![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Речные порты и пристани
На внутренних водных путях функционируют порты общего пользования, порты, принадлежащие промышленным предприятиям, причалы, арендуемые клиентурой. По своему назначению они бывают: пассажирские, грузовые, грузопассажирские, военные, затоны. Грузовые порты осуществляют перевалку грузов с водного транспорта на смежные виды транспорта и обратно. Они делятся на специализированные и универсальные. Степень износа перегрузочных средств, единиц техники достигает 80%. 1) русловые L – длина причальной линии; n – количество судов; t – время обработки; z – длина судна; a – интервал между судами. 2)
внерусловые
3) бассейновые Пристань – прибрежный путь посадки или высадки пассажиров. Пристани бывают плавучими (дебаркадеры). Более половины общего объема перевозок грузов и пассажиров по водным путям приходиться на Волго-Камский бассейн (стройматериалы). На Востоке страны ведущее место занимает по объему речных перевозок Обь-Иртышский бассейн (лес, нефть, нефтепродукты, сжиженный газ). Южные районы Восточной Сибири связаны с Заполярьем через Енисей (лесные грузы, каменный уголь, нефтепродукты). По реке Ангаре и озеру Байкал транспортируют лесные грузы и уголь; по Лене – сухогрузы, нефтегрузы, лес; по Амуру и его притокам – зерно, соль, рыбу, лес, нефть, металл, уголь. Водные виды транспорта: морской, речной, озерный Человек с самых древних времен стремился к подчинению водных просторов. Первыми средствами для этого были примитивные плоты. История судостроения и судоходства насчитывает около 8 тыс. лет, которая отвечает эпохе неолита. Большими мастерами судостроения и мореходства в древности считаются финикийцы [2]. Путешествия отечественных мореплавателей известны с очень давних времен. Еще в начале VII века руссы осуществляли походы в Средиземное море на остров Крит. Плодотворным было XІ ст., в котором начали строить суда с 3 - мя и 4 - мя мачтами. XІІІ век отмечен изобретением и применением компаса. В 1850 году было сконструировано первое металлическое судно, на котором был использован судовой винт. И.Ф.Крузенштерн и Ю.Ф.Лисянский осуществили первое русское кругосветное плавание [2]. Водному пространству принадлежит более 2/3 поверхности Земного шара. Это океаны, моря, реки, озера. В зависимости от водотоков и водоемов водные пути разделяются на: - морские – океаны, моря, проливы, заливы, устья больших рек, морские каналы; - речные – реки и озера в естественном состоянии, шлюзовые реки, судоходные каналы, искусственные озера и водохранилища. Водные пути разделяют на внешние и внутренние. Водный транспорт состоит из таких технических элементов: Ø путь – естественный или искусственный водоток или водоем; Ø подвижной состав – суда для перемещения грузов и пассажиров, а также технический флот для обслуживания водных путей; Ø порты и пристани – пункты грузовых и пассажирских операций и обслуживания подвижного состава, оборудованные складскими помещениями и погрузо-разгрузочными устройствами. Морскому транспорту принадлежит особенное место в транспортной системе стран. Он выполняет такие функции: 1) обеспечивает морские международные связи; 2) удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж). Малый каботаж – плавание судов в пределах одного или двух совместимых морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств. Большой каботаж - плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств; 3) морской транспорт выполняет перевозку грузов иностранных фрахтовщиков, которые включают экспортные и импортные перевозки; Речной транспорт занимает одно из ведущих мест в обслуживании больших промышленных центров прирічкових районов. Значение речного транспорта в экономике определяется не столько масштабностью работы, сколько особенным значением функций, которые им выполняются. Кроме транспортного обслуживания речной транспорт также выполняет сложные перевозки внешнеторговых грузов судами смешанного плавания (река - море). Глубоководным внутренним путям присуща большая провозная способность, их можно сравнить с многоколейными железными дорогами, они приспособлены к массовым перевозкам грузов и пассажиров. Перевозка некоторых грузов речным транспортом по магистральным внутренним водным путям обходится в 2 - 3 раза дешевле, чем по параллельным железным дорогам. Преимущества водного транспорта: – высокая провозная способность; – сравнительно небольшие капиталовложения; – незначительные расходы топлива; – относительно невысокая себестоимость перевозок грузов. Недостатки водного транспорта: – зависимость от географических и навигационных условий; – необходимость использования большого портового хозяйства; – небольшая скорость перевозок.
|