Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Стандарт устанавливает требования к результатам учебно-воспитательной деятельности: а) личностным, включающим готовность и способность воспитанников руководствоваться христианскими нравственными принципами в своей жизни, к саморазвитию и самоопределению, ценностно-смысловыми установками, отражающими индивидуальные позиции, наличие стойкой мотивации к учению и познанию, способность ставить цели и строить жизненные планы; б) предметным, включающим освоенный воспитанниками в ходе изучения вероучительных предметов духовный опыт. 3.2. Личностные результаты учебно-воспитательной деятельности должны отражать: а) осознание себя православным христианином, устремленность к высшему идеалу человеческого совершенства, выраженного в Богочеловеке – Господе Иисусе Христе; б) осознание себя чадом Русской Православной Церкви; в) наличие навыков добродетельной жизни (христианского благочестия), развитие таких качеств, как послушание, терпение, трудолюбие, милосердие, целомудрие, и др.; г) развитие навыков неприятия зла, различения греха и противостояния им; д) формирование целостного взгляда на мир в его единстве и многообразии; е) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, о достоинстве, свободе и правах человека; ж) развитие нравственного самосознания, доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; з) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; и) формирование ответственности и прилежания в учебе; к) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 3.3. Цели и предметные результаты учебно-воспитательной деятельности:
ДОШКОЛЬНАЯ СТУПЕНЬ Православное воспитание детей дошкольного возраста – это первая ступень в процессе становления духовно-нравственной личности. В этом возрасте ребенок глубоко и трепетно воспринимает и переживает свои первые впечатления, обретая опыт, который в дальнейшем определит его жизненный путь и нравственный выбор. Очень важно, чтобы эти первые впечатления давали ему уроки добра и любви, раскрывали красоту и величие сотворенного Богом мира, учили беречь его. Воспитание в детях навыка добродетельной жизни должно проявляться в желании помогать другим людям, способности к сопереживанию, сорадости, адекватному проявлению своих чувств, в поддержании порядка и чистоты в доме и во дворе, в своих вещах.
Вероучительным предметом дошкольной ступени является «Введение в Закон Божий» (первичные понятия о Боге, о духовном мире, о молитве, о Священной Библейской истории, о храме Божием). Изучение «Введения в Закон Божий» в дошкольном возрасте направлено на достижение следующих целей: · заложить основы православного мировосприятия, дать начальные знания о Боге и вере, мире и человеке; · пробудить личность ребенка, направить ее к познанию Бога, сформировать религиозные чувства; · воспитывать у детей чувство благоговения к святыне и святым, почтения и любви к родителям и другим людям, учить их бережно относиться к окружающему миру как творению Божиему; · развивать творческие способности, направить их к умственному и физическому совершенствованию ребенка; · помочь освоить и закрепить первоначальные навыки духовной жизни в Церкви; · развивать нравственные чувства, дать первые представления о добре и зле, обогащать нравственный опыт детей через овладение навыками добродетельной жизни. Для дошкольников рекомендуются занятия в форме уроков-встреч, уроков-бесед, творческих мастерских по 20-30 минут. Предметные результаты изучения «Введения в Закон Божий»: · понимание, что Бог есть Творец мира; · знание о молитве: где, когда и как надо молиться, молитвы предначинательные, Молитва Господня, молитвы перед и после трапезы, причастный стих, Тропарь Пасхи; · представление о Церкви Христовой как доме Божием; · представление о Библии как Священной книге, знание главных сюжетов из Священного Писания (о сотворении мира, о Великом потопе, об Аврааме, Моисее, о главных событиях земной жизни Господа Иисуса Христа); · знание Заповедей Божиих (обзорно); · знание имен своих небесных покровителей; святых, почитаемых в храме, в семье; · умение совершать краткое утреннее и вечернее молитвенное правило; · умение различать образы Спасителя, Божией Матери и святых; · умение петь простые песнопения; · умение получать благословение и подходить ко Святому Причащению.
