Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Политическое участие: формы, мотивы, проблемы. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Политическое участие – влияние граждан на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Формы политического участия: разнообразные действия по делегированию полномочий, Активистская деятельность направленная на поддержку партий и кандидатов, Посещение митингов, Контакты с представителями органа власти, Участие в деятельности партий и групп интересов. Мотивы политического участия. 1. Мотив интереса. 2. Познавательные мотивы. 3. Мотив власти над людьми. 4. Идеологические мотивы. 5. Мотив преобразования мира. 6. Меркантильные мотивы. На уровень политического участия влияют различные социальные факторы. Многие люди выключены из политической жизни. Абсентеизм – уклонение от участия в политической жизни, утрата интересов в политике и политических нормах, т.е. политическая апатия (проблема неучастия) 36. Теории элит. Структура, функции и типология политических элит Слово «элита» в переводе с французского означает «лучшее», «отборное», «избранное». Э лита – это сплоченная и привилегированная группа, обладающая высоким статусом и влиянием, которые обусловлены ее непосредственным участием в принятии важнейших политических решений, связанных с использованием государственной власти или воздействием на нее. Первые современные классические концепции элит возникли в конце XIX – начале XX вв. Они связаны с именами Г. Моски, В. Парето, а также Р. Михельса. Их объединяют следующие общие черты: -признание элитарности любого общества, его разделение на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Такое разделение закономерно вытекает из естественной природы человека и общества; -особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана, в первую очередь, с природными дарованиями и воспитанием; -групповая сплоченность. Элита представляет собой более или менее сплоченную группу, объединяемую не только общностью профессионального статуса и социального положения, но и элитарным самосознанием; -легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство; -структурное постоянство элиты, ее властных отношений, хотя персональный состав элиты изменяется, ее отношения господства в своей основе неизменны; -формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Политическая элита промышленно развитых государств неоднородна. В структуру современной политической элиты входят различные социально-профессиональные группы: политические лидеры, чиновничество, интеллектуалы, бизнесмены, технократы. Все они отличаются различной степенью влияния на процесс принятия важнейших политических решений. Существуют различные подходы к рассмотрению структуры со- временной политической элиты. Так, современный индийский политолог П. Шаран делит современную элиту на три группы: высшая, средняя и административная. Кроме них выделяется маргинальная элита, т. е. потенциальные кандидаты в среднюю элиту, которым недостает тех или иных критериев для вхождения в нее. Высшая элита представлена теми, кто непосредственно участвует в процессе принятия политических решений или оказывает на него существенное влияние. Их численность – от ста до двухсот человек, они занимают руководящие посты в институтах государственной власти, крупных политических партиях и т. п. Средняя элита формируется на основе трех переменных: доходов, профессионального статуса и образования. Она составляет 5 % взрослого населения страны, объединенного указанными показателями. К административной элите относится высший слой государственных служащих, занимающих руководящие посты в министерствах, департаментах и других органах управления 37. Роль выборов в политическом процессе. Функции выборов Практика выборности должностных лиц существовала еще в древности. В Древней Греции и Риме участие свободных людей в голосовании было обязательным и за это даже платили. В период средневековья и абсолютизма этот институт исчезает на сотни лет. Возродились выборы и избирательное право только в эпоху буржуазных революций в ХVIII в. В общественно-политической жизни общества выборы имеют большое значение. Это один из главных институтов политической системы. Выборы – это совместное и независимое волеизъявление граждан в форме голосования в пользу тех или иных кандидатов на должности в публичных органах власти; это способ формирования органов государственной власти; это способ смены правящих элит и передача власти мирным путем. Именно путем выборов граждане реализуют свои права на управление страной через своих представителей. Избрание депутатов по- рождает ответственность органов власти перед населением. Через выборы формируются парламенты, органы местного управления, выбираются главы государств. Выборы – это форма контроля масс за правящими кругами. Если власть не выражает интересы народа, то он имеет право через выборы ее сменить. Успешное проведение выборов и признание их результатов – важнейший признак легитимности власти и наличия демократического общества. В демократических государствах организация и проведение вы- боров подчинены определенным принципам: обязательность, открытость, периодичность, свобода, альтернативность выборов. Ранее институт избирательного