Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мотивационные основы управления. Сравнительный анализ различных теорий мотивации.
Ответ: 1. Цель анализа товарооборота – получение информации, необходимой торговому предприятию для принятия решения о том, что и в каких количествах ему следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли. Для достижения поставленной цели определяются задачи анализа товарооборота: 1. проверка степени выполнения плана т/о, его изменение в сравнении с прошлыми периодами по общему объему, по составу, структуре реализуемых товаров во временном аспекте; 2. изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на изменение т/о по сравнению с планом и в динамике; 3. выявление внутренних резервов оптимизации т/о и совершенствования его ассортиментной структуры; 4. разработка мероприятий, направленных на оптимизацию т/о и совершенствования его ассортиментной структуры. Информационные данные: бухгалтерская, статистическая, оперативная отчетность, нормы и нормативы, материалы наблюдений и опросов и т.д. Показатели т/о: 1. объем, состав и структура т/о; 2. темпы изменения т/о (цепные, базисные, среднегодовые); 3. ритмичность, равномерность выполнения плана т/о, сезонность продаж; 4. т/о на 1 кв. м. торг. площади, на 1 с/спис работника в действующих и сопоставимых ценах, среднедневной т/о; 5. изучение изменения цен в целом по предприятию, по товарным группам и отдельным товарам; 6. изучение интенсивности покупательских потоков, завершенность покупок, ср. стоимость покупки. Количество изученных показателей зависит от целей анализа. Особое внимание уделяется анализу факторов, влияющих на товарооборот, связанных: 1. с использованием тов. ресурсов; 2. с использованием трудовых ресурсов; 3. с использованием осн. фондов. Методы, используемые в анализе: 1. все традиционные (сравнение, способ относительных показателей, способ средних величин, графический способ, табличный, метод группировки, балансовый); 2. методы детерминированного факторного анализа (кроме способа пропорционального деления и долевого участия); 3. методы корреляционно-регрессионного анализа (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный, системный и т. д.); 4. методы оптимизации показателей (экономико-математический метод, программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др.). Анализ опт. т/о аналогичен анализу розничного т/о. Цель анализа товарооборота – получение информации, необходимой торговому предприятию для принятия решения о том, что и в каких количествах ему следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли. Для достижения поставленной цели определяются задачи анализа товарооборота: 1. проверка степени выполнения плана т/о, его изменение в сравнении с прошлыми периодами по общему объему, по составу, структуре реализуемых товаров во временном аспекте; 2. изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на изменение т/о по сравнению с планом и в динамике; 3. выявление внутренних резервов оптимизации т/о и совершенствования его ассортиментной структуры; 4. разработка мероприятий, направленных на оптимизацию т/о и совершенствования его ассортиментной структуры. Информационные данные: бухгалтерская, статистическая, оперативная отчетность, нормы и нормативы, материалы наблюдений и опросов и т.д. Показатели т/о: 1. объем, состав и структура т/о; 2. темпы изменения т/о (цепные, базисные, среднегодовые); 3. ритмичность, равномерность выполнения плана т/о, сезонность продаж; 4. т/о на 1 кв. м. торг. площади, на 1 с/спис работника в действующих и сопоставимых ценах, среднедневной т/о; 5. изучение изменения цен в целом по предприятию, по товарным группам и отдельным товарам; 6. изучение интенсивности покупательских потоков, завершенность покупок, ср. стоимость покупки. Количество изученных показателей зависит от целей анализа. Особое внимание уделяется анализу факторов, влияющих на товарооборот, связанных: 1. с использованием тов. ресурсов; 2. с использованием трудовых ресурсов; 3. с использованием осн. фондов. Методы, используемые в анализе: 1. все традиционные (сравнение, способ относительных показателей, способ средних величин, графический способ, табличный, метод группировки, балансовый); 2. методы детерминированного факторного анализа (кроме способа пропорционального деления и долевого участия); 3. методы корреляционно-регрессионного анализа (корреляционный анализ, регрессионный анализ, дисперсионный, системный и т. д.); 4. методы оптимизации показателей (экономико-математический метод, программирование, теория игр, теория массового обслуживания и др.). 2. Торговое предприятие - первичное звено сферы торговли, юридически самостоятельный объект, созданный для закупки, хранения, реализации товаров и обслуживания населения Особенности деятельности торговых предприятий: 1. предприятие организационное и торгово-технологически самостоятельное в процессе реализации товаров и услуг. Каждое из них имеет свои доходы и расходы; 2. предприятия максимально приближены к потребителям, по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать им на изменения рыночной ситуации; 3. ассортимент реализуемых товаров зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента; 4. значительные колебания спроса на товары и услуги по временам года, по дням недели, часам суток; 5. оказание большого объема дополнительных услуг с целью привлечения покупателей. Для осуществления своей деятельности торговое предприятие должно иметь ресурсы: финансовые, материальные, трудовые, информационные. Главная цель деятельности предприятия - получение максимальной прибыли, достижение высокого уровня рентабельности. Для решения главной цели предприятием ставятся промежуточные цели: 1. рационально использовать все виды ресурсов; 2. разработка стратегии и тактики на рынке и корректировка их в соответствии с изменившимися условиями; 3. предоставление покупателям достаточного товарного предложения, совершенствование обновления предоставляемых услуг; 4. систематическое внедрение новинок в технологию, организацию труда и управление; 5. повышение квалификации работников, их жизненного уровня, создание благоприятного морально-психологического климата; 6. обеспечение конкурентоспособности, создание и поддержание высокого имиджа предприятия; 7. проведение гибкой ценовой политики. Задачи, решаемые торговым предприятием в процессе своей деятельности: 1. получение дохода владельцем предприятия; 2. обеспечение потребителей продукцией, товарами, услугами предприятия; 3. обеспечение персонала зарплатой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста; 4. создание рабочих мест для населения; 5. охрана окружающей среды; 6. недопущение сбоев в работе предприятия. Деятельность любого торгового предприятия характеризуется выполнением ряда функций: 1. производство и оказание услуг производителям и покупателям потребительских товаров; 2. осуществление товарного обмена; 3. пред- и послепродажное обслуживание; 4. материально-техническое обслуживание торгового предприятия; 5. управление и организация труда персонала; 6. всестороннее развитие и рост объема деятельности; 7. уплата налогов и др. платежей; 8. соблюдение действующих стандартов, нормативов и законов; 9. предпринимательство. Торговые предприятия классифицируются по следующим признакам: 1) по сфере торговой деятельности; 2) по типу предприятий; 3) по организационно-правовой форме; 4) по форме собственности; 5) по размеру. По сфере торговой деятельности: розничные, оптовые, предприятия общественного питания. Предприятия делятся по организационно-правовой форме: 1. унитарные; 2. потребительские кооперативы - добровольное объединение граждан с целью осуществления совместной деятельности; 3. хоз. общества в форме полного товарищества и товарищества на вере; 4. ООО - форма объединения капитала; 5. АО закрытого и открытого типа, объединяющие нескольких граждан или юр. лиц для самостоятельной хоз. деятельности, в рамках которой каждый несет ответственность в пределах своего пая; 6. холдинговые компании - разновидность АО с более сложной организационной структурой. По формам собственности: 1. частные; 2. государственные; 3. муниципальные; 4. полугосударственные; 5. предприятия потребительской кооперации. По размеру (в зависимости от численности работников): 1. крупные; 2. средние; 3. малые (до 30 человек в РТ, до 50 человек в ОП). Субъекты розничной торговли осуществляют продажу товаров и оказание услуг покупателям для личного, семейного и домашнего использования. Виды РТП по конструктивным характеристикам, организационным особенностям: 1. стационарная или магазинная сеть; 2. полустационарная (палатки, киоски); 3. мелкорозничная (путем непосредственного контакта продавца с покупателем); 4. передвижная (с использованием специального оборудования); 5. посылочная; 6. фирменная. Виды РТП по группам обслуживания потребителей: 1. РТП для покупателей с высоким уровнем дохода; 2. РТП, обслуживающие социально незащищенные слои населения с доступными ценами и ограниченным ассортиментом товаров 1-ой необходимости; 3. РТП, ориентированные на массового потребителя определенного микрорайона и предоставляющие товары и услуги в объеме и ассортименте, адекватных спросу данного контингента. Виды РТП по предоставляемому ассортименту: 1. специализированные (предлагают товары какой-то 1-ой товарной группы); 2. узкоспециализированные, реализующие только какую-нибудь одну товарную подгруппу; 3. комбинированные, объединяющие несколько товарных групп; 4. комплексные, торгующие несколькими подгруппами товаров, объединенных по какому-либо признаку; 5. универсальные, торгующие почти всеми группами непродовольственных товаров, а также продовольственными товарами периодического спроса; 6. смешанные, осуществляющие торговлю прод. и непрод. товарами; 7.неспециализированные, торгующие прод. и непрод. товарами многих товарных групп, но в узком ассортименте. Важной сферой торговой деятельности является оптовая торговля, занимающаяся коммерческим посредничеством и является промежуточным звеном в товаропроводящей сети. По масштабам деятельности: 1. ПОТ федерального уровня - по всей стране; 2. ПОТ регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или местных производителей и доводящих их до любых оптовых и розничных покупателей региона. По товарной специализации: 1. специализированные; 2. реализующие товары широкого ассортимента. По объемам выполняемых функций и формам расчетов: 1. ПОТ, приобретающие права собственности на товар; 2. ПОТ, действующие как посредники без права собственности на товар; 3. ПОТ, организующие торговый оборот. По типам: 1.оптовые базы; 2. товарные биржи; 3. оптовые магазины; 4. ярмарки; 5. аукционы; 6. торговые дома; 7. брокерские и дилерские конторы и т.д. Общественное питание. Особое место на потребительском рынке занимает общественное питание - подотрасль торговли, специализирующаяся на производстве и реализации готовой к потреблению пищи и на обслуживание процесса потребления пищи населением. Функции общественного питания: 1. производство продукции; 2. реализация; 3. организация потребления. Задачи: 1. питание на научной основе; 2. распределение продуктов питания путем планирования производства собственной продукции и продажи покупных товаров, применение рациональной схемы размещения и специализацию предприятия; 3. организацию отдыха; 4. экономию издержек потребления и увеличение свободного времени. Классификация. В зависимости от характера производства: 1. заготовочные - те предприятия, изготавливают полуфабрикаты и готовую продукцию для снабжения других предприятий (фабрики заготовочные, специализированные кулинарные и кондитерские цехи); 2. предприятия доготовочные - те, которые изготавливают продукцию из полуфабрикатов, получаемых от заготовочных предпр. и предприятий пищевой промышленности; 3. предприятия с полным циклом производства - обработка сырья, выпуск п/ф, реализация. В зависимости от ассортимента: 1. универсальные; 2. специализированные, производящие и реализующие продукцию из определенного вида сырья (кафе-кондитерские); 3. узкоспециализированные, выпускают продукцию указанного ассортимента (шашлычные, пельменные). В зависимости от обслуживаемого контингента: 1. общеобслуживаемые; 2. ПОП при производственных предприятиях, учреждениях. В зависимости от места функционирования: 1. стационарные; 2. передвижные. В зависимости от качества и объема предоставляемых услуг: (на классы делятся рестораны и бары) 1. люкс; 2. высший; 3. первый. 3. Мотивация персонала как основная функция менеджмента заключается в том, чтобы персонал фирмы выполнял работу в соответствии с делегированными ему правилами и обязанностями и сообразуясь с принятыми управленческими решениями. В общем смысле мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения определенных целей. Существует множество теорий мотивации, они делятся на два крупных блока - это содержательные и процессуальные теории. Содержательные теории мотивации основываются на определении внутренних побуждений, которые заставляют людей действовать определенным образом. 1) Теория мотиваций Абрахама Маслоу. Основывается на пяти уровнях потребностей: - физиологические потребности, необходимые для выживания (пища, вода, одежда, жилище); - потребность в безопасности и уверенности в будущем; - социальные потребности - потребность в причастности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей; - потребность в уважении, признании; - потребность в самовыражении. Располагая потребности в виде строгой иерархической структуры, Маслоу показывал, что потребности низшего уровня требуют первоначального удовлетворения, и потребности более высоких уровней будут побуждать человека к действию только после того, как будут удовлетворены потребности низких уровней. 2) Теория потребностей Дэвида Мак Клеланда. Согласно его теории существует три уровня потребностей: а) потребность власти, желание воздействовать на других людей; б) потребность успеха. Люди получают удовлетворение от решения сложных задач; в) потребность в причастности. Эти люди заинтересованы в компании знакомых, налаживании дружеских связей, оказании помощи другим; Целесообразно направить людей на такую работу, которая соответствует его потребностям. 3) Двухфакторная теория Фредерика Герцберга. Согласно его теории существует две группы факторов, влияющих на поведение людей: а) гигиенические факторы: условия труда, социальные отношения, стиль руководства в организации, социально-психологический климат на предприятии. Положительное проявление факторов дает лишь отсутствие неудовлетворенности работы. б) факторы мотивации: работа как ценность сама по себе, возможность совершенствования творчества. В случае положительного проявления появляется удовлетворение работой. Процессуальные теории мотивации. Основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный тип поведения. Поведение личности определяется не только потребителями, но является также функцией восприятии и ожиданий, связанных с данной ситуацией и возможных последствий выбранного типа поведения. 1) Теория ожиданий. Основная мысль этой теории состоит в надежде человека на то, что выбранный им тип поведения приведет к удовлетворению своих потребностей. Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между достигнутыми результатами и вознаграждением. 2) Теория справедливости. Утверждает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполнивших аналогичную работу. Если сравнение показывает дисбаланс и несправедливость, то у человека возникает психологическое напряжение и неудовлетворенность. 3) Модель Портера - Лоулера. - Комплексная теория мотивации. а) достигнутые результаты зависят от приложенных сотрудниками усилий, его способностей, осознания своей роли в процессе труда; б) уровень приложенных усилий определяется ценностью вознаграждения и степенью уверенности в том, что эти усилия действительно повлекут за собой определенный уровень вознаграждений; в) достигнутые результаты могут повлечь: внутреннее вознаграждение (удовлетворение от выполненной работы) и внешние вознаграждения (премия, повышение по службе, заработной платы и т.д.) г) полное удовлетворение наступает в результате внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости.
|