Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Образование СССР. Конституция СССР 1924 Г. После окончания Гражданской войны в Европейской России (ноябрь 1920 Г. ) встал вопрос о более тесном объединении девяти советских республик






После окончания Гражданской войны в Европейской России (ноябрь 1920 г.) встал вопрос о более тесном объединении девяти советских республик, созданных в 1917-1921 гг. Первой формой такого объединения стало заключение двусторонних договоров РСФСР с другими республиками (ноябрь 1920 г. - 1921 г.), по которым под российский контроль переходили важнейшие ведомства этих республик (военные, продовольственные, финансовые и другие). Таким образом, конфедерация советских республик, созданная в годы Гражданской войны, была оформлена юридически, но Москву она не устраивала, и начались поиски пути к созданию советской федерации. Первый шаг к этому был сделан в Закавказье, где в марте 1922 г. был создан Совет республик Закавказья (конфедерация Азербайджана, Армении и Грузии), преобразованный в середине декабря 1922 г. в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику (ЗСФСР). Вторым шагом по объединения советских республик стало создание в августе 1922 г. комиссии для разработки модели федерации. В сентябре 1922 г. она приняла сталинский проект «автономизации» (включения большинства республик в состав РСФСР на правах АССР). Сам И.В.Сталин в написанном им «Проекте резолюции о взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» сформулировал эту идею так: «Признать целесообразным заключение договора между советскими республиками Украины, Белоруссии, Азербайджана, Грузии, Армении и РСФСР… о вступлении первых в состав РСФСР, оставив вопрос о Бухаре, Хорезме и ДВР открытым». Однако в октябре 1922 г. по требованию В.И. Ленина был принят его проект, предусматривавший создание нового государства - СССР. Он был реализован на I съезде советов СССР (30 декабря 1922 г.), утвердившем Декларацию и Договор об образовании СССР, по которым в состав этого государства вошли четыре республики (РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР). ДВР была ликвидирована ещё в ноябре 1922 г., Хорезмская и Бухарская народные республики, преобразованные в ССР, вошли в состав СССР в 1923-1924 гг.

Серьезные изменения в составе СССР произошли в 1924 г. В это время были созданы две новые союзные республики, Узбекская и Туркменская, и три новых автономных республики (Молдавская АССР в составе Украинской ССР, Киргизская АССР в составе РСФСР и Таджикская АССР в составе Узбекской ССР), а Хорезмская и Бухарская ССР были ликвидированы.

При этом советская национальная политика в 1922-1929 гг. была противоречивой. С одной стороны, она способствовала временному решению национальных проблем, нерусские народы получили национальную автономию, большинство из них – впервые в своей истории. Восемь народов создали союзные республики, другие получили автономию в виде АССР, АО, национальных районов (например, на Украине были греческие, чешские, болгарские и еврейские национальные районы) и т. д. Шло формирование языкового равноправия (государственными языками СССР по Конституции СССР 1924 г. были русский, украинский, белорусский, грузинский, армянский и тюрко-татарский языки; государственными языками БССР – белорусский, русский, еврейский и польский языки). Х съезд РКП (б) в 1921 г. провозгласил курс на «коренизацию» государственного аппарата в республиках, т.е. на замену русских чиновников чиновниками из числа коренного населения этих республик (например, на Украине «коренизация» велась в форме «украинизации»- замены русских чиновников чиновниками- украинцами).

С другой стороны, национальный вопрос в России не был решен, т.к. государства, созданные в 1917-1918 гг. (УНР, БНР, Грузинская демократическая республика и другие), были разгромлены большевиками, а сменившие их советские республики с момента своего возникновения были марионеточными государствами. Более того, с середины 20-х годов началось формирование предпосылок для обострения национального вопроса: шли постоянные чистки государственного и партийного аппарата от сторонников «коренизации», объявленных «буржуазными националистами» (так, на Украине в 1926 г. началась расправа со сторонниками «украинизации»), Карабах был передан Азербайджану, что обострило его отношения с Арменией, и т.д.

Съезд Советов СССР принял решение о разработке общесо­юзной конституции (проект был разработан в течение 1922 г.), которая и была утверждена Вторым съездом Советов СССР в январе 1924 г. К-ция СССР состояла из двух разделов: Декларации об образова­нии СССР и Договора об образовании СССР. В Декларации указывалось на особый характер национальной политики Советского государства, на причины объединения советских республик, принципы их объединения (добровольность и равноправие).

По К-ции в исключительное ведение Союза входи­ли: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства (общесоюзная юстиция). Утверждение и изменение К-ции на­ходились в исключительной компетенции Съезда Советов СССР. За союзной республикой сохранялось право выхода из Союза, территория могла быть изменена только с её согла­сия. Устанавливалось единое союзное гражданство. Высший орган власти СССР - Съезд Советов СССР.

В период между съездами высший орган власти - Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР). Состав: Союзный Совет и Совета Национальностей.

ЦИК СССР формировал высший исполнительный и рас­порядительный орган — Совет народных комиссаров СССР (СНК СССР). Состав: председатель СНК, его замес­тители, десять наркомов. Наркомы руководили отдельными отраслями государственного управления. Общесоюзные наркоматы: иностранных дел, военных и морских дел, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов. Дейст­вовали на территории союзных республик через уполномо­ченных. Объединенные наркоматы: ВСНХ, продовольст­вия, труда, финансов. Действовали через одноименные наркоматы союзных рес­публик. Республиканские нар-ты: юстиции, внутренних дел, земледелия, здравоохранения, просвеще­ния, социального обеспечения.

Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции конститу­ционного суда.

Изменение статуса союзных республик в процессе образо­вания СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Интересы республики были представлены в структурах союзных орга­нов (Президиум ЦИК СССР, Совет Национальностей) ее представителями. Однако положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования пе­риферии и были направлены на создание новой политичес­кой культуры.

Отличия конституции 1924 г. от конституции 1918 г.:

1.Отсутствует раздел декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа.

2.По содержанию намного беднее, новая конституция просвещена единственному вопросу - характеристика органов власти и управления.

Гражданско-процессуальный кодекс РСФСР обязывал суд не ограничиваться представленными объяснениями и мате­риалами, а стремиться к выяснению всех обстоятельств дела. Как в уголовном, так и в гражданском процессе действовал только кассационный порядок пересмотра судебных реше­ний.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал