Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Местное управление и самоуправление в Республике Беларусь






Местное самоуправление — это система организации власти, характеризующаяся ее децентрализацией и распределением среди множества официальных структур. Смысл местного самоуправления состоит возможности населения контролировать те органы власти и управления, с которыми ему чаще всего приходится взаимодействовать.
Многообразие воплощаемых в Европе способов организации власти на местах показывает, что механизмы сочетания интересов личности, общества и государства в рамках локальных сообществ могут быть самыми разнообразными.
Основные принципы системы местного управления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в V разделе Конституции, в Законах «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» (от 20 февраля 1991 г.) и «О статусе депутатов местных Советов» (от 27 марта 1992 г.), в Избирательным кодексе и других законодательных и подзаконных нормативных актах.
В соответствии со ст. 1 данного Закона, местное самоуправление - это форма организации и деятельности граждан для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые ими органы социальных, экономических, политических и культурных вопросов местного значения. Местное самоуправление организуется исходя из интересов населения и особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Формами осуществления местного самоуправления в Беларуси являются:
- местные Советы депутатов;

- органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и другие органы, в том числе единоличные);
- местные референдумы;
- собрания (сходы) граждан;
- иные формы прямого участия граждан в государственных и общественных делах.
Местное самоуправление осуществляется в границах административно-территориальных и территориальных единиц. Ст. 12 Закона «О местном самоуправлении и местном хозяйстве в Республике Беларусь» в Беларуси устанавливает три территориальных уровня местных Советов:
- первичный, к которому относятся сельские, поселковые и городские (городов районного подчинения) Советы;
- базовый, включающий городские (городов областного подчинения) и районные Советы;
- областной, который представлен областными Советами. Минский городской Совет обладает правами базового и областного Советов.
Наряду с системой местного самоуправления в Беларуси существует местное управление — форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Единая система органов местного управления в Республике Беларусь состоит из областных, районных, городских, поселковых и сельских исполнительных комитетов и местных администраций.

27. Место и роль судебной власти в гос. механизме.

Судебная власть – система полномочий и государственных органов по осуществлению правосудия на основе Конституции страны и принятых в соответствии с ней иных нормативно-правовых актов.

Структура судебных органов:

Конституционный Суд Республики Беларусь;

Общие суды (Верховный Суд Республики Беларусь, областные, городские, военные суды);

Хозяйственные суды (Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, областные и городские хозяйственные суды);

Хозяйственный суд города Минска.

Задачи судебных органов:

*защита конституционного строя Республики Беларусь, интересов личности, общества и государства;

*правовое, гражданское воспитание граждан.

Основные принципы правосудия:

-независимость судей и их подчинение только закону;

-коллегиальность рассмотрения дел, состязательность и равенство сторон в судебном процессе;

-гласность судебного разбирательства;

-обеспечение обвиняемому права на защиту;

-обязательность судебных актов для всех организаций и граждан;

-неприкосновенность судей.

Статья 116 Конституции Республики Беларусь: «контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь».

Конституционный суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.

Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов конституционного Суда – 70 лет.

Нормативные акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу в порядке, определяемом законом.

В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента конституции Республики Беларусь.

Компетенция, организация и порядок деятельности конституционного Суда определяются законом.

28. Институты государственной власти в Республике Беларусь

Высшими органами государственной власти в Республике Беларусь являются: Президент, парламент, правительство и суды.

Президент Республики Беларусь является главой государства, главнокомандующим Вооруженными Силами, главой Совета Без- опасности, гарантом Конституции Республики Беларусь. Перед белорусским народом Президент несет ответственность за суверенитет, национальную безопасность страны, ее территориальную целостность, политическую и экономическую стабильность. В компетенцию Президента Республики Беларусь входят: реализация основных направлений внутренней и внешней политики, представление белорусского народа на международной арене; подписание проектов законов; предоставление амнистии осужденным заключенным; присуждение государственных наград, званий и чинов; назначение очередных и внеочередных выборов в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы; роспуск нижней палаты Парламента. С согласия Палаты представителей Президент осуществляет назначение на должность Премьер-министра и самостоятельно определяет структуру правительства Республики Беларусь. Президент предлагает кандидатов на должность председателей Конституционного, Верховного, Высшего Хозяйственного Судов с согласия Совета Республики. Назначает самостоятельно 6 судей Конституционного Суда и судей других судов; имеет право на освобождение от должности всех вышеперечисленных лиц; своими указами определяет дату проведения республиканских референдумов по собственной инициативе. Осуществляет назначение 6 членов Цен- тральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов; с согласия Совета Республики – назначение Председателя Центральной комиссии по выборам и про- ведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, председателя и членов правления Национального банка.

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами, не имеющий судимости. На основании решения референдума 17 октября 2004 года было отменено ограничение на количество сроков пребывания на посту Президента одного лица. Легитимность выборов Президента пред- полагает: в голосовании должны принять участие более половины зарегистрированных избирателей, а претендент должен получить голоса более половины граждан, принявших участие в голосовании. Высшим законодательным органом Республики Беларусь является парламент (Национальное собрание), который состоит из двух палат.

Обе палаты избираются сроком на четыре года. Палата представителей (нижняя) включает 110 человек. Депутатом нижней палаты может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. В Совет республики (верхняя палата) входят по 8 представителей от шести областей, 8 человек от г. Минска и 8 человек назначает Президент. Депутатом верхней палаты может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет. Национальное собрание собирается на сессии два раза в год (2 октября и 2 апреля). Продолжительность сессии не должна превышать 80 дней. Полномочия парламента заключаются в рассмотрении и принятии законов. Депутаты дают согласие на назначение премьер-министра, назначают выборы президента; ратифицируют международные договоры и др. Для правомочности заседаний парламента необходимо присутствие не менее 2/3 от полного состава палат. Решение считается принятым, если за него проголосует простое большинство.

Правительство – высший орган исполнительной власти, его полномочия регулируются Конституцией. Правительство подотчетно Президенту и ответственно перед Парламентом. Президент определяет структуру Правительства, состоящего из: Премьер-министра, заместителей, министров, председателей госкомитетов, главы Администрации Президента, председателя Комитета государственного контроля, председателя Правления Национального банка, президента Национальной академии наук. Компетенция: контроль над национальным бюджетом, внутренняя и внешняя политика, программы экономического и социального развития, национальная безопасность и оборона. Судебная система Республики Беларусь включает Конституционный суд, суды общей юрисдикции, экономические суды. Образование чрезвычайных судов запрещается. Конституционный суд обязан проверять соответствие законодательных актов статьям Конституции. Суды общей юрисдикции занимаются гражданскими, уголовными и административными делами, а также делами военнослужащих. В систему судов общей юрисдикции входят: Верховный Суд Республики Беларусь; областные суды; суд города Минска; городские (районные) суды; военные суды. Экономические суды призваны защищать экономические и хозяйственные интересы физических и юридических лиц, в том числе и иностранных. В систему экономических судов входят: Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областей, хозяйственный суд города Минска.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал