Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
И классификация
Общественные движения – это более или менее многочисленные объединения граждан, создаваемые добровольно для достижения какой-либо общей социально значимой цели. Их главное отличие от политических партий состоит в том, что они не ставят своей целью завоевание власти, хотя в процессе своей деятельности могут напрямую к ней апеллировать. Общественные движения, как правило, имеют широкую социальную базу. Они опираются на самые различные классы, группы, слои, отличаются многочисленностью, сравнительно молодым возрастом участников. Общественные организации так же, как и общественные движения, – это неправительственные, негосударственные институты, которые создаются для решения социальных проблем и реализации общественных интересов. Их главное отличие от общественных движений в том, что они располагают более или менее разветвленным аппаратом, имеют четкую структуру, устав, постоянное членство, централизованное руководство. В силу этого общественные организации более устойчивы, т. е. могут существовать более продолжительное время. Причины возникновения общественных движений и организаций различны: потребность в совместной солидарной деятельности людей, в решении той или иной социальной проблемы; -разные изменения политической, экономической ситуации в стране; -повышение уровня информированности общества; -глобализация современного мира; -возникновение межэтнических противоречий, угрозы между- народного терроризма. В становлении и развитии общественных движений и организаций выделяют несколько стадий: -создание предпосылок движения, т. е. возникновение определенного социального беспокойства по поводу той или иной нерешенной проблемы (например, угроза ядерной войны, дискриминация женщин и т. п.); -формулировка целей и задач. На этой стадии создается более или менее четкая программа действий; -агитация, на которой происходит вербовка сторонников движения. В этот момент на первый план выходит пропаганда целей и разъяснение задач движения. -развернутая деятельность, на этом этапе происходит осуществление программы; -затухание движения, которое наступает в случае, если цели движения либо осуществлены, либо оказались неосуществленными. Движение либо прекращает свою деятельность, либо бюрократизируется и переходит в новое качественное иное состояние. Общественные движения и организации очень близки по сво- им целям, задачам, формам действия и выполняют в политической жизни сходные функции: -защита интересов и их представительство; -объединение граждан; -мобилизация действий по решению отдельных социальных проблем; -обеспечение обратной связи между гражданами и властью. Перечисленные функции убеждают нас в необходимости существования общественных движений и организаций для нормального развития политических процессов. В свою очередь, граждане имеют возможность в цивилизованных формах влиять на процесс принятия политических решений органами государственной власти и управления на различных уровнях. Современные общественно-политические движения и организации в соответствии с основными критериями можно классифицировать следующим образом: 1-В зависимости от целей, которые преследуют движения: -антивоенные, антиядерные; -движения неприсоединения; -правозащитные; -за охрану окружающей среды и др. 2-С учетом масштаба движения: -местные; -региональные; -национальные; -международные; -глобальные. 3-На основе особенностей половозрастных групп: -молодежные; -ветеранские; -детские; -студенческие. 4-На социальной основе: -рабочие; -крестьянские; -буржуазные; -движения интеллигенции; -мелких собственников и др. 5-На основе экономического интереса: -профсоюзы; -кооперативные организации; -предпринимательские союзы. 6-По профессиональному признаку различают: движения врачей, юристов, учителей, ученых, служащих, писателей, домохозяек и т. д. 33. Сущность, природа и функции политического лидерства Само слово «лидер» в переводе с английского означает «ведущий», «руководящий». В современной политологии политически- ми лидерами называют авторитетных субъектов политического процесса, не обязательно занимающих высокие командные посты, но способных к консолидации различных социальных групп для решения проблем общественного развития. При этом следует подчеркнуть, что лидер может завоевать авторитет при наличии следующих условий: -если у него есть четкая программа действий, соответствующая тенденциям социального прогресса; -если его отличает знание проблем, связанных с реализацией программы, и готовность нести личную ответственность за результаты и методы работы по ее воплощению в жизнь; -если он способен создать систему политического руководства и управления, обеспечивающую возможность вести за собой группу последователей на реализацию принятой программы развития; -лидер должен уметь создавать такой морально-психологический климат, который бы обеспечивал наиболее благоприятные условия политической жизни. Политическое лидерство представляет собой способ взаимодействия людей, предусматривающий влияние одного человека, группы людей на других в целях организации совместной политической деятельности. Для понимания политического лидерства важное значение имеет исследование его природы. Приоритет здесь принадлежит зарубежным политологам и социологам. Можно выделить три наиболее типичные точки зрения по этому вопросу: -лидер как совокупность необходимых психологических качеств (теория «черт лидера»). Это попытка объяснить лидерство на основе наследственности (основоположник – Ф. Гальтон); -лидер как выразитель интересов группы. Проблема лидерства неизбежно ставит вопрос о взаимоотношениях лидера и группы. В этих взаимоотношениях лидер иногда выступает в качестве «функции группы», то есть группа сама выбирает лидера, наделяя его полномочиями выражать ее интересы (Т. Парсонс); -лидер как «функция ситуации». Сторонники ситуационного под- хода считают, что каждая ситуация выдвигает своего лидера, который отвечает именно данной ситуации, а не иной другой. Например, человек, действующий в условиях рыночной экономики в выработке у себя качеств, соответствующих конъюнктуре, спросу, стремится дороже продать свои знания и умения. Лидером становится тот, кто лучше исполняет роль в данной конкретной ситуации; Эволюция политического лидерства на практике проходит не- сколько стадий: -возникновение общественных движений и выделение их лидеров; -образование политических партий, выработка их программных установок и организационных принципов; -формирование иерархии партийно-политического руководства; -борьба за власть, приход партий к власти, участие в управлении страной, делегирование партийных лидеров на руководящие государственные должности, появление лидеров-руководителей. И если то, что предлагает партия или общественно-политическое движение в решении насущных проблем приемлемо для большинства членов общества, то партия или движение и их лидеры приобретают признание, становятся общенациональными лидерами, получают права на власть. К функциям политического лидера относят: четкую формулировку целей, нахождение и принятие оптимальных политических решений; -интеграцию общества, сплочение масс. Лидер призван воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей, подавать пример служения народу и государству; -социальный арбитраж и защиту масс от беззакония, самоуправства бюрократии, поддержание порядка и законности с помощью контроля, поощрения и наказания. Успешное выполнение этой функции возможно лишь при условии опоры лидера на большинство народа; -инициирование обновления, оптимизма и социальной энергии, мобилизацию масс на реализацию политических целей. Лидер при- зван охранять народные традиции, своевременно замечать ростки нового, обеспечивать прогресс общества, вселять в людей веру в общественные идеалы и ценности; -коммуникацию власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи и тем самым предотвращение отчуждения граждан от политического руководства. В условиях сложной, многоступенчатой иерархии, ее бюрократизации эта функция особенно значима. Такими каналами связи являются СМИ и, прежде всего, телевидение, встречи с избирателями, где президенты и другие политические лидеры имеют широкие возможности непосредственного общения с народом. 34. Типология политического лидерства. Современные тенденции в развитии политического лидерства Каждый лидер обладает специфическими чертами характера, ме- тодами руководства, воздействия на массы, способами достижения поставленных целей и т. д. Исходя из различных критериев, можно выделить разные типы лидеров. По В. Парето, лидеры делятся на «лис» и «львов». Тип политика- лисы соединяет в себе такие качества, как умение лавировать, предугадывать ход событий, скрывать свои истинные цели, намерения, быть хитрым, осторожным, уметь не попасть в расставленные капканы, запутать свои следы и т. д. Политики-львы, как правило, действуют прямолинейно, методом силового давления и чаще всего попадают в капкан. Их основной принцип – сокрушать противника в решающий момент в открытом бою. Одной из наиболее признанных является типология лидерства, предложенная немецким социологом М. Вебером, который под лидерством понимал способность «отдавать приказы и добиваться повиновения». Согласно этому он различал три типа лидерства: -традиционное, основанное на вере в святость традиций (например, старший сын монарха после его смерти «законно» становится новым королем); -рационально-легальное, или бюрократическое, базирующееся на вере в законность существующего порядка и его «разумность». В нем лидер-чиновник выступает не как индивидуальность, от которой исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной и целесообразной с точки зрения поддержания целостности социальной системы; -харизматическое лидерство возникает на крутых поворотах истории. Понятие «харизма» заимствовано М. Вебером из раннехристианской литературы и означает «боговдохновленность». Этот тер- мин применяется к индивиду, который выделяется из среды «обыкновенных» людей и считается наделенным сверхчеловеческими или, по крайней мере, исключительными способностями. Большинство политологов признают, что харизматическое лидерство наиболее характерно для тоталитарных структур. В то же время не исключено проявление харизмы и в демократических государствах (свидетельством этому является феномен генерала де Голля). Интересная типология лидеров предложена М. Херманн. Она различает среди лидеров «знаменосца», «торговца», «марионетку», «пожарного». У «знаменосца» есть идеал, ради которого он стремится изменить политическую систему. Такой лидер определяет цели и указывает направления деятельности своим сотрудникам, увлекает их за собой. В подобном подходе к лидерству центром внимания является сам лидер и его характерные черты. Для лидера - «торговца», в первую очередь, свойственна способность привлекательно преподнести свои идеи, заставить «купить» их, убедить лю- дей в их преимуществе, вовлекая массы в осуществление задуманного. В данном случае лидерство предполагает внимательное отношение к потребностям людей и помощь в их удовлетворении. Лидер третьего типа «марионетка» выступает служителем, выразителем интересов своих приверженцев, которым руководят и придают силу его сторонники. Лидер – агент группы, щит от ее имени. Лидер - «пожарный» отличается быстрой реакцией на насущные потребности момента. Его руководящая роль проявляется в ответах на про- исходящее в действительности. Ситуация рождает спрос, лидер дает ответ. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре типа лидерства в различном их сочетании. М.Г. Бернс разделяет лидеров на две категории: лидеры-преобразователи и лидеры-дельцы. Первые действуют в соответствии со своей концепцией общественного развития. Вторые сосредоточивают внимание на деталях без формирования глобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге. Бернс считает, что лидерство, вытекающее из партийно-политической деятельности, в нормальных условиях приводит к «деловому» типу, а в революционных – к «преобразующему». Польский политолог Ежи Вятр по отношению к идеологии выделяет типы лидера-идеолога и лидера-практика. Первый верен идеологии своего движения даже при угрозе потери власти и влияния, второй способен отказаться от идеологических принципов во имя сохранения власти. К современным тенденциям в развитии политического лидерства относятся: во-первых, политическое лидерство становится все более тесно связанным с политическими институтами. Это значит, что стихийное появление политических лидеров, выдвинувшихся благодаря случайному стечению обстоятельств, станет все менее вероятным. Сегодня лидеров готовят, выдвигают и поддерживают партии, общественные движения, отдельные государственные структуры; во-вторых, политическое лидерство становится все более профессиональным. Жизнь современного общества настолько сложна и динамична, что решение возникающих проблем, требует профессиональных навыков; в-третьих, новой тенденцией в развитии политического лидерства в последние десятилетия является концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Особенно это отличает политических лидеров демократических государств; в-четвертых, современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества. Они должны рассматривать свою внутреннюю политику как составляющую общемирового, глобального процесса.
|