права регулировался только внутренним законодательством страны. Современное избирательное право исходит из устоявшихся международных стандартов при строгом соответствии конституции страны. Периодичность выборов устанавливается через законы страны. Иногда проводятся внеочередные выборы, что может быть связано с введением чрезвычайного положения или невозможностью главы государства исполнять свои полномочия (болезнь, смерть). Весь народ страны в выборах участия не принимает. Существует понятие избирательный корпус – это совокупность граждан, по за- кону обладающих правом голоса. Избирательный корпус и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают по своему объему, т. к. часть граждан по ряду причин лишена права участвовать в голосовании. Законодательство ряда стран предусматривает легальное основание для лишения избирательных прав определенных категорий граждан. Не имеют права голосовать: члены королевской семьи; лица, отбывающие тюремное наказание; постоянно или временно лишенные политических прав; банкроты и т. д. Кроме того, существует понятие «электорат» – это часть избирательного корпуса, голосующая за конкретного кандидата или партию. Выборы в обществе выполняют следующие функции: - креативная (создавать) – благодаря выборам создаются представительные органы; -выражение воли избирателей – состав парламента отражает политические предпочтения и настроения избирателей; -легитимации власти – в результате выборов парламенты становятся и признаются законными; контрольная – периодические выборы позволяют избирателям контролировать избранников и в случае необходимости, могут от- казать им в доверии и избрать других. 38. Избирательное право: сущность, принципы и виды Избирательное право – это совокупность законов, регулирующих процедуру выборов (кто может избираться, порядок выборов, подведение результатов голосования, порядок отзыва и т. п.). Избирательное право бывает активным и пассивным. Активное избирательное право означает, что гражданин может избирать и отзывать депутатов, участвовать в референдумах («я выбираю»). Пассивное избирательное право предполагает, что гражданин может быть избран сам, может занять место в парламенте или каком- либо другом представительном органе («меня выбирают»). Участие в выборах – это гражданский долг каждого избирателя. Всеобщность, равенство, тайна голосования, добровольность – это основные принципы, которые отличают выборы. Всеобщность избирательного права означает, что оно предоставляется максимальному числу взрослого населения страны независимо от пола, расы, языка, социального, имущественного положения, профессии, образования, конфессии, политических убеждений. В соответствии с этим принципом избирать и быть избранными мо- гут практически все за некоторыми исключениями. Эти исключения принято именовать цензами. Избирательный ценз – это дополнительные требования, предъявляемые и к тем, кто избирает, и к тем, кого избирают. Наиболее распространены: возрастной ценз, ценз гражданства, ценз оседлости, реже – имущественный, образовательный, ценз пола и ценз несовместимости. Принцип равенства означает, во-первых, что каждый избиратель должен располагать равным числом голосов, чаще всего – одним. Во- вторых, все избиратели голосуют на равных условиях, т. е. избирательные округа по своей численности должны быть примерно одинаковыми. На каждого депутата должно приходиться одинаковое число жителей или избирателей округа. Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом избиратель сам лично решает – участвовать ли ему в выборах, за кого отдать свой голос. Принцип тайного голосования означает, что избиратель подает свой голос без ведома и согласия других лиц, тем самым исключается какая-либо возможность контроля за его волеизъявлением. Голосование может быть очным (непосредственным) – избиратель реализует право избирать – и заочным, когда его волю реализуют по его поручению другие лица. При очной форме голосования избиратель заполняет бюллетени. В некоторых африканских и азиатских странах, где значительная часть населения неграмотна, вместо бюллетеней используются урны с портретами кандидатов, куда избиратели опускают шар или жетоны. Принцип добровольности означает, что избиратель самостоятельно принимает решение о своем участии в избирательном процессе. Органы власти не вправе принуждать граждан к участию или неучастию в выборах – это называется свободным вотумом избирателя. В то же время некоторые избиратели не являются на избирательные участки. Это явление получило название абсентеизм. Его причинами могут быть: конформизм, аполитичность, разочарование и неверие в результативность выборов, некоторые заранее согласны с любой из политических программ, их устраивает любая (только бы ничего не менялось радикально). Способы преодоления абсентеизма предполагают введение обязательного вотума или обязательного голосования (Австралия, Австрия, Бельгия, Голландия, Италия). Выборы квалифицируются как «общественная функция», не только право, но и обязанность граждан. Закон предусматривает санкции против не пришедших голосовать: в Италии – выносится порицание исполнительными органами, вывешиваются списки, не пришедших на голосование; в Австралии и Люксембурге – выплачивают денежный штраф; в Австрии и на Кипре – 4-х недельное тюремное заключение. 39. В основе мажоритарной системы лежит принцип большинства (фр. majorite – большинство). Избранным считается кандидат, по- лучивший установленное большинство голосов избирателей. Существует две ее разновидности: абсолютного и относительного большинства. В первом случае (Франция Австралия) избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов (50 % + 1 голос). Так как не всегда кандидату удается собрать более половины голосов в первом туре, то проводится второй. При этом избранным считается кандидат, набравший на один голос больше, чем его конкурент. Эти выборы способствуют формированию стабильных партийных блоков. На выборах по мажоритарной системе относительного большинства побеждает кандидат, набравший больше голосов, чем любой из его конкурентов (США, Канада, Великобритания). Политическим следствием ее применения является наличие в стране двух крупнейших, постоянно чередующихся у власти политических партий. Победившей партии предоставляется полное управление, а проигравшая партия автоматически становится оппозицией. 40. Пропорциональная система предоставляет избирателям право выбора партийных списков и основывается на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами, которые распределяются между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного окру- га избирается не один, а несколько депутатов. Существует три разновидности партийных списков. Часть стран (Испания, Греция, Португалия, Израиль) придерживается правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. В ряде стран (Бельгия, Италия) применяется система открытых списков. Избиратели голосуют за список, но в нем могут изменить места кандидатов, выразив свое предпочтение (преференцию). В некоторых странах (Швейцария, Люксембург) существует форма списка, называемая панаширование (смешивание), при которой избиратель имеет право голосовать за определенное число кандидатов, принадлежащих к разным партийным спискам. Для определения результатов голосования устанавливается квота, т. е. минимум голосов, необходимый для избрания одного депутата. Для этого общее число поданных по данному округу (стране) голосов делится на число депутатских мест. Места между партиями распределяются делением полученных ими голосов на квоту. Пропорциональная избирательная система позволяет учитывать симпатии населения, стимулирует многопартийность, создает благоприятные условия для деятельности небольших политических партий. Вместе с тем имеются и недостатки. В условиях многопартийности затруднено формирование стабильного правительства. Пропорциональная система не дает возможности избирателю оценить личные достоинства кандидата, поскольку он выбирает не человека, а партию. Кроме того, мелкие партии, в обмен за поддержку крупных партий требуют постов, привилегий, не соответствующих их реальному месту в политической системе. Это создает условия для коррупции, перерождения партий и т. д. Система, которая призвана соединить достоинства и по возможности исключить недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, называется смешанной (Германия, Россия). Избиратель имеет право на два голоса: первый – за кандидата по мажоритарной системе, а второй – за партийный список. 41. Референдум (Р) -прямое всенародное голосование, предусмотренное законодательством или затребованное исполнительной или законодательной властью, по определенному вопросу государственной или общественной жизни. Р. проводятся по вопросам важного политического значения. Основные виды: Обязательный Р. - это всенародное голосование, проводится автоматически в обстоятельствах, определенных в конституции или законодательстве. Результаты такого голосования имеют обязательную силу. Обязательные референдумы могут быть предусмотрены для принятия решения по заранее предопределенным вопросам большой национальной значимости, такие как, присоединение к международным соглашениям, передача власти международным органам. Обязательные референдумы могут также проводиться в заранее предопределенных ситуациях. Например, в президентских системах, где в случае разногласия между президентом и законодательным органом инструментом разрешения спорных вопросов может быть референдум. Факультативный Р.- всенародное голосование, проводимое по формальному затребованию, которое может исходить от исполнительной власти, ряда членов законодательного собрания и тп Результаты голосования могут быть или не быть обязательными для исполнения. Видом факультативных Р. являются аннулирующие Р. Аннулирующий Р.- всенародное голосование за поддержку или отмену закона или постановления, принятого и обнародованного законодательным органом и уже вступившего в действие (собираются подписи для его проведения). Достоинства: 1. Р. Может помочь привлечь интерес избирателей к политике и демократии. 2.Помогают правительству решать политические проблемы. 3.Посредством Р.Правительства получают народное одобрение на глобальные перемены. Недостатки: 1. ослабляют представительную демократию, снижая роль и важность выбранных представителей. 2.возможность для выбранных представителей избежать принятия непопулярного решения по спорному вопросу. 