен.

Синонимы могут иметь разные коннотации (слуга – верность, лакей – подобострастие)

Коннотации формируют:

- традиции использования денотатов.

- исторические, политические, религиозные и др. условия.

- этимологическая память слова.

Пометы в словарях «разг», «устар», «нов», «кн» - эти стилистические характеристики слова, эта информация о сфере употребления слова, которое не входит в структуру ЛЗ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал