![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психология общения
Общение – социально-психологический процесс обмена информацией, чувствами и переживаниями, это восприятие и понимание людьми друг друга, организация совместной деятельности и взаимовлияние. Посредством общения люди добиваются взаимопонимания, вырабатывают целесообразную программу действий. Общение играет исключительную роль в развитии человека («личность развивается и формируется в деятельности и общении» - С.Л.Рубинштейн). В общении реализуется потребность в другом человеке, усваивается опыт, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения, духовные потребности, моральные и эстетические чувства, складывается характер. Основные стороны общения: коммуникативная (обмен информацией); перцептивна я (восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания). Механизмы социальной перцепции: рефлексия, эмпатия, аттракция, стереотипизация; интерактивная (обмен знаниями, идеями, действиями). Виды общения: вербальное (словесное), невербальное (мимика, жесты, позы, интонация и т.п.. Функции общения: прагматическая, подтверждающая, поддерживающая, формирующая. Особенности педагогического общения: - эмпатийность; - тактичность; - толерантность; - компетентность.
Речь – процессобщения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности. Язык – система средство общения, реализуемое в речи. Речевая деятельность связана со всеми сторонами человеческого сознания. Это могучий фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психическое процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Функции речи. В общении - коммуникация (общение), экспрессия (передача эмоционального отношения) . В мышлении – сигнализация (язык есть система словесных знаков), обобщение (каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению). Виды речи: внутренняя и внешняя. Внутренняя направлена на себя. Носит свернутый сокращенный характер. Внешняя – общение между людьми при помощи разговора или технических устройств. Делится на: устную (отличается сокращенным количеством слов и простотой грамматической конструкции); письменную (имеет четкий замысел, сложную смысловую программу; нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования кмыслительной деятельности ); аффективную (нет замысла, очень проста: «Ах!», «Ну, погоди!». Устная речь делится на диалогическую и монологическую. Для формирования профессионального самосознания самостоятельно по литературным источникам познакомиться с материалом по вопросам: - педагогическое общение как коммуникативная деятельность и как управление общением людей; - стили педагогического общения: авторитарный, демократический, либеральный; - индивидуальный стиль общения.
27. Психические процессы и психические состояния.
|