3. избиратели не всегда обладают осведомленностью или информацией, которая необходима для принятия компетентных решений по актуальному вопросу. 42. Избирательное право и избирательная система в Республике Беларусь Избирательная система – совокупность норм, правил и приемов, определяющих пути формирования выборных органов. В Республике Беларусь действует мажоритарная избирательная система абсолютного большинства при избрании депутатов парламента и Президента. Выборы в местные Советы – по мажоритарной системе относительного большинства. Депутаты нижней палаты Национального собрания и депутаты местных Советов определяются по округам. Всего в Беларуси 110 избирательных округов – столько же, сколько мест в Палате представителей. В законодательстве определено, что выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25 % избирателей, внесенных в списки для голосования. Победителем считается тот кандидат, который набрал 25 % + 1 голос избирателей, при- шедших на выборы. Если этого не удалось достичь ни одному из кандидатов, назначается второй тур. Здесь избирателю предстоит сделать свой выбор из двух кандидатов, набравших в первом туре наибольшее число голосов. Победителем считается тот из них, который набирает 25 % + 1 голос, пришедших на выборы граждан. По мажоритарной системе избирается и Президент страны. Однако в этом случае действуют несколько иные нормы. Так, выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более 50 % граждан, включенных в списки. При этом победителем является тот, за кого проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один кандидат не набирает нужного числа голосов, то в двухнедельный срок проводится второй тур голосования по двум кандидатам, набравшим наибольшее количество голосов. Для того чтобы победить, достаточно набрать относительное большинство. В Конституции Республики Беларусь продекларировано, что вы- боры в нашей стране являются всеобщими, свободными, равными, прямыми и тайными. Активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. В Палату представителей можно быть из- бранным по достижении 21 года, в Совет Республики – 30 лет, на пост Президента страны – 35 лет. Лишены избирательного права лица, не имеющие гражданства, а также люди, признанные судом недееспособными или содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. Избиратели имеют равное число голосов и избирают депутатов непосредственно сами, не прибегая к чьему-либо посредничеству. При этом каждый избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого отдать свой голос. Его свобода гарантируется ст. 65 Конституции Республики Беларусь. 43. Политическая культура: сущность, функции, типы Политическая культура – это совокупность политических знаний, ценностных ориентаций, моделей поведения, посредством которых осуществляется взаимодействие субъекта с государством и его вхождение в политическую действительность. Она отражает степень цивилизованности общества и личности, их способности руководствоваться определенными правилами политического действия и поведения. Структурно политическая культура предполагает ряд уровней. На мировоззренческом уровне человек встраивает представления о поли- тике в свою индивидуальную картину мировосприятия. На гражданском уровне человек оценивает собственные возможности защищать свои права и интересы, вырабатывает качественно новый уровень понимания своего политического статуса. На политическом уровне человек вырабатывает отношение к конкретным формам политического режима правления, формулирует мировоззренческие принципы. Составные элементы политической культуры: -познавательный (политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления); -нравственно-оценочный (политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения); -поведенческий (политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое по- ведение); -ценностные отношения (общекультурные ориентации, отноше- ние к власти и политическим явлениям и процессам). Через функции политической культуры можно отследить, как она влияет на общество, граждан и на власть. Познавательная функция вооружает людей знаниями о поли- тике (политических и правовых нормах, законодательстве, политических принципах, способах политического управления обществом, структуре и функциях политической системы и т. д.). Воспитательная функция формирует политическое сознание и умение осмысливать политические знания; прививает навыки практического участия в политической жизни; формирует навыки грамотного политического анализа; вырабатывает способности объективного анализа политических деятелей, партий и т. п. Регулятивная функция обеспечивает гражданам способность компетентного участия в политических ассоциациях и процессах. Коммуникативная функция обеспечивает преемственность прошлых, нынешних и грядущих поколений граждан с политическими традициями и историей, стереотипами политического мышления, опытом и идеями других стран и народов. Нормативно-ценностная функция закрепляет необходимые явления, установки, мотивы, оценки, нормы, цели, ценность которых подтверждена действующим законодательством; трансформирует эти новообразования в ориентиры практического поведения, общественного мнения и морали. Интегративная функция политическая культура – устойчивая основа для объединения народа страны на патриотической