НАЧАЛЬНАЯ СТУПЕНЬ
Вероучительными предметами начальной ступени являются: «Закон Божий» (в том числе: священная библейская история, устройство православного храма, богослужение и история Церкви; «Основы христианской нравственности» на основе Евангелия и житий святых); «Церковно-славянский язык» и «Основы хорового и церковного пения». Изучение курса «Закон Божий» направлено на достижение следующих целей: · заложить основы православного мировоззрения и мировосприятия; · дать знания о важнейших событиях священной библейской и церковной истории, о внутренней и внешней сторонах жизни Церкви, о нравственном духовном законе; · помочь овладеть основными навыками добродетельной жизни (по совести), богослужебной жизни через участие в Таинствах и Богослужениях, посильных храмовых послушаниях, правилами поведения в храме и личной молитвы; · воспитать нравственные чувства, уважение и любовь к родителям и старшим, к Родине, бережное отношение к окружающему миру, как творению Божию; · формировать ценностные жизненные ориентиры; · научить применять полученные знания для духовного и творческого совершенствования и помощи ближнему.
Предметные результаты изучения «Закона Божия»: · знание, что Бог есть Творец мира, Иисус Христос Сын Божий – Спаситель мира; · знание и понимание Молитвы Господней, молитв перед и после трапезы, до и после учения, причастного стиха, основных песнопений Пасхи (тропарь, стихиры, избранные песни Пасхального канона); · представление о Библии как Священной книге, знание основных сюжетов Священной Истории Ветхого Завета (о сотворении мира, падении денницы, о первых людях и их грехопадении, истории Каина и Авеля, о Великом потопе, об Аврааме и Моисее); знание главных событий земной жизни Господа Иисуса Христа, основных притч; · представление о Церкви как собрании людей во имя Христа; храме и его устройстве, внешней и внутренней символике, священнослужителях, церковнослужителях; · знание названий двунадесятых и великих праздников; · знание о Таинстве Покаяния и Евхаристии; · знание имен двенадцать апостолов; представление о жизни апостолов Петра и Павла, архидиакона Стефана, великомучеников Георгия Победоносца и Пантелеимона, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святителя Николая Чудотворца, равноапостольных Константина и Елены; · представление о Крещении Руси, апостоле Андрее Первозванном и равноапостольных Владимире и Ольге, о жизни благоверного князя Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского, святителя Алексия Московского, благоверного князя Димитрия Донского, священномученика Патриарха Ермогена, преподобного Серафима Саровского, блаженных Ксении Петербургской и Матроны Московской, праведных Иоанна Кронштадтского и воина Федора Ушакова; о новомучениках и исповедниках Российских; · знание десяти заповедей Божиих, заповедей Блаженств; · умение петь тропари двунадесятых праздников, тропарь и стихиры Пасхи; · сознанное участие в Таинствах Исповеди и Причащения.
Использование своих знаний для: · выявления и осознания собственных греховных поступков; · построения исповеди и исправления грехов. Изучение церковнославянского языка направлено на достижение следующих целей: · сформировать представление о церковнославянском языке как о величайшей ценности, достоянии общечеловеческой и национальной культуры, культуры славянских народов; · раскрыть его социокультурное и историческое значение для становления и развития духовного облика русского, всех славянских народов, славянских литературных языков, величие и богатство церковнославянского языка как языка богослужения Русской Православной Церкви; · овладеть традициями церковнославянского языка для совершенствования навыков чтения и понимания церковнославянских текстов, для осознанного участия в литургической жизни Церкви.
Предметные результаты изучения церковнославянского языка: · знание истории жизни и трудов святых равноапостольных Кирилла (Константина) и Мефодия; · знание истории возникновения славянской письменности, развития церковнославянского языка; · знание азбуки: алфавитного порядка букв, названий, начертаний и звуковых соответствий каждой буквы; · знание основных особенностей церковнославянской лексики, словообразования, морфологии, синтаксиса; · знание словарных слов для чтения и слушания Евангелия и Псалтири; · знание происхождения и значения общеупотребительных личных канонических имен; · овладение правилами чтения и орфографии (особенности церковнославянской графики) церковнославянского текста; · умение читать церковнославянский текст (молитвы предначинательные; тропари наиболее употребляемые); · умение ориентироваться в нумерации страниц, псалмов, стихов в церковных книгах; · умение осуществлять переложение на русский язык псалмов и притч; · умение анализировать и кратко характеризовать части речи, предложение; · умение работать с церковнославянскими словарями.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни: · читать и понимать церковнославянский текст; · знать наизусть основные молитвы; · самостоятельно и регулярно совершать утреннее и вечернее молитвенное правило; · осмысленно участвовать в Богослужении. Изучение хорового и церковного пения направлено на достижение следующих целей: · понимание церковнославянских терминов, проникновение в их духовно-нравственный смысл; · овладение особенностями орфоэпии слов церковнославянского языка и стиля духовных песнопений в соответствии с традициями клиросного пения в православном храме; · овладение основами правильного звукообразования в процессе пения; · развитие вокально-хоровых навыков: слуховое сосредоточение, вслушивание в коллективное звучание; умение брать дыхание, начинать и заканчивать по руке регента, подстраивать свой голос в унисон с общим звучанием хора; интонационно правильно воспроизводить певческие звуки на различных гласных, тянуть длинные звуки ровным по силе голосом на основе активного пиано; быстро и плавно переходить с донного слога на другой без толчка; Предметные результаты изучения церковного и хорового пения:
· знание и понимание содержания слов тропарей, кондаков, стихир и ирмосов в о сьми гласов; · знание нотной записи песнопений; · знание порядка следования строк в обиходных гласовых распевах в зависимости от словесного текста; · знание порядка следования песнопений Божественной Литургии и Всенощного бдения; · знание основных песнопений Постной и Цветной Триоди; · знание особенностей праздничных служб; · умение отличать по слуху распев одного гласа от другого; · умение правильно интонировать мелодии гласов; · умение держать строй в песнопениях в 2-х голосном изложении; · владение основными вокально-хоровыми навыками, такими как: певческое дыхание, звукообразование, дикция, ровность гласных, мягкая атака звука, уметь тянуть звук на длинных нотах, пользоваться грудными и головными резонаторами и др.; · соблюдение правил орфоэпии при пении на церковнославянском языке; · умение читать церковные тексты по принципу псалмодирования при соблюдении правил постановки как речевого, так и певческого голоса (с опорой на дыхание, умеренным по силе голосом, на выдержанной высоте тона в речевом диапазоне, соблюдая четкость дикции, дотягивая концы фраз и т.д.); · соблюдать правила поведения на клиросе; · ориентироваться в нотных партитурах богослужебных песен; · петь под руководством регента. ОСНОВНАЯ СТУПЕНЬ Вероучительными предметами основной ступени являются: «Священное Писание»: «Ветхий и Новый Завет»; «Православное Богослужение» («Литургика»); «Основы православного вероучения»/(«Катехизис»); «История Христианской Церкви», «Христианская этика».
Изучение Священного Писания Ветхого и Нового Завета направлено на достижение следующих целей: · формирование целостной христианской картины мира; · осмысление основных этапов спасения человеческого рода через Боговоплощение, Крестную Жертву и Воскресение Господа Иисуса Христа; · освоение знаний о важнейших событиях ветхозаветной и новозаветной истории; · овладение навыками работы с текстом Библии и навыками ее понимания; · формирование ценностных ориентиров в ходе ознакомления с историческими событиями ветхозаветного периода и нравственным учением Господа Иисуса Христа; · применение знаний и представлений о нравственном законе в личной жизни для христианского самосовершенствования; · воспитание нравственных чувств, а также уважения, ответственности и бережного отношения к окружающему миру. Предметные результаты изучения Священного Писания Ветхого и Нового Завета: · знание о Библии, названий книг, составляющих ее, автора Пятикнижия; · знание основных событий библейской истории Ветхого и Нового Завета, основных прообразов ветхозаветной истории; · знание Десяти заповедей Божиих; · знание основных событий земной жизни Господа Иисуса Христа; · умение рассказать о Библии как о Священной книге, имеющей ценность для всех людей; · умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Ветхозаветной истории и объяснить смысл; · умение раскрыть нравственный смысл десяти заповедей Божиих; · умение рассказать хронологию и содержание основных этапов Новозаветной истории и объяснить их смысл; · умение раскрыть нравственное содержание заповедей Блаженства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимания процессов, происходящих в нравственной жизни современного общества; · высказывания собственного мнения по вопросам нравственной оценки происходящего в современном обществе; · использования знаний христианской нравственности для личной благочестивой жизни. Изучение «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса» направлено на достижение следующих целей: · формирование православного мировоззрения и жизненной позиции православного христианина; · освоение знаний, касающихся православного вероучения; · овладение навыками добродетельной жизни; · формирование системы ценностей, основанных на православном мировоззрении; · применение полученных знаний для духовного самосовершенствования и приобщения других к православной вере, традиции и культуре; · воспитание религиозных чувств, любви, сострадания к окружающим.