основе, для эффективной интеграции во всех сферах общественной жизни, укрепления политической системы и политического режима страны. Защитная (охранная) функция сохраняет политические традиции и ценности, общественный строй, духовность, государственность, нравственность общества, стабильность политической системы. Прогностическая функция способствует определению возможных путей развития общества и политической системы, помогает прогнозировать будущее. Ученые выделяют три классических типа политической культуры: -патриархальный; -подданнический; -активистский. Патриархальный тип: у граждан нет интереса к политике, их интересуют только местные проблемы, низкий уровень активности и участия в общественной жизни, нет политической идентификации граждан. Подданический тип: граждане имеют лишь общие представления о политике, но не стремятся участвовать в ней; воспринимают государство, власть и политику как вышестоящую данность по отношению к их частной жизни; склонны ожидать от власти наказания за непокорность или поощрения за подчинение и дисциплину. Активистский тип: граждане грамотны и сознательны, интересуются политикой и активно участвуют в политической жизни, способны воздействовать на власть с целью удовлетворения собственных интересов. Современная версия типологизации политической культуры пред- полагает наличие следующих типов: -гомогенный (в демократической стране мирно сосуществуют на плюралистической основе различные системы ценностей и установок); --фрагментированный (в обществе несколько различных и кон- фликтующих систем ценностей, общего согласия о политическом устройстве и политическом поведении нет, вероятным является насильственное свержение политического строя, общество расколо- то на различные враждебные кланы по национальным или религи- озным признакам); ---смешанный (по отдельным вопросам согласие есть, а по дру- гим – оно невозможно); тоталитарный (в обществе преобладает коллективистская пси- хология и система ценностей, общая нетерпимость к инакомыслию, унификация интересов, культ государственной власти, ставка на силу в разрешении конфликтов, поиск внутренних и внешних врагов и мобилизация общества для борьбы с ними). 44. Политическая социализация личности Под политической социализацией понимается процесс включения индивида в политическую систему, результатом которого становится формирование политического сознания и поведения личности. Политическая социализация личности осуществляется на трех уровнях: -биологическом (внутриличностном); --психологическом (социально-психологическом); ---социальном. На биологическом уровне формируется сознание и политическое поведение человека под влиянием ряда факторов: наследственности, темперамента, пола, возраста, состояния здоровья и т. д. На психологическом уровне политическое сознание и поведение человека оказывается под воздействием следующих элементов: эмоции, воля, память, способности, мышление, характер и т. д. Социальный уровень социализации человека характеризуется его мировоззрением, интересами, целями, ценностными установками и ориентациями, которые усваиваются индивидом в процессе воспитания и непосредственно определяют его политическое поведение. Основные факторы политической социализации: усилия по политическому просвещению граждан и вовлечению их в политическую жизнь; стихийное влияние социальной и политической практики на макроуровне; влияние микросреды; личное участие индивида в общественно-политической жизни и его собственный социальный опыт. Результатом политической социализации личности становится ее политическое участие (или неучастие) в политическом процессе, преодоление отчуждения личности от власти и политики (или сохранение политической инертности человека). Критерием политического участия выступает политическая активность граждан, проявляющаяся в голосовании на выборах представительных органов власти, выборных должностных лиц, референдумах и в местном самоуправлении; вовлеченность в различные формы политической активности (сбор подписей, встречи с кандидатами, митинги, демонстрации, иные формы активности). Типы политической социализации: -гармонический; --плюралистический; ---конфликтный; ----гегемонистский. Гармонический тип: психологически нормальное взаимодействие индивида и властных институтов, рациональное и уважительное отношение личности и политической системы (развивается в культурно-однородной среде, зрелых демократических традициях и гражданском обществе). Плюралистический тип: опосредованный характер взаимодействия личности с политической системой, когда решающим фактором воздействия на личность становится многообразие различных субкультур, что не препятствует, в конечном счете, достижению консенсуса между обществом и личностью на основе признания всеми сторонами политического процесса либерально- демократических ценностей как основы компромисса. Конфликтный тип: политическая социализация формируется на основе противостояния и межгрупповой борьбы; над индивидом довлеют групповые интересы, что затрудняет достижение консенсуса с властью и другими группами (в этих условиях высока угроза политического насилия и ожесточенной борьбы между носителями различных политических субкультур). Гегемонистский тип: индивид негативно относится к любым политическим и социальным системам, признавая ценности своей социальной группы, религиозной системы или политической идеологии единственно верной и совершенной; чужой опыт воспринимается откровенно враждебно, поэтому компромисс невозможен. Стадии политической социализации: -политизация; --персонализация; ---идеализация; ----институализация. Политизация: у индивида формируется осознание политической власти как более важной, чем власть родителей, которые к этой власти относятся с трепетом. Персонализация: информация о политике и власти, полученная от родителей, в силу естественного познавательного интереса, приобретает форму ассоциативных образов власти (президент, политический деятель, милиционер и т. п.). Идеализация: на основе сложившихся ассоциаций формируется устойчивое эмоциональное отношение к политической системе (патриотизм). Институализация: власть начинает восприниматься в форме обезличенных институтов (государство, партии и т. д.), что свидетельствует об усложнении политических представлений и зарождений способности человека самостоятельно участвовать в политике. 45 Политическая идеология выступает в качестве рационально- ценностной формы мотивации политического поведения и представляет собой определенную доктрину, оправдывающую притязания той или иной группы лиц на власть (или ее использование) и добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям. В зависимости от иерархии ценностей идеологии бывают либеральные, консервативные и социалистические. Остальные идеологии представляют собой модификацию трех перечисленных и не претендуют на сплоченность больших социальных групп. 46. Консерватизм и неоконсерватизм Консерватизм (от лат. conserve – охраняю, сохраняю) – политическая идеология, ориентированная на сохранение и защиту традиционных, исторически сложившихся устоев общественной жизни, на признание нерушимости существующего порядка вещей, установленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а так- же ряда моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии, собственности. Возник в конце XVIII в. в Англии как реакция на успехи либерализма после буржуазных революций. Основоположниками консерватизма считаются Э. Берк, Ж. де Местер, Л. Де Бональд и Ф.Р. де Шатобриан, который впервые употребил данный термин. В Республике Беларусь многие исследователи считают умеренно-консервативными социально-политические воззрения С. Будного, жившего в эпоху Ренессанса. Принципы консервативной идеологии: нравственный абсолютизм, признающий вечность и незыблемость нравственных идеалов и ценностей, так как природа самого человека не меняется; традиционализм, являющийся основой, фундаментом здорово- го общества. Необходимость укрепления таких традиционных ценностей как государство, семья, религия; элитарность как продолжение аристократизма; свобода личности предполагает подчинение государственной власти и лояльность к ней; сильная власть, сильное государство, которое не должно зло- употреблять социальным попечительством, ибо последнее приводит к иждивенчеству; сильная экономика, основанная на частной собственности, ры- ночных отношениях и свободном предпринимательстве; приверженность к местному самоуправлению, региональным (национальным) ценностям; закономерность социального неравенства, т. к. люди неравны в отношении физического, умственного и нравственного развития. Во второй половине XX в. консерватизм эволюционировал по пути либерализации и популизма и к 80-м годам сложился неоконсерватизм. Формированию идей неоконсерватизма немало способствовал кризис научно-технической цивилизации и нравственных устоев. Неоконсерваторы предлагают: -усилить государственное регулирование в экономической и социальной сферах; -дать возможность каждому человеку зарабатывать, соблюдая принципы справедливого распределения доходов, справедливой заработной платы, справедливого налогообложения, справедливой по- мощи для проявления частной инициативы; -предоставить возможность выбора, где учиться и учить детей, где лечиться; -развить институты гражданского общества, усилить моральную ответственность гражданина и государства и укрепить приоритеты семьи и религии. Консервативная идеология, как и ее предшественница – либеральная идеология – носит реформистский характер и на современном этапе является одной из самых влиятельных в Великобритании, Германии, Италии, США. Идеи консервативной идеологии достаточно популярны и в Республике Беларусь, о чем свидетельствуют структурные элементы государственной идеологии. 