Предметные результаты изучения «Основ православного вероучения»/ «Катехизиса»: · знание Символа веры, смысла двенадцати членов Символа веры; · знание молитвы Господней, смысла заложенного в ней учения о Надежде; · знание заповедей Блаженства, заложенного в них учения; · знание смысла и значения Таинств Церкви в жизни человека; · представление о христианском понимании брака и нормах христианского поведения; · умение объяснять понятия «Бог», «Троица», «грехопадение», «Боговоплощение», «искупление», «спасение»; · умение объяснять значение Крестной смерти Спасителя, учение о Духе Святом, учение о Богородице, понимание «святости»; · умение рассказать с христианских позиций о назначении и смысле жизни человека, раскрыть смысл слов «образ и подобие Божие в человеке», «обожение».
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимания роли и места православного вероучения в жизни человека; · высказывания собственных зрелых религиозных суждений; · использования полученных знаний об основах веры для устроения православно-христианского образа жизни.
Изучение «Истории Христианской Церкви» направлено на достижение целей: · воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Церкви и Отечества; · освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всеобщей Церковной истории, их взаимосвязи с гражданской историей; · овладение методами исторического познания, умения работать с источниками исторической информации; · формирование представлений о важности исторической роли Русской Православной Церкви в истории России; · применение знаний и представлений о роли Православной Церкви в жизни общества для участия в межкультурном взаимодействии с представителями других религиозных традиций.
Предметные результаты изучения «Истории Христианской Церкви»: · знание основных этапов и ключевых событий истории общецерковной и истории Русской Православной Церкви; · знание имен выдающихся церковных деятелей и их вклада в развитие Церкви и общества; · представление о значении Христианства в культурном развитии Западной Европы; · понимание значения Крещения Руси и Православной Церкви в истории России; · представление о Поместных Православных Церквах; · умение соотносить даты событий гражданской и церковной истории; · умение соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; · умение рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание.
Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной церковной и общественной жизни; · объяснения своего личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям Русской Церковной истории и всеобщей истории; · использования знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой национальной и религиозной принадлежности.
Изучение «Христианской этики» направлено на достижение целей: · воспитание личности, несущей в себе образ Божий; · освоение христианских представлений о смысле жизни, месте человека в мире, свободе и ответственности; · овладение способностью противостоять злу в мире и в самом себе; · формирование представлений о духовной жизни христианина; · применение полученных знаний в личной духовной жизни, в межчеловеческих отношениях и общественном служении. Предметные результаты изучения «Христианской этики»: · представление о подходах к решению вопроса о смысле жизни в философиях и религиях мира; · знание христианского подхода к вопросу о смысле жизни; · знание положений Декалога и их актуальности в современном мире; · представление об основах духовной (внутренней) жизни человека; · умение применять знания в личной духовной жизни, межличностных отношениях и общественном служении. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · нахождения смысла своей жизни и определения себя в мире; · самоидентификации себя в мире как христианина; · противостояния злу в мире и в самом себе.
3.4. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе организуется на базе учебного плана, соответствующего типовому Учебному плану, утвержденному Отделом религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. 3.5. Учебно-воспитательный процесс в воскресной школе может быть организован с использованием авторских, творческих методик и подходов с учетом принципов, изложенных в данном Стандарте. 3.6. В процессе обучения преподаватель должен ориентироваться на уровень подготовленности воспитанников к восприятию вероучительного знания. 3.7. Воскресная школа самостоятельно организует общую проверку результатов учебно-воспитательной деятельности, используя разные формы контроля, преимущественно творческие. 3.8. Приоритетную роль в оценке промежуточных результатов по всем предметам должны иметь инновационные свободные формы оценки, участие детей в самостоятельной творческой, познавательной, проектной деятельности: различные конкурсы, внутришкольные олимпиады, различные выступления, участие в приходских, межприходских и епархиальных мероприятиях, делах социального и миссионерского служения. 3.9. Предметом итоговой оценки результатов учебно-воспитательной деятельности должно быть достижение личностных и предметных результатов. По итогам аттестации выпускнику воскресной школы выдается диплом установленного образца, заверенный печатью учредителя или воскресной школы. 3.10. В итоговой оценке должны быть выделены результаты итоговых работ, характеризующие степень усвоения программ вероучительного содержания и дополнительных занятий. 3.11. Итоговая аттестация результатов учебно-воспитательной деятельности проводится аттестационной комиссией. 3.12. Состав аттестационной комиссии определяется Положением о воскресных школах.
|