47. Либерализм – как политическая идеология, одна из самых влиятельных в современном мире, объединяющая сторонников парламентского строя, демократических свобод и свободного предпринимательства, сформировалась в конце XVII–XVIII вв. в борьбе против феодальных порядков и абсолютизма. Классиками теории либерализма по праву считаются Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Вольтер, Ш. Монтескье. Либеральные ценности и принципы можно найти и у известных белорусских мыслителей А. Волана и Л. Сапеги. Принципы либеральной идеологии: индивидуальная свобода человека; ценность человеческой личности и изначальное равенство людей; неотчуждаемость прав человека на жизнь, свободу, собственность; деятельность государства на основе общественного консенсуса ради сохранения и защиты естественных прав человека; взаимоотношения человека и государства носят договорной характер; верховенство закона и равенство всех перед законом; разделение властей (правотворчество, правоприменение, правосудие) и создание системы их сдерживания и противовесов; частная собственность и ее неприкосновенность как гарантия независимости и достоинства личности; свободный рынок, личная инициатива и честная конкуренция; развитое гражданское общество, независимое от государства и политических институтов. Политическая идеология либерализма предлагает и свой набор ценностей: человек – высшая ценность, индивидуальная свобода, свобода от произвола государства, независимость от предрассудков, естественное неравенство людей, вера в социальный прогресс и силу разума и др. С середины XX в. начинается приспособление либеральной идеологии к новым целям социальной жизни, с чем и связано появление неолиберализма, основными идеями которого являются: -зрелое гражданское общество и правовое государство; -активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений; -использование плюралистических форм организации и осуществления политической власти; -консенсус управляющих и управляемых, посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе. Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и даже возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешивается, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В Республике Беларусь более распространены идеи экономического, политического, социального либерализма. 48. Современная социал-демократия Политическая идеология современной социал-демократии – продукт реформистского движения во II Интернационале (1889–1914). Родоначальниками по праву считаются Э. Бернштейн и К. Каутский. Сам термин введен в конце XIX в., с момента возникновения массовых политических партий. Большинство сторонников и теоретиков социал-демократизма отрицают неизбежность крушения капитализма. По их мнению, наступление социалистической эпохи связано не с крушением капитализма, а с развитием новых форм производства в условиях мирного развития капиталистической экономики при установлении социального равенства всех членов общества. К социализму приведут социальные реформы, направленные на обеспечение эффективной работы экономики и реализацию принципа свободы. Главной целью идеологии социал-демократов является построение общества, основанного на либерально-демократических ценностях. Социальная политика социал-демократов достаточна, привлекательна и плодотворна, что и сделало ее в конце 90-х гг. XX в. одной из авторитетных идеологий современности. Принципы социал-демократии: всеобщие выборы, предоставляющие возможность смены власти ненасильственными средствами; политический плюрализм и право на оппозицию; независимая судебная система, основанная на принципе верховенства закона; право на частную жизнь; гарантия прав и свобод личности и национальных меньшинств; все формы собственности равноправны (государственная, ко- оперативная, частная) в условиях рыночных отношений, однако признается и планирование, а государство регулирует рынок в ин тересах людей и не допускает доминирования большого бизнеса; экономическая деятельность отличается социальной направ ленностью и подконтрольна обществу; высокое качество жизни для всего общества, что означает достойные условия и содержание труда, всеобщее пенсионное обеспечение, доступное образование, практически бесплатное здравоохранение, бесплатный проезд для детей, контроль за состоянием окружающей среды; мир и всестороннее сотрудничество государств. В настоящее время наиболее заметные и сильные политические социал-демократические партии существуют в Европе, в таких странах, как Германия, Дания, Испания, Норвегия и, конечно же, Швеция, которая не участвовала в двух мировых войнах, а рабочая партия Швеции с 30-х гг. XX в. находилась у власти более сорока лет. Швеция создала свою модель социализма, которая характеризуется высокоразвитой экономикой смешанного типа, занятостью практически всего трудоспособного населения, сильной системой социального обеспечения, высочайшим уровнем образованности населения. 49. Международные отношения: понятия и сущность 16 Понимание политики как сложного и многогранного явления предполагает его анализ не только на общественном и личностном, но и на международном уровне. Это объясняется тем, что сама при- рода политики характеризуется взаимодействием и противоборством различных интересов и сил, как внутри той или иной страны, так и на международной арене. Исследование политики на между- народном уровне имеет свои особенности. Они связаны со спецификой внешней политики. Если внутри страны государство имеет монополию на политическую власть, на всю политику в целом, то на международной арене единого центра мировой политики нет, там действуют в принципе равноправные государства, отношения между которыми строятся различно. 17 Международные отношения представляют собой специфический вид общественных отношений, это совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, военных, гуманитарных и других связей и взаимоотношений между государствами, социальными, экономическими, политическими силами, действующими на мировой арене. Доминирующую роль в международных отношениях играют межгосударственные отношения. 18 Принципы международных политических отношений: признание суверенного равенства государств; нерушимость установленных границ, признание территориальной целостности государств; неприменение силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела других государств; уважение прав и свобод человека; равноправие и право народов распоряжаться собственной судьбой; развитие сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение субъектами мировой политики обязательств перед международным сообществом. 19 Виды международных отношений: политические, экономические, научно-технические, военно-стратегические, культурные. Основным субъектом международных политических отношений выступает государство, имеющее полномочия осуществлять внешнюю политику, участвовать в отношениях с другими государствами и организациями, заключать договоры и т. д. Наряду с государством в систему международных политических отношений входят раз- личного рода межгосударственные объединения, союзы и организации, призванные обеспечивать безопасность, как в отдельных регионах, так и в мире в целом. Также в роли важных субъектов между- народных политических отношений выступают религия и церковь. Наконец, весьма важным субъектом формирования и функционирования международных политических отношений выступают сами люди. Характерные черты современных международных политических отношений: -противоречивость перехода к многополюсному миру. Субъектами мировой политики являются более 200 суверенных государств, но доминирующая роль сохраняется за США. Мировая политика слабо предсказуема и нестабильна. Проявляются противоречия между западной, восточной, исламской цивилизациями; -глобализация политических и экономических отношений. Воз- растает роль общих закономерностей общественного прогресса и в то же время сохраняется разнообразие моделей социально-политического развития; -противоречивость и низкие темпы социально-экономических и политических преобразований в России, Беларуси и других бывших советских республиках. Влияние этих государств на мировые политические процессы минимально и неадекватно национальным интересам, социально-экономическому и военно-политическому потенциалу; -неустойчивость тенденции к демократизации и гуманизации мировой политики. Распад СССР, расширение числа субъектов мировой политики не ускорили «движение» международного сообщества к ненасильственному, безъядерному миру, новому, более справедливому мировому порядку. 50. Внешняя политика государств: сущность, субъекты, средства Внешняя политика – это деятельность государства на между- народной арене по реализации своих национальных интересов. Она отражает отношения государства с другими субъектами мировой политики. Внешняя политика государства преследует две неразрывно связанные между собой цели: 1) обеспечение благоприятных внешне- политических условий для осуществления внутриполитического курса; 2) участие в реализации внешнеполитических задач мирового сообщества. Средства осуществления внешней политики государства: дипломатические отношения с другими государствами; взаимодействие с международными организациями в целях укрепления всеобщей безопасности; взаимовыгодное сотрудничество с мировым сообществом, отвечающее общечеловеческим и национальным интересам. Методы внешней политики государства: заключение двусторонних и многосторонних соглашений; обмен информацией и визитами на разных уровнях; равноправные отношения в торговле, научно- технической, экономической, военно-политической и иных сферах. Во внешней политике современные государства нередко используют также методы военного противостояния, устрашения, силового давления на конкурента, принуждения к принятию невыгодных ему условий, возмездия в случае военных конфликтов. Взаимодействуя между собой, государства создают разнообразные по характеру деятельности, функциям, правам и полномочиям международные организации – универсальные (объединяющие все государства), специализированные (по специальным вопросам), региональные (по вопросам поддержания международного мира и безопасности). Сегодня действует широкая сеть межправительственных организаций: Организация Объединенных Наций (ООН); Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); Европейский Союз (ЕС); Лига арабских государств (ЛАГ); Организация американских государств (ОАГ); Международный валютный фонд (МВФ); Североатлантический блок (НАТО); Организация по без- опасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ); Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. Активными участниками международной жизни являются такие авторитетные организации, как Всемирная федерация профсоюзов (ВФП), Международная организация здравоохранения (ВОЗ) и др. Влиятельным и авторитетным участником внешней политики вы- ступают в наше время и религиозные организации. Значительное влияние на внешнюю политику государств оказывают международные монополии или транснациональные корпорации (ТНК). Они обладают большими финансовыми ресурсами, тесными контактами с правительственными структурами, что определяет их активное воздействие на состояние и стабильность всей системы международных отношений.
|